М
П
Н
М
П
Н
Тема: Сложение и вычитание чисел. (Урок повторения и закрепления).
Числа от 1 до 100.
Урок 57 (2. 24)
Цели:
1. Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Проводить пропедевтическую работу с понятиями умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых) и деление (на равные части и по содержанию).
4. Продолжать формировать представления о площади плоской геометрической фигуры и способах её определения.
5. Продолжать работу над занимательными задачами (арифметические ребусы).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
| Этапы урока | Этапы урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
| I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент.
1. 4. 3. 5.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Табличные случаи сложения и вычитания.
4. Фронтальная работа.
а) Послушайте задачи и запишите их решения.
• У школы висят 8 скворечников, а в парке на 9 больше. Сколько скворечников висят в парке?
• Лена хочет вышить на салфетке 30 цветков. После того как она вышила несколько цветков, ей осталось вышить еще 13. Сколько цветков вышила Лена?
• В спортивном зале 36 синих мячей и 14 красных. На сколько
красных мячей меньше, чем синих?
• Наташа убрала со стола 5 тарелок, а 7 оставшихся убрала Катя. Сколько тарелок было на столе первоначально?
• Ване 13 лет. Он старше Миши на 4 года. Сколько лет Мише?
• Мама положила в холодильник 3 коробки по десятку яиц в каждой. Сколько всего яиц она положила? Сделайте рисунок. Запишите выражение. Найдите решение.
• Решите две обратные задачи с помощью рисунка.
Мама купила 3 десятка яиц. Она разложила их поровну в 3 ко-
робки. Сколько яиц она положила в каждую коробку?
Мама купила 3 десятка яиц. Она разложила их в коробки по 10 яиц в каждую. Сколько было коробок?
раскладываем по 10
б) Сколько здесь фигур?
– Пронумеруем фигуры слева направо.
– Как называется первая?
– Сколько здесь прямоугольников?
– Можно ли эти фигуры разбить на группы?
– Какие из этих фигур могут быть отпечатком параллелепипеда?
Цилиндра? Пирамиды?
– Есть ли здесь фигуры одинаковой формы?
Фигуры с доски учитель убирает. Дети называют их по памяти.
в) Задание № 1, с. 24.
| Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; |
| II. Формулирование темы и целей урока. | - Окиньте взглядом разворот учебника. Чем мы сегодня будем заниматься? | |
| III. Систематизация и повторение. | Н. П. 6. 2. 3. 4.
1. Самостоятельная работа в парах (возможен выбор заданий парами, так как уровень заданий и необходимый, и программный).
а) Задание № 2, с. 24.
б) Задание № 3, с. 24.
в) Задание № 4, с. 24 (1-й столбец или 1-я строка).
г) Задание № 8, с. 25.
(Проверка парами у доски с представлением результатов).
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
П(составление схемы), Н 3. 4. 3. 3. 4.
2. Фронтальная работа.
Задание № 5б, с. 24.
План работы:
1. Читаем текст полностью, выделяем основную информацию: числовые данные, слова-помощники.
(Особое внимание на данные, выраженные словами).
2. Устанавливаем взаимосвязь величин.
- Какой вопрос задачи?
3. Работаем над составлением схемы:
- Какие данные нам известны?
- Что сказано в задаче про грибы Кати? А брата? Обозначьте их в схеме.
-- Что сказано в задаче про грибы мамы? А как их можно обозначить в схеме?
- Что ещё известно в задаче? Как обозначим в схеме?
- Повторите условие задачи по схеме.
- Какие части составляют целое количество грибов всей семьи?
- Какие части нужно найти?
4. Намечаем план решения задачи по действиям.
5. Решаем и проверяем в парах.
6. Окончательно сверяем решение с переносной доской.
7. Исправляем и анализируем ошибки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
| 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
| IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Много ли успели за урок? Что получилось? Над чем ещё надо работать? | |
| V. Предполагаемая домашняя работа(включающая инвариант и вариант). | Задания № 4 (оставшееся), 5а, 6, 7, с. 24–25. Возможна работа с дидактическими материалами. |
Урок 58 (2. 25)
Тема: Сложение и вычитание чисел. (Комбинированный урок)
Цели:
1. Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Проводить пропедевтическую работу с понятиями умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых) и деление (на равные части и по содержанию).
4. Продолжать работу над стохастическими задачами (новая комбинаторная задача на определение числа пар, составленных из элементов двух множеств).
Символы:
| Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
| I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. Н3. 3. 4. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Табличные случаи сложения и вычитания. 4. Фронтальная работа. а) Выберите нужную единицу измерения. – Массу можно измерять в: сантиметрах, литрах, килограммах, метрах. – Объём можно измерять в: килограммах, метрах, сантиметрах, литрах, дециметрах. – Длину можно измерять в: сантиметрах, дециметрах, килограммах, литрах. б) • Лена нарисовала 5 веточек по 6 цветков на каждой. Сколько всего цветков она нарисовала? Сделайте рисунок. Запишите выражение. Найдите решение. Решите две обратные задачи с помощью рисунка. • Лена сделала 30 цветков. Она прикрепила их поровну к 5 веточкам. Сколько цветков она прикрепила к каждой веточке? • Лена сделала 30 цветков. Она прикрепила их к веточкам по 6 штук к каждой веточке. Сколько веточек понадобилось? в) Задание № 1, с. 26 | Познавательные УУД Развиваем умения 1.– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. |
| II. Формулирование темы и целей урока. | - Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке? - Есть ли необычные задания? | Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); |
| III. Повторение и закрепление изученного. | 1. Самостоятельная работа в парах по вариантам.
П 1. 2. 3.
а) Задание № 2, с. 26
Перед выполнением задания обсуждаем вопрос о том, что значит каждая звёздочка (*). (Один знак в записи числа.)
Цель работы: 1) актуализация знаний о высказываниях;
2) развитие математической речи и мышления.
Н1. 2. 3.
б) Задание № 3, с. 26 (одно выражение).
2. Фронтальная работа.
а) Задание № 4, с. 26 (одна строка).
Цель работы: 1) актуализация знаний о связи изменения результата действия с изменением компонента;
2) определение закономерности и, с её помощью, осуществление проверки вычислений.
б) Задание № 5, с. 26 (два примера).
3. 4. 4.
в) Задание № 6а, с. 26.
План работы.
– Разбираем текст и заполняем схему.
– Записываем решение самостоятельно.
– Проверяем решение.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
| 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. |
| IV. Открытие нового знания. | П1. 2. 3. 6. Цель работы: 1) познакомиться с решением новой комбинаторной задачи; 2) учиться записывать это решение в виде графа. Работа в парах. Задание № 7, с. 27. Цель работы: 1) познакомиться с комбинаторной задачей на определение числа пар, составленных из элементов двух множеств; 2) продолжать учиться читать информацию, записанную с помощью графа. План работы. – На столах у детей по два треугольника (красного и зелёного цвета) и три квадрата (серого, жёлтого и коричневого цвета). Треугольники символизируют пирамидки, квадраты – кубики. – Дети читают условие задачи, закрывают учебник и составляют на столах варианты решения («домики»). – Учитель просит назвать точное число вариантов. – Скорее всего, дети дадут разные ответы на этот вопрос; так как в ходе работы они не могли зафиксировать варианты решения, возникает проблемная ситуация. – Определяем проблему: можем найти перебором некоторые варианты решения, но не знаем, сколько всего таких вариантов может быть. – Открываем учебник, «считываем» информацию с графа (каждый отрезок – вариант решения) и в соответствии с рисунком фиксируем на доске варианты. – Анализируем, нет ли повторов, можно ли найти ещё один вариант решения. – Делаем вывод: Катя нашла все варианты решения. | Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; |
| V. Итог урока. Рефлексия деятельности. | – Какие умения использовали сегодня на уроке? – Какое задание самое сложное? – Какое задание захотелось выполнить ещё раз? – Какие задания были необычными? | 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
| VI. Предполагаемая домашняя работа(включающая инвариант и вариант). | Задания № 3, 4, 5 (оставшееся), 6б, задача на жёлтом поле (придумать задачу на основе рисунка и решить её). Возможна работа с дидактическими материалами. |
Мама купила 3 десятка яиц. Она разложила их в коробки по 10 яиц в каждую. Сколько было коробок?
раскладываем по 10
б) Сколько здесь фигур?
– Пронумеруем фигуры слева направо.
– Как называется первая?
– Сколько здесь прямоугольников?
– Можно ли эти фигуры разбить на группы?
– Какие из этих фигур могут быть отпечатком параллелепипеда?
Цилиндра? Пирамиды?
– Есть ли здесь фигуры одинаковой формы?
Фигуры с доски учитель убирает. Дети называют их по памяти.
в) Задание № 1, с. 24.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
– Записываем решение самостоятельно.
– Проверяем решение.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно решить задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.






