Программирование как форма государственного регулирования экономики, виды программ

Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Виды прогнозов, их характеристика.

Государственное прогнозирование рассматривается как дея­тельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долго-, сред­не- и краткосрочную перспективы и как система научно обосно­ванных представлений о целях, критериях, принципах, на­правлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснова­нием основных прогнозируемых показателей и мер по обеспече­нию их достижения.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению.

Формы прогнозирования: директивное, индикативное, стратегическое.

Виды прогнозов: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития.

По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).

По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.

Программирование является формой государственного регулирования экономики. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики.

Программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).

Весь массив действующих прогнозных и программных раз­работок классифицируется нормативными правовыми доку­ментами по следующим группам, видам и подвидам:

1) государственные прогнозы и программы социально-эко­номического развития Республики Беларусь;

2) государственные программы;

3) отраслевые программы;

4) региональные программы.

Первая группа включает совокупность прогнозов и прог­рамм социально-экономического развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и прог­раммах социально-экономического развития Республики Бела­русь» (1998 г.).

Вторая группа охватывает государственные и межгосудар­ственные программы. Государственные в свою очередь подраз­деляются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-техни­ческие. Народнохозяйственные программы включают производ­ственно-экономические и экологические.К научным и науч­но-техническим относятся научно-исследовательские (государ­ственная программа фундаментальных исследований, государ­ственная программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целе­вые научно-технические. Межгосударственные программы мо­гут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.

Третья группа охватывает отраслевые, четвертая регио­нальные программы.

Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особен­ности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, программы по ресурсосбережению и др. Особое значение имеют государственные программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, обо­ронные и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: