Ход занятия
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, стро-
ить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, элементарных математических представлений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование. Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек[18], лото «Один — много», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, магнитофон, аудиокассета.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Мячик».
1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений. Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и просит встать рядом со столом, на котором лежат предметные картинки. Звучит песенка «Мяч»[19].
Логопед. Как называется песенка, которую вы вчера выучили?
Дети. «Мяч».
Логопед. Верно. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?
Дети. Игрушки.
Логопед. Сначала сядет тот, у кого на картинке два мяча. (Первый ребенок, показавший картинку с двумя мячами, садится за стол.)
Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого три мишки. (Второй ребенок садится.) Можно сесть девочке, у которой на картинке два мишки. (Садится третий ребенок.)
Логопед. А сколько мячей на твоей картинке, Саша?
Саша. Три мяча.
Логопед. Правильно, садись, Саша. Я думаю, что вы, дети, догадались: мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, из каких частей они состоят, из чего сделаны, как можно с ними играть. (Убирает со стола картинки.)
2. Игра «Посылка». [Рассматривание игрушек. Обучение описанию игрушек по вопросам логопеда. Уточнение и расширение словаря. Формирование обобщающего понятия «игрушки».]
Логопед достает большую коробку с новыми игрушками и ставит ее на стол.
Логопед. Посмотрите-ка, какую посылку нам с вами принесли сегодня. Что же в ней? Давайте посмотрим. (Достает по одной и выкладывает на стол игрушки.) Что это?
Дети. Мячик.
Логопед. Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?
Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.
1-й ребенок. Красный.
2-й ребенок. Круглый.
3-й ребенок. Гладкий.
4-й ребенок. Большой.
Логопед. Еще он резиновый и упругий. Посмотрите, как он хорошо прыгает. А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем».
1-й ребенок. Будем играть.
2-й ребенок. Будем катать.
3-й ребенок. Будем бросать.
4-й ребенок. Будем ловить.
Логопед. Верно! Вставайте на коврик. Давайте поиграем в мяч.
Логопед организует игру в мяч на ковре, учит детей бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, катать мяч друг другу, сидя на ковре, затем предлагает детям пройти обратно за стол и достает следующую игрушку.
Логопед. Что это?
Дети. Это мишка.
Логопед. Давайте рассмотрим мишку, подержим его в руках и расскажем, какой он.
1-й ребенок. Большой.
2-й ребенок. Красивый.
3-й ребенок. Толстый.
4-й ребенок. Мягкий.
Логопед. Он коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы. Для чего он нам нужен? Что вы будете делать с ним? Начните ответ со слова «будем».
1-й ребенок. Будем играть.
2-й ребенок. Будем кормить.
3-й ребенок. Будем катать в машине.
4-й ребенок. Будем одевать.
Логопед. А еще мишку можно покачать на качелях, взять с собой на прогулку, уложить спать.
Аналогично рассматриваются еще две игрушки: машинка и кукла.
Логопед. Вот какие красивые мяч, машинка, мишка и кукла! Как вы назовете их одним словом?
Дети. Игрушки.
Логопед. Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игрушки? Что делают с ними дети?
Дети. Играют.
Логопед. Дети играют с игрушками. Вы тоже будете играть I' I юными игрушками, которые были в посылке. А сейчас давайте пойдем к зеркалу с вашими старыми любимыми игрушками.
3. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить
руки на колени. Отрабатываются уже знакомые детям упражнения для губ и для языка. Каждое упражнение повторяется по 3 раза. После выполнения упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Обязательно используются знакомые детям игрушки, которые «показывают», как выполнять упражнения и «контролируют» правильность выполнения.
Логопед. Щенку очень понравилось, как вы выполняли упражнение «Лопата», а птичка удивилась, какие красивые «клювики» вы сделали. Молодцы!
4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.]
Логопед приглашает детей к столу и выставляет на него 4 игрушки.
Логопед. Что вы видите?
1-й ребенок. Машину.
2-й ребенок. Куклу.
3-й ребенок. Мяч.
4-й ребенок. Мишку.
Логопед. Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола красный мяч, а на его место кладет синий.
Логопед. Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?
Дети. Синий мяч.
Логопед. А какой игрушки не стало?
Дети. Красного мяча.
Логопед. Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.
Дети закрывают глаза, логопед убирает со стола большого медведя и на его место ставит медвежонка.
Логопед. Снова откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?
Дети. Маленький мишка.
Логопед. А какой игрушки не стало?
Дети. Большого мишки.
Логопед. Отлично! Молодцы! Закрывайте глазки в последний раз.
Дети закрывают глаза. Логопед меняет местами две игрушки.
Логопед. Открывайте глаза. Какие игрушки я поменяла местами?
Дети. Машину и куклу.
Логопед. Правильно! Молодцы! Похлопайте себе!
5. Подвижная игра «Мячик». [Развитие подвижности и ловкости, координация речи с движением. Формирование умения выполнять прыжки на двух ногах.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение.
Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. | Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу. |
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. | Ритмично прыгают на двух ногах на носочках, руки на поясе. |
6. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед предлагает детям занять места за столом, где уже лежат тетради, открытые на с. 10—11, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Какие игрушки нарисованы у вас в тетради?
1-й ребенок. Ракета.
2-й ребенок. Кукла.
3-й ребенок. Мяч.
Логопед. Правильно. Посмотрите на страничку слева. На Ней нарисованы кукла и ракета. Обведите и раскрасьте ракету или куклу.
Дети выполняют задание. Логопед читает детям стихи про ракету, помогает выбрать цветные карандаши, следит за правильностью посадки и постановкой руки.
7. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]
Логопед предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При ином можно демонстрировать детям предметные картинки.
Логопед (громко). Во-да!
Дети (тихо). Во-да.
Логопед (громко). Ку-би-ки!
Дети (тихо). Ку-би-ки.
Логопед (громко). Ва-го-ны!
Дети (тихо). Ва-го-ны.
Логопед (громко). Ба-на-ны!
Дети (тихо). Ба-на-ны.
Логопед. Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!
8. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных.]
Дети вновь проходят за стол. Логопед раздает им игровые карты, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями одной и нескольких игрушек. Каждый ребенок получает карту, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков (рис. 4).
Рис. 4
Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одной игрушки. На iv часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положи картинку с изображениями нескольких игрушек. Игрушки нужно подобрать парами, например: мяч — мячи. Выполняйте.
Дети подбирают карточки.
Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
1-йребенок. Машина — машины. Шар — шары.
2-й ребенок. Кубик — кубики. Ракета — ракеты.
3-й ребенок. Мишка — мишки. Кукла — куклы.
4-й ребенок. Коляска — коляски. Клоун — клоуны. Логопед. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед выясняет, что понравилось детям на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом), речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, гонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование. Игрушки и предметные картинки с изображениями этих же игрушек, лото «Большой — маленький», игра «Собери мишку» по количеству детей, флажки по количеству детей,
игрушка-котенок — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Лошадка».