Тема 7: Республиканский и местные бюджеты
1. Содержание республиканского и местных бюджетов и их роль
2. Характеристика доходов республиканского бюджета
3. Состав и структура расходов республиканского бюджета и их назначение
4. Доходы местных бюджетов, их формирование и содержание
5. Расходы местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии регионов
~1~ Содержание республиканского и местных бюджетов и их роль
Республиканский бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе РБ. Он является самостоятельной экономической категорией, сущность которой проявляется через выполнение функций.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйства, культуры, строительства и обороны страны. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и г. Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития, достижения государственного социального стандарта по обслуживанию населения республики.
|
|
Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджеты областей и г. Минска, субсидии в виде дотаций и субвенций при недостаточности средств их бюджетов для выравнивания финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Республиканский бюджет предусматривает определение даты бюджетного планирования. Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении валового национального дохода между звеньями финансовой системы на основании государственной социально-экономической программы развития страны.
Республиканский бюджет осуществляется Министерством финансов РБ согласно законодательству и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу, организационную основу.
Составление проектов республиканского бюджета осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения финансирований Министерства финансов и его системы.
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется в 2 этапа:
1) разработка расчетных показателей, необходимых при составлении бюджета на очередной финансовый год;
2) определение объема бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией.
Местные бюджеты представляют собой финансовые планы формирования и использования денежных средств местного управления. В состав местных бюджетов включаются средства целевых бюджетных фондов в порядке, установленном в законе о бюджете на очередной финансовый год.
|
|
К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельских советов.
Местные бюджеты нижестоящих территориальных единиц не включаются в бюджет вышестоящих административно-территориальных единиц.
В соответствии с территориальными уровнями местные бюджеты делятся:
1) бюджеты первичного уровня;
2) бюджеты базового уровня;
3) бюджеты областного уровня.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные советы самостоятельно составляют и утверждают свои бюджеты. Исходя из общегосударственных интересов и интересов населения своей территории.
Местные бюджеты включают доходную и расходную части. Доходы местных бюджетов формируются за счет налогов и других обязательных платежей и иных поступлений в соответствии с законодательством РБ. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством. Регулирующие доходы ежегодно утверждаются в законе РБ «О бюджете» на очередной финансовый год.
По структуре доходы местных бюджетов делятся на:
– собственные, включая источники доходов, закрепленные законодательством РБ;
– дополнительные, включая источники, установленные местными советами в соответствии с законодательством РБ.
В местные бюджеты могут поступать субсидии в виде дотаций и субвенций. Ведущее место в местных бюджетах занимают областные бюджеты. Их доходы включают:
1) регулирующие доходы; 2) целевые сборы; 3) доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности; 4) административные сборы и платежи, штрафы и санкции и прочие поступления.
Доходы бюджетов базового уровня включают: 1) текущие налоговые доходы; 2) текущие неналоговые доходы: доходы от государственной собственности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям.
Доходы бюджетов первичного уровня включают: 1) текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы физических лиц и прибыль юридических лиц, внутренние налоги на товары, услуги, налоги на собственность.
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, делятся между областными, районными и областными бюджетами.
Расходы местных бюджетов
Местные советы самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов за исключением сумм, выделенных из вышестоящих бюджетов. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые фонды.
При увеличении расходов местные советы самостоятельно решают вопрос о сбалансированности местных бюджетов (по 2009 г. включительно). В местных бюджетах предусматриваются суммы для возврата заемных средств и выплаты % по ним.
Местные бюджеты включают расходы на финансирование отраслей местного хозяйства, которое определяется с учетом первоочередного направления.
Местные советы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства от хозяйственной деятельности, выпуска ценных бумаг, осуществлять инвестиционную деятельность.
Составление местных бюджетов находиться в компетенции местных советов. Местные советы определяют сроки и порядок составления местных бюджетов. После утверждения республиканского бюджета и норматива отчислений в бюджеты областей и г. Минска осуществляется разработка областных бюджетов и прочих расчетных показателей по доходам и расходам бюджетов районов и городов. Для определения нормативов отчислений в эти бюджеты и суммы субсидий.
Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
1. налоговые доходы;
2. взносы на государственное социальное страхование;
|
|
3. неналоговые доходы;
4. безвозмездные поступления.
Налоговые доходы включают в себя:
– республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
– пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
– проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.
К неналоговым доходам относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
– штрафы;
– другие неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:
– иностранных государств;
–. международных организаций;
– другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
Налоговые доходы считаются уплаченными в доход соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством.
Днем уплаты других доходов в доход соответствующего бюджета признается:
– день сдачи плательщиком платежного поручения банку;
– день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм доходов, ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика денежных средств;
– день внесения плательщиком наличных денежных средств в банк.
Доходы считаются зачисленными в доход бюджета с момента их поступления на счет соответствующего бюджета.
Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:
– налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
– взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе;
– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
– безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.
К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.
|
|
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами законодательства.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов.
В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды. Они могут формироваться за счет доходов, определенных Бюджетным кодексом.
~2~ Характеристика доходов республиканского бюджета
Налоговые доходы республиканского бюджета
1. налог на прибыль – не более 50 %;
2. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не более 50 %;
3. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям – 100 %;
4. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр – 100 %;
5. налог на добавленную стоимость – не более 70 %;
6. акцизы – 100 %;
7. налог на приобретение автомобильных транспортных средств – 100 %;
8. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ – 100 %;
9. патентные пошлины – 100 %;
10. сбор за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ – 100 %;
11. экологический налог – см. подробнее ст. 30 Бюджетного кодекса;
12. таможенные пошлины и таможенные сборы – 100 %;
1.13. оффшорный сбор – 100 %;
14. государственная пошлина – 100 %;
15. консульские сборы – 100 %;
16. гербовый сбор – 100 %.
В республиканский бюджет могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законам
Неналоговые доходы республиканского бюджета
1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета – 100%;
2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, – 100 %;
3. средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций, – 100%;
4. плату за использование радиочастотного спектра – 100 %;
5. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, – 100 %, если иное не предусмотрено законодательными актами;
6. административные платежи – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;
7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, – 100 %;
8. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации, – 100 %, если иное не предусмотрено законодательством;
9. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;
10. удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством – 100 %;
11. штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, – 100 %;
12. возмещение потерь, вреда – см. подробнее ст. 31 Бюджетного кодекса;
13. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет, – 100 %.
В республиканский бюджет могут также зачисляться другие неналоговые доходы, установленные законодательством.
~3~ Состав и структура расходов республиканского бюджета и их назначение
~4~ Доходы местных бюджетов, их формирование и содержание
1. подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – не более 20 % от поступлений на территории районов области и не более 50 % от поступлений на территории городов областного подчинения;
2. налог на прибыль, за исключением зачисляемого в республиканский бюджет и бюджеты базового уровня (ст. 30, 34);
3. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не более 25 %;
4. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям – 100 %;
5. налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории городов областного подчинения, – не более 40 %;
6. налог на добавленную стоимость – по нормативу, определенному решением соответствующего областного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год от поступлений по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
7. экологический налог – см. подробнее ст. 32 Бюджетного кодекса;
8. местные налоги и сборы – по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующих бюджетов.
В областные бюджеты могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами.