Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, памяти.]
Логопед приглашает детей в кабинет. Дети здороваются и проходят к своим стульчикам. Логопед обращает их внимание на сюжетные картинки, стоящие на мольберте.
Логопед. Посмотрите на картинки. Видите, какие забавные ежик и медвежонок. Что они делают?
Дети. Собирают грибы и ягоды.
Логопед. Сейчас мальчики назовут грибы, а девочки — ягоды, которые собирают зверята.
1-й мальчик. Подосиновик.
2-й мальчик. Белый гриб.
1-я девочка. Черника.
2-я девочка. Малина.
Логопед. Молодцы. Выполнили задание. Садитесь.
2. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики, умения разделять ягоды по месту произрастания.]
Логопед убирает с мольберта картинку с изображением ежика, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Давайте еще раз посмотрим на картинку с медвежонком. Какие ягоды он собирает?
Дети. Чернику и малину.
Логопед. Какая малина?
Дети. Красная малина.
Логопед. Какая черника?
Дети. Синяя черника.
Логопед. Давайте и мы «соберем» лесные ягоды в корзинку. Посмотрите, какая красивая корзинка нарисована у вас в тетради. Проведите прямые линии от лесных ягод к корзинке, «положите» их в корзинку. От каких ягод вы проведете прямые линии к корзинке?
Дети. От черники, малины, земляники.
Логопед. Верно. Выполняйте. А какие еще ягоды нарисованы рядом с корзинкой?
Дети. Крыжовник.
Логопед. Почему мы не «берем» крыжовник в корзинку?
Дети. Он не растет в лесу.
Логопед. А где он растет?
Дети. В саду.
Логопед. Правильно. Молодцы! Посмотрите еще раз на малину и чернику рядом с мишкой, раскрасьте так же эти ягоды в своей тетради.
Дети выполняют задание. Логопед следит за их посадкой, постановкой руки, оказывает необходимую помощь.
Логопед. После тихого часа вы раскрасите землянику и крыжовник, обведете и раскрасите корзинку. А теперь закройте тетради.
3. Обучение отгадыванию загадок о грибах и ягодах. [Развитие диалогической речи, мышления, творческого воображения.]
Логопед убирает с мольберта сюжетную картинку и помещает на него предметные картинки с изображениями грибов и лесных ягод.
Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите грибы и ягоды.
1-й ребенок. Подосиновик.
2-й ребенок. Мухомор.
3-й ребенок. Клюква.
4-й ребенок. Земляника.
Логопед. Верно. Вы узнали грибы и ягоды и правильно их назвали. Теперь давайте расскажем о них. Какая шляпка у подосиновика?
Дети. Круглая, красная.
Логопед. А какая ножка?
Дети. Толстая, прямая.
Логопед. Правильно. Вот какой красивый гриб! У него красная шляпка и прямая толстая ножка. Теперь расскажем про мухомор. Какая шляпка у него?
Дети. Красная, круглая, с белыми горошками.
Логопед. А какая ножка?
Дети. Тонкая, с воротничком.
Логопед. Нарядная красная шляпка с белыми горошками и тонкая ножка с белым воротничком. Вот какой нарядный гриб! Только есть его нельзя, потому что он ядовитый. Вы очень хорошо рассказали про подосиновик и мухомор. А теперь давайте отгадаем загадки о них. Слушайте первую загадку:
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Дети. Это мухомор.
Логопед. Молодцы! Верно! Похлопайте себе! Слушайте вторую загадку:
Этот гриб — любимый мой —
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
Дети. Это подосиновик.
Логопед. Верно! Вы умеете отгадывать загадки.
Аналогично проводится работа с загадками о землянике и клюкве [16].
4. Подвижная игра «Ежик и барабан». (Повторение, см. с. 58.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
5. Игра «Четвертый лишний». [ Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи.]
Логопед приглашает детей за стол и помещает на мольберт предметные картинки с изображениями белого гриба, мухомора, подосиновика и подберезовика.
Логопед. Посмотрите на картинки. Что вы видите?
Дети. Белый гриб, мухомор, подосиновик, подберезовик.
Логопед. Какая картинка лишняя и почему?
Дети. Мухомор лишний.
Логопед. Правильно. Почему?
Дети. Он ядовитый.
Логопед. Верно. А остальные грибы съедобные. Дайте уберем картинку с изображением мухомора и поставим на ее место картинку с изображением съедобного гриба. Какой съедобный гриб вы знаете?
Дети. Сыроежку.
Логопед. Хорошо. Я поставлю на мольберт картинку с изображением сыроежки. (Меняет картинки на мольберте.) А теперь лишних грибов нет?
Дети. Нет. Все съедобные.
Логопед. Молодцы!
6. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода).]
Дети еще раз рассматривают картинки, выставленные на мольберт, и называют их.
Логопед. Вы запомнили, какие грибы нарисованы на картинках? А теперь закройте глаза. Я спрячу одну из них. (Убирает картинку с подберезовиком.) Откройте глаза. Чего не стало?
Дети. Не стало подберезовика.
Логопед. Все согласны? Правильно! Не стало подберезовика. Я поставлю картинку на место и уберу другую, а вы опять скажете, чего не стало.
Дети закрывают глаза, а логопед убирает картинку. Упражнение повторяется еще 2 раза. Логопед по очереди убирает изображения сыроежки, подосиновика.
7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и со зрительной опорой предлагает выполнить отработанные ранее упражнения: «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Лопата», «Клювик», «Лопата-клювик», «Маятник». Каждое упражнение выполняется по 2 раза. Логопед следит за посадкой детей, предлагает им отдохнуть и проглотить слюну после выполнения каждого упражнения.
8. Упражнение «Подними семафор». [Развитие фонематического слуха, выделение звука [а] из ряда гласных звуков и закрытых слогов.]
Логопед раздает детям цветовые семафоры.
Логопед. Вы уже знаете, что люди умеют произносить звуки. Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы будете поднимать свои сигналы, если услышите звук [а].
Логопед произносит: «А, у, и, а, о, а, ы, э, а, и. Ам, ит, он, ак, уп».
Логопед. Молодцы! Вы были внимательными. Похлопайте себе!
9. Игра «Эхо». [Развитие силы голоса и речевого дыхания.]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и показывает им картинку, на которой изображены заблудившиеся в лесу мальчик и девочка.
Логопед. Что произошло с детьми?
Дети. Они заблудились.
Логопед. Верно. Они собирали грибы и заблудились в лесу. Что они кричат? Дети. Ау!
Логопед. Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет громко кричать: «Ау!», а другая будет тихо отвечать, как •)то слышится издалека в лесу: «Ау!»
В ходе игры команды обязательно меняются местами. (Каждая команда выполняет игровые действия Зраза.)
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед подводит итог работы, положительно оценивает деятельность каждого ребенка, выясняет, что понравилось на занятии каждому из детей.
Коррекционно-образовательные цели. Обогащение представлений об окружающем. Уточнение и расширение представлений детей о признаках осени, о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Уточнение и активизация словаря. Обучение составлению простого предложения по вопросам логопеда и с опорой на картинку.
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, силы и мягкой атаки голоса.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями лесных ягод и грибов, плоскостные изображения грибов и лесных ягод, сюжетные картинки «Белочка с шишкой у дупла»[17], плоскостные изображения малины по числу детей, игрушка-пристежка «Собери грибок» по числу детей.
Предварительная работа. Чтение сказки в обработке В.Даля «Война грибов с ягодами».