В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов административно-правовых и экономических регуляторов.
Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих взаимоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.
Экономическое регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Инструментами экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
К методам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят государственный заказ, квоты, лицензии, стандартизацию, сертификацию, целевое финансирование.
Целевое финансирование выделение государством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы.
Государственные закупки часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств бюджета. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения населения и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики, ценового регулирования и амортизационной политикой и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
В периоды циклических и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и безработицы предполагается активное, прямое, жесткое государственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инновационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производственной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естественных монополий. Кроме того, постоянно существует необходимость оперативного управления и участия государства в социально-экономическом развитии страны.
Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования в Беларуси осуществляется также с помощью государственного предпринимательства.
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ.