Основные направления правовой информатизации в Республике Беларусь
Концепция электронного правительства (e-Government).
Электронное правительство. Под "электронным правительством" понимается концепция совершенствования управления государством путем использования новых информационных технологий для доступа к правительственной информации и услугам граждан, государственных и негосударственных организаций.
Это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Она основана на возможностях телекоммуникационных технологий и ценностях гражданского общества. Это не способ модернизации существующих государственных структур и услуг, а принципиально иная модель управления государством.
Основной принцип электронного правительства – оно должно быть доступно каждому в любой момент времени из любого места дислокации. Электронное правительство должно обеспечивать взаимодействие трех основных субъектов общественной жизни: государства, граждан и организаций. Соответственно, оно включает три основных модуля: правительство – бизнесу, правительство – правительству, правительство – гражданам.
Переход к электронному правительству включает четыре стадии: 1) регулярное присутствие государства в Интернете (в 2005 г. Совмин – постановление №764 об информационном правительстве РБ); 2) режим интерактивного взаимодействия с гражданами и бизнесом; 3) обработка транзакций (пользователь может получить специализированные данные и загружать бланки); 3) возможность использования межведомственной информации (получение паспортов, виз и т.д.).
Правительственный веб-сайт – прямой доступ граждан к правительственным структурам и услугам.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.
Информатизация, создание и внедрение новых информационных технологий, обеспечение эффективной деятельности информационных систем и сетей являются в настоящее время общемировой тенденцией формирования глобального информационного пространства.
Важнейшим компонентом информационной инфраструктуры являются информационные ресурсы - совокупность документированной информации, включая базы данных и знаний, организованной по определенным принципам и тематической направленности и используемой субъектами правоотношений в своей деятельности (ст. 13 З об информатизации).
Совет Министров Республики Беларусь 27 ноября 1991 г. принял Программу информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 годы и на период до 2000 года. Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального производства и управления.
Ряд положений данной программы остался невыполненным. Концепцией определена цель государственной политики в области информатизации, заключающаяся в обеспечении перехода к новому этапу развития страны - построению информационного общества и вступлению республики в мировое информационное сообщество. Основой этого перехода должно стать создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Республики Беларусь как базы для решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.
Следующим этапом в развитии информатизации РБ должна стать Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», которая разработана во исполнение поручения Президента Республики Беларусь коллективом специалистов различных организаций и учреждений республики под руководством Национальной академии наук Беларуси.
В Программе определены следующие основные направления информатизации:
* Создание общегосударственной автоматизированной информационной системы.
* Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам.
* Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии.
* Совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации.
* Совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ.* Развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики.
* Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
* Содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.* Совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.
1 3. Государственная автоматизированная система правовой информации
Научные исследования и практические работы по информатизации правовой системы были начаты в СССР в 1970-х гг. Важнейшим достижением стало создание Государственной системы правовой информации.
Началом работ по созданию республиканской системы единых баз данных по законодательству РБ является формирование республиканского эталонного банка данных правовой информации созданным в НИИ ПКК и СЭ МЮ Республиканским центром правовой информации. В 1997 г по указу Президента РБ от 30.06.1997 №338 был создан НЦПИ. НЦПИ является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставление в пользование эталонной правовой информации (на бумажных и электронных носителях), создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.
На НЦПИ возложено:
1) создание и ведение НРПА РБ;
2) формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации;
3) создание и развитие государственной системы правовой информации;
4) координация и непосредственная реализация работ по правовой информатизации в РБ;
5) координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации;
6) распространение правовой информации;7)и ряд др. функций.
В настоящее время ГСПИ представляет собой структурированную систему, объединяющую ряд информационных, организационных и технологических процессов:
1. Сбор правовой информации от нормотворческих органов (порядок обязательного и своевременного предоставления правовых актов закреплен нормативно).
2. Формирование и ведение НРПА в электронном виде, а также выпуск его официального издания в печатном виде. НРПА сегодня представляет собой систему учета НПА.
3. Формирование и ведение ЭБДПИ.
В НЦПИ ведутся следующие банки данных правовой информации:
-) Законодательство РБ (полное собрание НПА в контрольном состоянии);
-) Международные договоры РБ;
-) Решения органов местного управления и самоуправления;
-) Судебная практика (носящие нормативный характер акты КС, ВС, ВХС);
-) Распоряжения Президента и главы администрации Президента РБ;
-) Распоряжения Правительства и Премьер-министра РБ.
Кроме того, функционирует компьютерный банк данных проектов законов РБ.
4. Выпуск других официальных изданий правовых актов (например, кодексов РБ).
5. Распространение правовой информации в электронном и печатном виде.
Распространением занимаются: НЦПИ; Региональные центры правовой информации (по областям и г. Минску); Публичные центры правовой информации (на базе библиотек и региональных центров правовой информации); Иные организации осуществляют деятельность по распространению правовой информации с получением лицензии. Банки данных формируются на основании ЭБДПИ. Национальный правовой Интернет-портал (pravo.by).
6. Функционирование общедоступного Национального Итернет-портала РБ.
7. Межгосударственный обмен правовой информацией.
В качестве важного фактора эффективного сотрудничества государств-участников СНГ рассматривается создание единого информационно-правового пространства.
16.12.2002 N 609 ПОЛОЖЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВОВОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2. Национальный правовой портал - основной государственный информационный ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации.
3. Целями создания и функционирования Национального правового портала являются:
концентрация и систематизация информации и знаний по вопросам права и правовой информатизации;
своевременное обеспечение граждан, государственных органов и иных организаций полной и достоверной правовой информацией, а также комментариями и другими правовыми аналитическими материалами;
обеспечение эффективного взаимодействия работников государственных органов и иных организаций при использовании информационных, организационных и технологических возможностей этого портала;
повышение качества нормотворческой деятельности, результативности работы государственных органов и иных организаций;
пропаганда правовых знаний и развитие правовой культуры граждан;
содействие гражданам в осуществлении научной, учебной и других видов деятельности;
интенсификация межгосударственного обмена правовой информацией;
создание условий для повышения международного авторитета Республики Беларусь и привлечения инвестиций в национальную экономику.
4. Формирование, ведение и обеспечение функционирования Национального правового портала осуществляются Национальным центром правовой информации (далее - НЦПИ).
5. Основу информационного содержания Национального правового портала составляет правовая информация. На данном портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации.
6. Источниками такой информации являются:
официальные документы <*>;авторские материалы ученых и других специалистов;средства массовой информации;иные источники, содержащие информацию в области права и правовой информатизации.
7. Информация для размещения на Национальном правовом портале представляется государственными органами и иными организациями по их инициативе или по запросам НЦПИ, а также гражданами или создается непосредственно НЦПИ.
8. Ответственность за нарушение прав и законных интересов третьих лиц несут в соответствии с законодательством гражданин или организация, представившие информацию для размещения на Национальном правовом портале.
9. Не подлежит размещению на Национальном правовом портале информация, содержащая сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, либо иные охраняемые в соответствии с законодательством сведения и (или) имеющая соответствующие ограничительные грифы.
10. Информация размещается с учетом следующих требований:
актуальность, оперативность, достоверность и целостность;
четкость структуризации, распределение данных по тематическим блокам;
многовариантность представления информации с использованием различных телекоммуникационных средств, технопрограммных решений и различного уровня доступа к ней;
представление информации на государственных языках Республики Беларусь, а также на английском языке.
11. В НЦПИ создается координационный совет, который рассматривает вопросы функционирования и развития Национального правового портала, состав его основных информационных ресурсов и принимает соответствующие рекомендации.
В названный совет входят представители государственных органов, а также ученые и другие специалисты в области права, информатизации и правовой информатизации.
Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются директором НЦПИ по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь.
12. Финансирование работ по созданию и функционированию Национального правового портала осуществляется в пределах средств республиканского бюджета, выделяемых НЦПИ, доходов от его хозяйственной деятельности, а также иных источников, не запрещенных законодательством.13. Виды информационных услуг, оказываемых посредством Национального правового портала, и условия их предоставления определяются НЦПИ по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь. 14. Для обеспечения функционирования Национального правового портала НЦПИ может при необходимости привлекать на договорных условиях иные организации и соответствующих специалистов.15. Функционирование Национального правового портала освещается в