М – максимальный уровень

П – повышенный уровень

Урок 88 (79).

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения

– Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 Словарная работа. Упражнение «Узнай предмет». Учитель показывает жестом на предметы. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы: карандаш, фломастер, девочка, телевизор. – Укажите род имён существительных. – Какие слова я могла бы употребить вместо имени существительного? (Они, он, она.) Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы. 13 3 4 Работа в паре по учебнику. Упр. 289. После чтения текста выполняют задания «по шагам». – Какие слова называют в тексте героя? – А какие – о чём он мечтает? – Выпишите эти слова в две группы. – Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?) – Сравните с формулировкой в учебнике (с. 196). – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Открытие новых знаний. 2 3 4 5 2 1. Наблюдение. Упр. 290. Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые местоимения. – Почему вам легко было справиться с этим заданием? – Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.) – А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.) – Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент: закройте первые части предложений. – Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек? (Они заменяли эти существительные.) 2. Работа над понятием «местоимение». – Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова. – Почему же они получили такое название – местоимения? – На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?) – Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные» существительные вместо местоимений. Что получится? – Зачем же нужны местоимения? (Чтобы избежать повторов.) Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.) – Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.) 3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте. Упр. 291. Сначала ученики ищут местоимения, потом существительные, которые они заменяют. Запись в тетрадях: Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы. 4. Работа с определением(с. 63). 1. Чтение определения про себя. 2. Беседа на выявление понимания. – Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи? – В чём особенность этой части речи? – Какие части речи заменяют местоимения? – Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.) – Назовите ещё раз личные местоимения. – Сколько их? (8.) 5. Продолжение наблюдений над местоимениями. Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании. Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога. Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он. Работа со схемой (с. 64). – Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники диалога.) – Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. – Сделайте вывод. 6. Работа с определением(с. 64). 1. Самостоятельное чтение про себя. 2. Беседа по вопросам: – Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными? (Они указывают на лицо или лица.) – Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3.) – Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.) – Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (- а.) – А какое окончание у местоимений оно, он? (- о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке? (В предложениях местоимения изменяются.) – Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.) – Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?) – Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.) Ответы на вопросы после вывода.  
IV. Развитие умений. 3 4 6 1 3 Работа в учебнике. 1. Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные, которые могут заменять личные местоимения 3-го л. ед.ч. Методическая рекомендация: местоимения 3-го л. ед.ч. м.р. и ж.р. называются лично-предметными, т.е. могут заменять как лица, так и предметы. Поэтому при подборе имён существительных важно подбирать названия не только предметов, но и лиц: он – мальчик, друг; она – ученица, красавица. Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная. 2. Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других слов, а также местоимения единственного и множественного числа. Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число. Запись: 1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.). 2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.). 3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.). 4) Ока, окно, око. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? –Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
V. Итог урока. 4 4 – Что нового вы узнали на уроке? – Запишите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения, 1-е, 2-е, 3-е лицо.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?  
VI. Домашнее задание. Упр. 1, с. 70–71. Представить информацию в рамках любыми удобными способами (опора, рифма, рисунок, схема), выучить таблицу личных местоимений на с. 64.  

Деятельность учеников:

- Отличать местоимения от слов других частей речи.

- Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

- Писать предлоги с местоимениями раздельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: