Процедура повторного рассмотрения законопроектов
В случае получения постановления СР об отклонении законопроекта нижняя палата должна рассмотреть отклоненный законопроект, а также замечания и предложения СР и может предложить верхней палате Парламента создать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и выработки согласованного текста законопроекта.
При предложении создать согласительную комиссию обе палаты должны принять свои постановления. В Постановлении ПП указываются члены согласительной комиссии, причем в состав согласительной комиссии должны быть включены представители Головной комиссии по разработке отклоненного законопроекта.
Постановление СР об образовании согласительной комиссии указываются представители СР, предлагаемые в состав согласительной комиссии, ее со-Председатель от СР и в состав включаются представители постоянной комиссии верхней палаты парламента, ответственные за …
Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей СР и ПП.
|
|
По результатам согласительной комиссии составляется протокол, в котором фиксируются??? либо обосновывается их невозможность их преодоления.
Текст предоставляется на одобрение обеих палат.
В соотвествии с ч.5 ст.100 К, в случае, если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент, либо по его поручению Правительство, могут потребовать, чтобы ПП приняла окончательное решение.
В этом случае ставится в первоначальной редакции. Закон считается принятым при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава ПП. Одобрение СР уже не требуется. Сразу направляется Президенту РБ на подпись. Если законопроект не набрал необходимого числа голосов – отклоняется по решению ПП, либо на доработку в комиссии. В дальнейшем, доработанный законопроект вносится для рассмотрения во 2-ом чтении.
Как правило одобрение в СР заканчивает стадию, т.к. закон принятый ПП и одобренный СР представляется в 10-дневный срок Президенту РБ на подпись.
Одна из прерогатив Президента.
В ч.6, 7, 8 Конституции говорится о заключительной стадии законодательного процесса, которая в Конституционном праве получило название «промульгация».
Закон, принятый ПП и одобренный СР в течение 10 дней поступает Президенту РБ на подпись, если он согласен с текстом закона, то он его подписывает. Если Президент не возвращает зжакон 2 недели, после того, как он был ему представлен, закон будет считаться подписанным.
Одно исключение: не будет считаться подписанным и не вступит в силу в случае, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием Сессии. В случае несогласия с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в ПП для повторного обсуждения и голосования.
|
|
Возвращенный Президентом закон должен быть рассмотрен ПП не позднее 30 дней, а соответственно СР не позднее 20 дней, не считая 5-днгевого срока, предназначенного для направления.
Есть возможность преодолеть вето президента. Если ПП и СР при повторном голосовании не менее 2/3 от полного состава ПП и СР подтвердят ранее принятое решение, то в таком случае Закон подписывается Президентом в 5-дневный срок. Вступит в силу и в том случае, если не будет подписан Президентом в этот срок.
Согласно К. президент имеет право возвратить в Парламент для повторного голосования отдельное положение закона со своими возражениями. В этом случае до вынесения соответствующего решения ПП и СР Закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.
Процедура преодоления отлагательного вето по отдельным положениям Закона аналогична, процедуре преодоления на весь закон.
Подписание Закон Президентом – завершает процесс его принятия.
Характерно, что полномочия по утверждению Закона присущи президенту при всех разновидностях республиканской формы правления.
Полномочие по утверждению закона дает Главе государства возможность выразить несогласие с Законом или его отдельными положениями и вернуть Закон или его отдельные положения для повторного рассмотрения и голосования. Таким образом, Президент, обладая правом отлагательного вето, получает широкую возможность активно участвовать в законодательном процессе, а также воздействовать на его содержание и направленность.
Этому способствует и ст.101 Конституции, которая закрепила законодательную власть не только за Национальным собранием, но и за Президентом, предоставив последнему право издавать декреты, имеющие силу закона.