double arrow

Сущность и основные характеристики международной торговли


Теория сравнительных преимуществ

Причины формирования МТ

Сущность и основные характеристики международной торговли МТ.

Международная торговля

Определения международной конкурентоспособности.

  1. Определение комиссии по промышленной конкурентоспособности при президенте США. «Это степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан»
  2. Куликова. Международная конкурентоспособность это реальная конкурентоспособность страны представляющая собой степень возможности национальных отраслей экономики при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям как внутреннего, так и внешних рынков при одновременном росте реальных доходов наемного труда.

Международная торговля товарами предполагает пересечение товарами государственной границы.

Международная торговля услугами может происходить и на территории одной страны




Международная торговля представляет собой специфическую форму обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран, логически и исторически являющихся исходным видом мирохозяйственных связей.

Внешняя торговля включает экспорт и импорт. Третий вид это транзит – двукратное пересечение товаром международной границы.

За 2001 год суммарный экспорт в мире 6155 млрд. долларов, а суммарный импорт 6440 млрд. долларов.

Incoterms - условия поставки. Экспорт обычно считается на основе fob free on board, а импорт обычно считается cif – cargo insurance freight и она больше чем fob.

Лидеры международной торговли на 2004/2005 по экспорту является

Германия – примерно 800 млрд. долларов.

США – 700

Китай – 450

17 место РФ – 170

По импорту

  1. США 1250 млрд. долларов, дельта 550 млрд.
  2. Япония
  3. Германия
  4. Китай

23 РФ – 100 млрд. долларов

Классика – почему страны между собой торгуют?

Меркантилизм

Меркантилисты исходили из того, что суммарное богатство в мире постоянно и смысл торговли в перераспределении богатства.

Мерилом богатства считалось золото, поэтому для увеличения золотых запасов нужно больше экспортировать товар. На практике это выражалась в деятельности Испании и Португалии. Это привело к застою экономик Испании и Португалии.

Меркантилизм нашел свое, отражении и в политике Англии. Выражался в производстве товаров на экспорт и накоплении золота 18 век. Против этого выступил затем А. Смит. Торговля это игра, в которой выигрывают обе стороны, а цель торговли это не накопление, а выигрыш от специализации на товаре. Теория абсолютных преимуществ торговли А. Смит. Показывалось это на примере вина и сукна. Великобритания может производить 20 литров вина или 20 м2 сукна, а Португалия 30 литров вина или 10 м2 сукна. То есть Португалии выгоднее производить вина, а Великобритании сукна. Торговые же операции будут менять одно на другое.



Дэвид Риккардо в 1817 году сформулировал теорию относительных преимуществ.

Пример. Пусть и вино и сукно эффективнее производить в Португалии. Теперь выгодно покупать в Португалии вино и продавать в Великобритании на сукно и обратно.

Нужно специализироваться в стране на производстве того товара, в котором у нее больше относительное преимущество или меньше относительное отставание. Тогда обе страны получат выигрыш в потреблении и сукна и вина.

Теория Хекшера – Олина. Необходимость в новом подходе возникла в 20 веке, т.к. производство усложнилось и обменивались не природные ресурсы, а готовая продукция. Объяснения причин торговли готовой продукции более сложное. Хекшер и Олин модифицировали формулировку Смита и Риккардо. Набор факторов производства – труд, капитал, трудовые ресурсы и предпринимательские способности.

По этой теории стране следует специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых используется больше тех факторов производства, которыми страна обеспечена лучше. Пример у страны много трудовых ресурсов, следовательно надо произоводить товары с большим использованием капитала.







Сейчас читают про: