Занятие 2. Коррекционно-образовательные цели.Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках

Ход занятия

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, стро-


ить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, элементарных математических представлений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование. Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек[18], лото «Один — много», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, магнитофон, аудиокассета.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Мячик».

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и просит встать рядом со столом, на котором лежат предметные картинки. Звучит песенка «Мяч»[19].

Логопед. Как называется песенка, которую вы вчера выучили?

Дети. «Мяч».

Логопед. Верно. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?

Дети. Игрушки.


Логопед. Сначала сядет тот, у кого на картинке два мяча. (Первый ребенок, показавший картинку с двумя мячами, садится за стол.)

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого три мишки. (Второй ребенок садится.) Можно сесть девочке, у которой на картинке два мишки. (Садится третий ребенок.)

Логопед. А сколько мячей на твоей картинке, Саша?

Саша. Три мяча.

Логопед. Правильно, садись, Саша. Я думаю, что вы, дети, догадались: мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, из каких частей они состоят, из чего сделаны, как можно с ними играть. (Убирает со стола картинки.)

2. Игра «Посылка». [Рассматривание игрушек. Обучение описанию игрушек по вопросам логопеда. Уточнение и расширение словаря. Формирование обобщающего понятия «игрушки».]

Логопед достает большую коробку с новыми игрушками и ставит ее на стол.

Логопед. Посмотрите-ка, какую посылку нам с вами принесли сегодня. Что же в ней? Давайте посмотрим. (Достает по одной и выкладывает на стол игрушки.) Что это?

Дети. Мячик.

Логопед. Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

1-й ребенок. Красный.

2-й ребенок. Круглый.

3-й ребенок. Гладкий.

4-й ребенок. Большой.

Логопед. Еще он резиновый и упругий. Посмотрите, как он хорошо прыгает. А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем катать.

3-й ребенок. Будем бросать.

4-й ребенок. Будем ловить.

Логопед. Верно! Вставайте на коврик. Давайте поиграем в мяч.


Логопед организует игру в мяч на ковре, учит детей бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, катать мяч друг другу, сидя на ковре, затем предлагает детям пройти обратно за стол и достает следующую игрушку.

Логопед. Что это?

Дети. Это мишка.

Логопед. Давайте рассмотрим мишку, подержим его в руках и расскажем, какой он.

1-й ребенок. Большой.

2-й ребенок. Красивый.

3-й ребенок. Толстый.

4-й ребенок. Мягкий.

Логопед. Он коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы. Для чего он нам нужен? Что вы будете делать с ним? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем кормить.

3-й ребенок. Будем катать в машине.

4-й ребенок. Будем одевать.

Логопед. А еще мишку можно покачать на качелях, взять с собой на прогулку, уложить спать.

Аналогично рассматриваются еще две игрушки: машинка и кукла.

Логопед. Вот какие красивые мяч, машинка, мишка и кукла! Как вы назовете их одним словом?

Дети. Игрушки.

Логопед. Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игруш­ки? Что делают с ними дети?

Дети. Играют.

Логопед. Дети играют с игрушками. Вы тоже будете играть I' I юными игрушками, которые были в посылке. А сейчас давайте пойдем к зеркалу с вашими старыми любимыми игрушками.

3. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить


руки на колени. Отрабатываются уже знакомые детям упражнения для губ и для языка. Каждое упражнение повторяется по 3 раза. После выполнения упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Обязательно используются знакомые детям игрушки, которые «показывают», как выполнять упражнения и «контролируют» правильность выполнения.

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы выполняли упражнение «Лопата», а птичка удивилась, какие красивые «клювики» вы сделали. Молодцы!

4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей к столу и выставляет на него 4 игрушки.

Логопед. Что вы видите?

1-й ребенок. Машину.

2-й ребенок. Куклу.

3-й ребенок. Мяч.

4-й ребенок. Мишку.

Логопед. Правильно. Посмотрите на них внимательно и за­помните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь за­кройте глазки.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола красный мяч, а на его место кладет синий.

Логопед. Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Дети. Синий мяч.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Красного мяча.

Логопед. Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.

Дети закрывают глаза, логопед убирает со стола большого медведя и на его место ставит медвежонка.

Логопед. Снова откройте глаза. Что изменилось? Какая иг­рушка появилась?

Дети. Маленький мишка.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Большого мишки.

Логопед. Отлично! Молодцы! Закрывайте глазки в последний раз.

Дети закрывают глаза. Логопед меняет местами две игрушки.

Логопед. Открывайте глаза. Какие игрушки я поменяла местами?

Дети. Машину и куклу.

Логопед. Правильно! Молодцы! Похлопайте себе!

5. Подвижная игра «Мячик». [Развитие подвижности и ловкости, координация речи с движением. Формирование умения выполнять прыжки на двух ногах.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение.

Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу.
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ритмично прыгают на двух ногах на носочках, руки на поясе.

6. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям занять места за столом, где уже лежат тетради, открытые на с. 10—11, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какие игрушки нарисованы у вас в тетради?

1-й ребенок. Ракета.

2-й ребенок. Кукла.

3-й ребенок. Мяч.

Логопед. Правильно. Посмотрите на страничку слева. На Ней нарисованы кукла и ракета. Обведите и раскрасьте ракету или куклу.

Дети выполняют задание. Логопед читает детям стихи про ракету, помогает выбрать цветные карандаши, следит за правильностью посадки и постановкой руки.

7. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]

Логопед предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При ином можно демонстрировать детям предметные картинки.


Логопед (громко). Во-да!

Дети (тихо). Во-да.

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки.

Логопед (громко). Ва-го-ны!

Дети (тихо). Ва-го-ны.

Логопед (громко). Ба-на-ны!

Дети (тихо). Ба-на-ны.

Логопед. Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!

8. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных.]

Дети вновь проходят за стол. Логопед раздает им игровые карты, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями одной и нескольких игрушек. Каждый ребенок получает карту, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков (рис. 4).

Рис. 4


Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одной игрушки. На iv часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положи картинку с изображениями нескольких игрушек. Игрушки нужно подобрать парами, например: мяч — мячи. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали кар­точки.

1-йребенок. Машина — машины. Шар — шары.

2-й ребенок. Кубик — кубики. Ракета — ракеты.

3-й ребенок. Мишка — мишки. Кукла — куклы.

4-й ребенок. Коляска — коляски. Клоун — клоуны. Логопед. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед выясняет, что понравилось детям на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом), речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, гонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование. Игрушки и предметные картинки с изображениями этих же игрушек, лото «Большой — маленький», игра «Собери мишку» по количеству детей, флажки по количеству детей,


игрушка-котенок — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Лошадка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: