double arrow

Занятие 2. Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах


Ход занятия

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисич-


ка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков (ясной шепотной речи), зрительного внимания, общей, гонкой и артикуляционной моторики, силы голоса.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование.Муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов[11], карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, куклы по числу детей, сюжетная картинка с изображением девочки, укачивающей куклу, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера, игрушки — собачка и птичка — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.




Предварительная работа.Разучивание пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, четыре, пять» и упражнения «За малиной», предварительное рассматривание картины «Ранняя осень» в уголке природы.

1. Организационный момент.[Развитие зрительного внимания, элементарных математических представлений. Совершенствование навыков счета в пределах четырех.]

Логопед приглашает детей в кабинет. Дети проходят к столу, на котором разложены предметные карточки.

Логопед. Посмотрите на свои карточки, сосчитайте грибы на них. Сначала сядет тот, у кого на карточке два гриба.

Ребенок садится.

Логопед. Теперь сядет тот, у кого на карточке три гриба.

Ребенок садится.


Логопед. Можно сесть тому, у кого четыре гриба.

Ребенок садится.

Логопед. А сколько грибов у тебя, Ваня?

Ваня. У меня один гриб.

Логопед. Правильно. Садись. А как называются грибы, на­рисованные у вас на карточках?

Дети. Мухоморы.

Логопед. Что вы помните об этих грибах? Какие они?

Дети. Они несъедобные.

Логопед. Верно. Это ядовитые грибы. Их нельзя трогать ру­ками. Но сбивать и давить ногами их тоже не надо. Для диких зверей мухоморы — лекарство.

2. Рассматривание картины «Ранняя осень» и предметных картинок по теме. Беседа.[Развитие диалогической речи. Расширение и уточнение словаря по теме «Грибы».]

Логопед помещает на мольберт картину «Ранняя осень», позволяет детям рассмотреть ее и организует беседу.

Логопед. Кого вы видите на картинке?



Дети. Детей.

Логопед. Что они делают в лесу?

1-й ребенок. Гуляют.

2-й ребенок. Собирают листья.

3-й ребенок. Собирают грибы.

Логопед. Правильно. Дети гуляют в лесу и собирают листья, рябину, грибы. Какие грибы вы видите около пенька, рядом с пеньком?

Дети. Подосиновики.

Логопед. Верно. Какие шляпки у подосиновиков?

Дети. Красные.

Логопед помещает на мольберт предметную картинку с изображением подосиновика.

Логопед. У подосиновиков красные шляпки и прямые се­рые ножки. А какой гриб вы видите под березой?

Дети. Подберезовик.

Логопед помещает на мольберт предметную картинку с изображением подберезовика и демонстрирует детям муляж этого гриба.

Логопед. Какая шляпка у подберезовика?


Дети. Темная.

Логопед. Правильно. Она почти черная. А ножка у него серая, но потоньше, чем у подосиновика. А какие грибы лежат в корзинке?

Дети. Подосиновики.

Логопед. Верно. В корзинке лежат подосиновики. А какие грибы вы знаете еще?

Логопед помещает на мольберт несколько предметных картинок и демонстрирует детям муляжи этих же грибов.

1-й ребенок. Лисички.

2-й ребенок. Сыроежки.

3-й ребенок. Белый гриб.

Логопед. Молодцы! Вот как много названий грибов вы вспомнили. Давайте расскажем о них. Какие ножка и шляпка у лисички?

Дети. Желтые.

Логопед. А ножка толстая или тонкая?

Дети. Тонкая.

Далее аналогично можно провести работу по описанию сыроежки и белого гриба. Затем логопед убирает все наглядные пособия.



3. Подвижная игра «За малиной».[Развитие общей моторики, координация речи с движением. Уточнение словаря по теме «Лесные ягоды». Закрепление навыка ходьбы по кругу в общем для всех темпе.]

Логопед приглашает детей на ковер, делает вместе с ними упражнение, давая образец интонирования речи.

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. Идут в хороводе, взявшись за руки.
Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.
А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.
Сладкая ты моя, Ягодка-малинка. Идут по кругу, взявшись за руки.

4. Игра с мячом «Одинмного».[Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Развитие ловкости, умения бросать мяч от груди и ловить его обеими руками.]

Логопед предлагает детям остаться на ковре и поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов.

Логопед. Подосиновик.

1-й ребенок. Подосиновики.

Логопед. Подберезовик.

2-й ребенок. Подберезовики. Логопед. Лисичка.

3-й ребенок. Лисички. Логопед. Сыроежка.

4-й ребенок. Сыроежки.

5. Разрезные картинки.[Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики, конструктивного праксиса.]

Дети проходят к столу, на котором лежат конверты с предметными и разрезными картинками по теме «Грибы». Картинки разрезаны на 3—4 части (горизонтальный и вертикальный разрезы).

Логопед. Достаньте из конвертов картинки, рассмотрите их н назовите грибы.

1-й ребенок. Подосиновик.

2-й ребенок. Подберезовик.

3-й ребенок. Мухомор.

4-й ребенок. Белый гриб.

Логопед. Верно. А теперь достаньте разрезные картинки и сложите их.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь.

6. Общая артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения «Лопата». Педагог пока­зывает детям уже знакомого им игрушечного щенка и обращает их внимание на его широкий язычок. Упражнение выполняется 2—3 раза.


Затем логопед показывает детям птичку с острым клювом и предлагает широко открыть рот и показать такой же острый язычок, как клювик птички. Упражнение выполняется 2—3 раза.

После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

Затем логопед объясняет детям, что будет показывать им то собачку, то птичку, а они в зависимости от показанной игрушки будут делать язычок то «лопаткой», то «клювиком». Упражнение выполняется 23раза.

7. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».[Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, уточнение словаря по теме «Лесные ягоды».]

Дети встают со стульчиков и вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику. Если дети испытывают затруднения при шгибании пальчиков на обеих руках, логопед предлагает им выполнять упражнение одной рукой.

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.
В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками по столу.
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. Загибают пальчики, начиная с больших.

8. Формирование понятия о речевых и неречевых звуках.[Пение звука [а]. Развитие слухового восприятия. Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед предлагает детям пройти к столу, сесть на стульчики, внимательно послушать и рассказать обо всем, что они слышат сейчас вокруг себя.

1-й ребенок. Дети поют.

2-йребенок. Гудят машины.

3~йребенок. Капает вода.

4-й ребенок. Шумит самолет.


Логопед. Вот сколько разных звуков вы слышали. И машины, и звери, и ветер, и дождь производят разные звуки. А люди умеют произносить звуки. Когда люди говорят, они произносят звуки (помещает на мольберт картинку с изображением девочки, укачивающей куклу). Как девочка укачивает куклу? Что она ей поет? Какой звук?

Дети. А-а-а-а-а!

Логопед. Правильно. Встаньте рядом со стульчиками, возь­мите кукол на руки. Давайте тоже споем им колыбельную песенку. Будем петь звук [а].

Дети укачивают кукол и поют звук «а-а-а». Логопед следит за тем, чтобы дети пели на мягкой атаке голоса.

Логопед. Вы замечательно спели колыбельную, и куклы уснули. Положите их на стол.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей. Развитие общих речевых навыков (формирование навыка ясной шепотной речи).]

Логопед предлагает детям тихо сесть на стульчики.

Логопед (шепотом). Куклы уснули, чтобы их не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я.

Дети называют игры и задания. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие цели.Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, силы голоса.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.


Оборудование.Муляжи белого гриба и мухомора, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, дидактиче­ская игра «За грибами», флажки красного цвета по числу детей, игрушки — щенок, птичка, часы с маятником — для сопровождения выполнения общей артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа.Рассматривание предметных картинок с изображениями лесных ягод и грибов.







Сейчас читают про: