Теория сравнительных преимуществ
Причины формирования МТ
Сущность и основные характеристики международной торговли МТ.
Международная торговля
Определения международной конкурентоспособности.
- Определение комиссии по промышленной конкурентоспособности при президенте США. «Это степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан»
- Куликова. Международная конкурентоспособность это реальная конкурентоспособность страны представляющая собой степень возможности национальных отраслей экономики при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям как внутреннего, так и внешних рынков при одновременном росте реальных доходов наемного труда.
Международная торговля товарами предполагает пересечение товарами государственной границы.
Международная торговля услугами может происходить и на территории одной страны
Международная торговля представляет собой специфическую форму обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран, логически и исторически являющихся исходным видом мирохозяйственных связей.
Внешняя торговля включает экспорт и импорт. Третий вид это транзит – двукратное пересечение товаром международной границы.
За 2001 год суммарный экспорт в мире 6155 млрд. долларов, а суммарный импорт 6440 млрд. долларов.
Incoterms - условия поставки. Экспорт обычно считается на основе fob free on board, а импорт обычно считается cif – cargo insurance freight и она больше чем fob.
Лидеры международной торговли на 2004/2005 по экспорту является
Германия – примерно 800 млрд. долларов.
США – 700
Китай – 450
17 место РФ – 170
По импорту
- США 1250 млрд. долларов, дельта 550 млрд.
- Япония
- Германия
- Китай
23 РФ – 100 млрд. долларов
Классика – почему страны между собой торгуют?
Меркантилизм
Меркантилисты исходили из того, что суммарное богатство в мире постоянно и смысл торговли в перераспределении богатства.
Мерилом богатства считалось золото, поэтому для увеличения золотых запасов нужно больше экспортировать товар. На практике это выражалась в деятельности Испании и Португалии. Это привело к застою экономик Испании и Португалии.
Меркантилизм нашел свое, отражении и в политике Англии. Выражался в производстве товаров на экспорт и накоплении золота 18 век. Против этого выступил затем А. Смит. Торговля это игра, в которой выигрывают обе стороны, а цель торговли это не накопление, а выигрыш от специализации на товаре. Теория абсолютных преимуществ торговли А. Смит. Показывалось это на примере вина и сукна. Великобритания может производить 20 литров вина или 20 м2 сукна, а Португалия 30 литров вина или 10 м2 сукна. То есть Португалии выгоднее производить вина, а Великобритании сукна. Торговые же операции будут менять одно на другое.
Дэвид Риккардо в 1817 году сформулировал теорию относительных преимуществ.
Пример. Пусть и вино и сукно эффективнее производить в Португалии. Теперь выгодно покупать в Португалии вино и продавать в Великобритании на сукно и обратно.
Нужно специализироваться в стране на производстве того товара, в котором у нее больше относительное преимущество или меньше относительное отставание. Тогда обе страны получат выигрыш в потреблении и сукна и вина.
Теория Хекшера – Олина. Необходимость в новом подходе возникла в 20 веке, т.к. производство усложнилось и обменивались не природные ресурсы, а готовая продукция. Объяснения причин торговли готовой продукции более сложное. Хекшер и Олин модифицировали формулировку Смита и Риккардо. Набор факторов производства – труд, капитал, трудовые ресурсы и предпринимательские способности.
По этой теории стране следует специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых используется больше тех факторов производства, которыми страна обеспечена лучше. Пример у страны много трудовых ресурсов, следовательно надо произоводить товары с большим использованием капитала.