Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Преимущества рыночной экономики:
• способствует эффективному распределению ресурсов
• диктует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов
• усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений
• выявляет индивидуальные потребности и возможности их удовлетворения.
• ценами регулирует экономические процессы через согласование спроса и предложения.
Недостатки рыночной экономики, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в экономику:
• неспособность самостоятельно обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;
• тенденцию к угасанию конкуренции
• неравномерное распределение денежных доходов;
• неспособность учета выгод и издержек для общества в целом: затратные народное образование, наука и культура, автомагистралестроение и т.д.;
• несовершенный механизм обеспечения занятости населения, удержания уровня цен;
|
|
• равнодушие к проблемам малоимущих и слабозащищенных
• неспособность обеспечить стратегические направления развития в области науки, техники, технологии;
• неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики;
• игнорирование рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды.
Решение перечисленных проблем требует вмешательства государства, которое:
• заботится о функционировании рыночного хозяйства,
• создает равные условия всем субъектам хозяйствования,
• определяет правила их экономического поведения,
• защищает их интересы,
• реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устраняет его негативные последствия
• обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом
Роль государственного регулирования возрастает для экономики переходного периода:
• введение института частной собственности,
• развитие процессов разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий, жилья,
• формирование рыночной инфраструктуры,
• обеспечением экономической свободы хозяйствующим субъектам,
• противодействие негативным процессам (криминалу)
• проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию.
Все перечисленные аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики.
Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.
|
|
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.
Важнейшие: защита экономического правопорядка и экономической безопасности, целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации, направляющая и координирующая, распределительная и перераспределительная, стимулирующая, контрольная.
При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, целенаправленно воздействуя на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики с тем, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в международном разделении труда. Усложняется роль государства по преодолению тотальной монополизации государственной собственностью, проведению разгосударствления и приватизации.
Выполняемые государством административные функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, что требует правильного определения приоритетов государственного управления с учетом обеспечения жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
• эмиссия денег, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование;
• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
• формирование стабильной макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
• обеспечение минимальных социальных стандартов но предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
• проведение активной внешнеэкономической политики, налаживание интеграционных связей с соседними странами;
• создание производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество в решении экологических проблем;
• определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности страны;
• создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного его соблюдения, развитие институциональной инфраструктуры;
• разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.