Бюджетная система и принципы ее построения

В бюджетную систему РБ включается:

1) республиканский бюджет;

2) местные бюджеты. Они делятся:

– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

– бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Кроме указанной структуры бюджетная система РБ включает консолидированный бюджет – свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления РБ состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией РБ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита.

8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

~4~ Бюджетная классификация и ее содержание

Бюджетная классификация, ее понятие и механизм действия зафиксирован в национальном реестре правовых актов РБ от 05.02.09 № 8/20467.

Постановление Министерства финансов РБ от 31.12.08 г. №208 утверждает бюджетную классификацию РБ. В соответствии с этим Министерство финансов разработало Инструкцию о порядке применения бюджетной классификации РБ. Инструкция устанавливает порядок применения бюджетной классификации РБ участниками бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ.

Бюджетная классификация РБ в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита государственного бюджета и классификации видов государственного долга РБ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход деятельности (внебюджетные средства).

Применение классификации доходов бюджета

Классификация доходов бюджета является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении отчетов об их использовании, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним. Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом «О республиканском бюджете» или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Классификация доходов бюджета состоит из следующих 5 уровней:

– группа;

– подгруппа;

– вид;

– раздел;

– подраздел.

Классификация доходов бюджета представлена в виде 7-мизначного кода классификации доходов бюджета. Код состоит: группа – 1 знак, подгруппа – 1 знак, вид – 1 знак, раздел и подраздел 4 по 2 знака каждый.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:

100 – налоговые доходы;

200 – взносы на государственное социальное страхование;

300 – неналоговые доходы;

400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов.

В группу 100 включаются следующие подгруппы:

110 – налоги на доходы и прибыль;

120 – налоги на фонд заработной платы

130 – налоги на собственность

140 – налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг);

150 – налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;

160 – другие налоги, сборы, пошлины и другие налоговые поступления.

В группу 200 включается одна подгруппа:

210 – взносы на государственное социальное страхование и 2 вида доходов:

211 – обязательные страховые взносы в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ;

212 – взносы на профессиональное пенсионное страхование.

В группу 300 включаются следующие подгруппы:

310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

320 – доходы от осуществления приносящей доходы деятельности;

330 – административные штрафы и экономические санкции, удержания;

340 – прочие неналоговые доходы.

В группу 400 включаются следующие подгруппы:

410 – безвозмездные поступления от иностранных государств;

420 – безвозмездные поступления от международных организаций;

430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РБ.

Применение функциональной класссификации расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета является группой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, образующих ее второй уровень и конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов применяются виды расходов. Также предусматриваетсчя параграф, который применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. Код функциональной классификации занимает 9 знаков. В том числе разделы – 2, подразделы – 2, виды – 2, коды параграфов – 3. Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяются при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов и финансовые органы в целях обеспечения целевого использования средств имеют право в ходе использования бюджета вводить и применять параграфы классификации расходов.

Применение программной классификации расходов бюджета

Программная классификация расходов состоит из 2 уровней. Первый уровень включает бюджетные программы, утверждаемые в установленном порядке. Второй – подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает 5 знаков, в том числе программа – 3, подпрограмма – 2 (при ее отсутствии – 00).

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

Применение ведомственной классификации расходов бюджета

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня – главы, которая имеет 3-х значный код.

При утверждении ведомственной классификации расходов бюджета учитывается, что постоянным распоряжением средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды благ в соответствие аналогичным потоянным распоряжением средств республиканского бюджета, которые в последнем периоде сохраняются.

Временным распоряжениям средств республиканского и местных бюджетов присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении республиканского и местных бюджетот законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе функцинальной классификаации расходов бюджета.

Применение экономической классификации расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из 4 уровней.

1) Категории расходов включают текущие, капитальные расходы, кредитование и его погашение, финансовые резервы.

2) Статья отражает закупки товаров и оплату услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные транферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и недвижимости и т. д.

3) Подстатья, которая детализирует расходы в пределах статьи (заработная плата, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд и т. д.).

4) Элемент расходов, который детализирует при необходимости в пределах статьи.

Код экономической классификации расходов бюджета занимает 7 знаков, в том числе категория – 1, статья – 2, подстатья – 2, элемент – 2 (при отсутствии уровня – 00).

Экономическая классификация расходов бюджета показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Применение классификации финансирования дефицита бюджета

Классификация финансирования дефицита бюджета является группировкой источников финансирования привлекаемых для покрытия дефицита бюджета исходя из их видов и форм долгосрочных обязательств.

Код классификации занимает 7 зщнаков, в том числе вид источника – 1, источник – 2, тип источника – 2, детализации – 2 (при отсутствии уровня – 00).

Применение классификации видов государственного долга

Классификация видов государственного долга РБ является группой внешних государственных займов и внутренних государственных займов исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств.

Внутренние долговые обязательства (100) классифицируются:

110 – обязательства правительства РБ, оформленные как внутренний государственный долг;

120 – обязательства по государственным ценным бумагам, ценным бумагам органов местного управления и распределение их по видам ценных бумаг;

130 – обязательства по заемным средствам, привлеченным правительством республики, органами местного управления в соответствии с законодательством;

140 – гарантии правительства РБ, органов местного управления;

150 – прочие обязательства правительства РБ, органов местного управления.

Внешние долговые обязательства классифицируется по типу кредитора с использованием кода 210 и по видам обязательств с использованием кода 220.

* Бюджетная классификация РБ – это систематизироанная группировка доходов и расходов бюджета, источников финасирования дефицита бюджета, видов государственного долга РБ, обеспечивающая респуюлтканскую и международную сопоставимость показателей.

Назначение бюджетной классификации:

– позволяет свести консолидированнные бюджеты всех уровней;

– позволяет составить единую отчетность об исполнении всех уровней бюджета;

– позволяет унифицировать бюджетную документацию;

– позволяет проводить сравнительный анализ использования бюджетов РБ;

– позволяет проводить сопоставление бюджета РБ и других стран.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: