double arrow

Формы и методы государственного регулирования экономики

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов администра­тивно-правовых и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ эконо­мики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих вза­имоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.

Экономическое регулирование используется для активи­зации нужных обществу форм деятельности, а также ограниче­ния и подавления нежелательных форм. Именно экономиче­ские регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Ин­струментами экономического регулирования являются центра­лизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

К методам прямого экономического регулирования, непо­средственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят государственный заказ, квоты, лицензии, стандартизацию, сертификацию, целевое финансирование.

Целевое финансирование выделение государ­ством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической пробле­мы или создания определенного объекта. Важнейшим объек­том целевого финансирования являются государственные прог­раммы и заказы.

Государственные закупки часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых прави­тельством, государственными органами за счет средств бюдже­та. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения насе­ления и резервирования (например, закупки зерна и продо­вольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общест­венное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики, ценового регулирования и амортизационной политикой и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

В периоды цикличе­ских и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и без­работицы предполагается активное, прямое, жесткое государственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инно­вационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производствен­ной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естествен­ных монополий. Кроме того, постоянно существует необходи­мость оперативного управления и участия государства в соци­ально-экономическом развитии страны.

Государственное воздействие на экономическую деятель­ность субъектов хозяйствования в Беларуси осуществляется также с помощью государственного предпринимательства.

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: