Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Виды прогнозов, их характеристика.
Государственное прогнозирование рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.
В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз - это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению.
|
|
Формы прогнозирования: директивное, индикативное, стратегическое.
Виды прогнозов: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.
Прогнозирование социально-экономического развития страны в целом основывается на вышеперечисленных прогнозах и носит комплексный характер. Структура комплексного прогноза социально-экономического развития страны отражает различные уровни агрегирования и различные аспекты социально-экономического развития.
По уровню агрегирования в комплексном прогнозе выделяют: макроэкономический, структурный прогнозы, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов и отраслей (топливно-энергетического, агропромышленного, промышленности, производственной инфраструктуры, сферы обслуживания населения и др.).
По периоду упреждения различают прогнозы краткосрочные (до 2-3 лет), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Отнесение прогноза к тому либо другому виду зависит от объекта прогнозирования.
Программирование является формой государственного регулирования экономики. Его задача - обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики.
Программа - это адресный, плановый документ директивного или индикативного характера. Основным содержанием программы являются четко поставленная цель, задачи и комплекс научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.
|
|
По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование).
Весь массив действующих прогнозных и программных разработок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам, видам и подвидам:
1) государственные прогнозы и программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
2) государственные программы;
3) отраслевые программы;
4) региональные программы.
Первая группа включает совокупность прогнозов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.).
Вторая группа охватывает государственные и межгосударственные программы. Государственные в свою очередь подразделяются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-технические. Народнохозяйственные программы включают производственно-экономические и экологические.К научным и научно-техническим относятся научно-исследовательские (государственная программа фундаментальных исследований, государственная программа прикладных научных исследований и др.) и научно-технические программы, включая комплексные целевые научно-технические. Межгосударственные программы могут быть разделены на совместные программы Союза Беларуси и России, а также СНГ, ЕврАзЭС и с другими странами.
Третья группа охватывает отраслевые, четвертая региональные программы.
Помимо статуса программы могут классифицироваться и по таким признакам, как назначение, целевая направленность, вид деятельности (природа объекта), функциональные особенности, масштабность, комплексность и значимость решаемых проблем, организационная модель. Например, но значимости и актуальности выделяют инновационные и инвестиционные программы, программы по ресурсосбережению и др. Особое значение имеют государственные программы по обеспечению внутренней и внешней безопасности (правоохранительные, оборонные и др.).