Угрозы национальной безопасности России в военной области

  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
  • создание группировок войск (сил) вблизи границ России и ее союзников, которые могут представлять собой потенциальную военную опасность;
  • возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи границ России и ее союзников;
  • ввод иностранных войск без санкции Совета Безопасности ООН на территории сопредельных и дружественных с Россией государств;
  • создание, оснащение и подготовка вооруженных формирований и групп для действий на территории России и ее союзников;
  • нападения (вооруженные провокации) на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств;
  • ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий;
  • нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

· усиление гонки вооружений, а также технологический отрыв ряда ведущих держав мира в создании ВВТ;

  • распространение ядерного и других видов оружия массового пора-жения, средств его доставки и технологий производства.

Таблица 7

Совокупность военных угроз

ЗАПАД:
  1. Активизация деятельности НАТО по закреплению ведущей роли в регионе.
  2. Адаптация новых членов альянса.
  3. Дальнейшая переориентация государств Центральной, Восточной Европы и Балтии на Запад.
  4. Попытка США ослабить ООН и ОБСЕ, укрепить и расширить военные блоки.
Западное СН: · планируемое США размещение группировки своих войск в государствах, граничащих с Россией;
  • целенаправленная и скоординированная деятельность стран НАТО по ослаблению позиций России;
  • усиление военного потенциала Польши;
  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией, Литвой и Эстонией.
Северо-Западное СН: · сохранение конфликтного потенциала в районе Шпицбергена;
  • проведение США и НАТО политики, направленной на ослабление связей Калининградской области с федеральным центром;
  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией и Эстонией;
  • территориальные притязания со стороны отдельных стран к России и Белоруссии.
Юго-Западное СН:
  • стремление США и Турции усилить свое влияние в Закавказье, особенно в Каспийском нефтедобывающем районе;
  • деятельность международного терроризма, опирающегося на чеченские бандформирования;
  • возможное возобновление вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе;
  • возможное обострение межэтнических вооруженных конфликтов (грузино-абхазского, грузино-осетинского и осетино-ингушского).
ЮГ
  1. Нестабильность ситуации в Центрально-азиатских Республиках СНГ.
  2. Активизация распространения исламского экстремизма.
Центрально-Азиатское СН:
  • создание и поддержание вблизи границ России управляемых кризисов и локальных конфликтов;
  • активизация деятельности исламских экстремистов в среднеазиатских республиках СНГ;
  • экспансия идей радикального ислама и международного терроризма;
  • распространение наркотиков и неконтролируемая миграция;
  • переориентация ряда региональных государств в сторону США и Турции.
ВОСТОК 1. Усиление соперничества за лидерство между США, Японией и Китаем. 2. Беспрецедентный рост экономической мощи Китая и его экономическое сближение с Японией.
Сибирское и Дальневосточное СН:
  • усиливающаяся демографическая и экономическая экспансия Китая в приграничные районы РФ, создание их этнических диаспор;
  • территориальные притязания Японии к России;
· сохранение конфликтного потенциала между Россией и США по вопросу разграничения экономической зоны в районе северо-восточного шельфа Берингова моря;
  • деятельность исламских экстремистов в среднеазиатских государствах СНГ.

· стратегическая доктрина США, предусматривающая переход НАТО к практике силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкций Совета безопасности ООН;

· ввод иностранных войск без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН на территорию сопредельных и дружественных России государств;

· развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

· территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

· осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

· вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

· демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

· наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

· нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзники прилегающих к их территории морских водах;

Таблица 8

Сравнительная численность ВС РФ и НАТО

  Россия США ОВС НАТО в европейской зоне
Численность, тыс. чел 1 037 2 254,1 2 381,5
в том числе      
Сухопутные войска     1627,5
ВВС     497,5
ВМФ   678,1 256,5
Боевые танки 22 950    
Боевые бронированные машины 26 990 6 989 27 558
Полевая артиллерия 30 045 4 806 10 936
Вертолеты 1 815 4 947 1 176
Боевые самолеты 2 481 3 591 4 786
  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос­сийской Федерации или ее союзников;
  • деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Фе­дерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объек­ты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

  • действия, препятствующие работе российских систем государст­венного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;
  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
  • увеличивающийся технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружения и военной техники нового поколения;

· распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

· активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных спец. служб и общественных организаций под их прикрытием.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима нераспространения без каких либо изъятий, на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются через попытки других государств противо­действовать укреплению России как одного из влиятельных центров фор­мирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в дейс­твиях, направленных на нарушение территориальной целостности Рос­сийской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, рели­гиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

· создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других госу­дарств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

· деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

· трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противоза­конную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

· ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

· международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

· деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов гражданской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. Это естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностранных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключается и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечения национальной безопасности в России.

Заведующий кафедрой экстремальной и военной медицины

П. КОЛЕСНИЧЕНКО



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: