Налоговые доходы областных бюджетов

Тема 7: Республиканский и местные бюджеты

1. Содержание республиканского и местных бюджетов и их роль

2. Характеристика доходов республиканского бюджета

3. Состав и структура расходов республиканского бюджета и их назначение

4. Доходы местных бюджетов, их формирование и содержание

5. Расходы местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии регионов

~1~ Содержание республиканского и местных бюджетов и их роль

Республиканский бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе РБ. Он является самостоятельной экономической категорией, сущность которой проявляется через выполнение функций.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйства, культуры, строительства и обороны страны. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и г. Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития, достижения государственного социального стандарта по обслуживанию населения республики.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджеты областей и г. Минска, субсидии в виде дотаций и субвенций при недостаточности средств их бюджетов для выравнивания финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Республиканский бюджет предусматривает определение даты бюджетного планирования. Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении валового национального дохода между звеньями финансовой системы на основании государственной социально-экономической программы развития страны.

Республиканский бюджет осуществляется Министерством финансов РБ согласно законодательству и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу, организационную основу.

Составление проектов республиканского бюджета осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения финансирований Министерства финансов и его системы.

Составление проекта республиканского бюджета осуществляется в 2 этапа:

1) разработка расчетных показателей, необходимых при составлении бюджета на очередной финансовый год;

2) определение объема бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией.

Местные бюджеты представляют собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления. В состав местных бюджетов включаются средства целевых бюджетных фондов в порядке, установленном в законе о бюджете на очередной финансовый год.

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельских советов.

Местные бюджеты нижестоящих территориальных единиц не включаются в бюджет вышестоящих административно-территориальных единиц.

В соответствии с территориальными уровнями местные бюджеты делятся:

1) бюджеты первичного уровня;

2) бюджеты базового уровня;

3) бюджеты областного уровня.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные советы самостоятельно составляют и утверждают свои бюджеты. Исходя из общегосударственных интересов и интересов населения своей территории.

Местные бюджеты включают доходную и расходную части. Доходы местных бюджетов формируются за счет налогов и других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством РБ. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством. Регулирующие доходы ежегодно утверждаются в законе РБ «О бюджете» на очередной финансовый год.

По структуре доходы местных бюджетов делятся на:

– собственные, включая источники доходов, закрепленные законодательством РБ;

– дополнительные, включая источники, установленные местными советами в соответствии с законодательством РБ.

В местные бюджеты могут поступать субсидии в виде дотаций и субвенций. Ведущее место в местных бюджетах занимают областные бюджеты. Их доходы включают:

1) регулирующие доходы; 2) целевые сборы; 3) доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности; 4) административные сборы и платежи, штрафы и санкции и прочие поступления.

Доходы бюджетов базового уровня включают: 1) текущие налоговые доходы; 2) текущие неналоговые доходы: доходы от государственной собственности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям.

Доходы бюджетов первичного уровня включают: 1) текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы физических лиц и прибыль юридических лиц, внутренние налоги на товары, услуги, налоги на собственность.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, делятся между областными, районными и областными бюджетами.

Расходы местных бюджетов

Местные советы самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов за исключением сумм, выделенных из вышестоящих бюджетов. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые фонды.

При увеличении расходов местные советы самостоятельно решают вопрос о сбалансированности местных бюджетов (по 2009 г. включительно). В местных бюджетах предусматриваются суммы для возврата заемных средств и выплаты % по ним.

Местные бюджеты включают расходы на финансирование отраслей местного хозяйства, которое определяется с учетом первоочередного направления.

Местные советы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства от хозяйственной деятельности, выпуска ценных бумаг, осуществлять инвестиционную деятельность.

Составление местных бюджетов находиться в компетенции местных советов. Местные советы определяют сроки и порядок составления местных бюджетов. После утверждения республиканского бюджета и норматива отчислений в бюджеты областей и г. Минска осуществляется разработка областных бюджетов и прочих расчетных показателей по доходам и расходам бюджетов районов и городов. Для определения нормативов отчислений в эти бюджеты и суммы субсидий.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

1. налоговые доходы;

2. взносы на государственное социальное страхование;

3. неналоговые доходы;

4. безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

– республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

– пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

– проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

К неналоговым доходам относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

– штрафы;

– другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

– иностранных государств;

–. международных организаций;

– другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Налоговые доходы считаются уплаченными в доход соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством.

Днем уплаты других доходов в доход соответствующего бюджета признается:

– день сдачи плательщиком платежного поручения банку;

– день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм доходов, ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика денежных средств;

– день внесения плательщиком наличных денежных средств в банк.

Доходы считаются зачисленными в доход бюджета с момента их поступления на счет соответствующего бюджета.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:

– налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

– взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе;

– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

– безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами законодательства.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды. Они могут формироваться за счет доходов, определенных Бюджетным кодексом.

~2~ Характеристика доходов республиканского бюджета

Налоговые доходы республиканского бюджета

1. налог на прибыль – не более 50 %;

2. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не более 50 %;

3. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям – 100 %;

4. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр – 100 %;

5. налог на добавленную стоимость – не более 70 %;

6. акцизы – 100 %;

7. налог на приобретение автомобильных транспортных средств – 100 %;

8. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ – 100 %;

9. патентные пошлины – 100 %;

10. сбор за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ – 100 %;

11. экологический налог – см. подробнее ст. 30 Бюджетного кодекса;

12. таможенные пошлины и таможенные сборы – 100 %;

1.13. оффшорный сбор – 100 %;

14. государственная пошлина – 100 %;

15. консульские сборы – 100 %;

16. гербовый сбор – 100 %.

В республиканский бюджет могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законам

Неналоговые доходы республиканского бюджета

1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета – 100%;

2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, – 100 %;

3. средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций, – 100%;

4. плату за использование радиочастотного спектра – 100 %;

5. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, – 100 %, если иное не предусмотрено законодательными актами;

6. административные платежи – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;

7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, – 100 %;

8. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации, – 100 %, если иное не предусмотрено законодательством;

9. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;

10. удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством – 100 %;

11. штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, – 100 %;

12. возмещение потерь, вреда – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;

13. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет, – 100 %.

В республиканский бюджет могут также зачисляться другие неналоговые доходы, установленные законодательством.

~3~ Состав и структура расходов республиканского бюджета и их назначение

~4~ Доходы местных бюджетов, их формирование и содержание

1. подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – не более 20 % от поступлений на территории районов области и не более 50 % от поступлений на территории городов областного подчинения;

2. налог на прибыль, за исключением зачисляемого в республиканский бюджет и бюджеты базового уровня (ст. 30, 34);

3. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не более 25 %;

4. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям – 100 %;

5. налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории городов областного подчинения, – не более 40 %;

6. налог на добавленную стоимость – по нормативу, определенному решением соответствующего областного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год от поступлений по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

7. экологический налог – см. подробнее ст. 32 Бюджетного кодекса;

8. местные налоги и сборы – по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующих бюджетов.

В областные бюджеты могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: