Раздел 2. Миссия и стратегические цели фирмы
Тема 1.3. Содержание стратегии фирмы
Довгань 392-396, 412-414
9.3.
Шаршньова 120
Стратегічний набір підприємства
[1] Между данными названиями нет противоречий, более того, в разных работах И. Ансоффа встречаются и та, и другая трактовки (прим. автора).
Понятие стратегии
Основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название управленческой стратегии.
Известный канадский специалист в области стратегического управления Г. Минцберг предложил определение стратегии в рамках системы <5-П> (5-Р). По его мнению, она включает:
1. план (Plan) - заранее намеченные в деталях и контролируемые действия на определенный срок, преследующие конкретные цели;
|
|
2. прием, или тактический ход (Ploy), представляющий собой кратковременную стратегию, имеющую ограниченные цели, могущую меняться, маневр с целью обыграть противника;
3. модель поведения (Patten of behavior) - часто спонтанного, неосознанного, не имеющего конкретных целей;
4. позицию по отношению к другим (Position in respect to others);
5. перспективу (Perspective).
Задача стратегии состоит в создании фирме конкурентного преимущества, устранении негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечении доходности, уравновешении внешних требований и внутренних возможностей. К любой стратегии предъявляются следующие требования:
1. Реальность, предполагающая ее соответствие ситуации, целям, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, культуре, существующей системе управления.
2. Логичность, внутренняя целостность - непротиворечивость отдельных элементов, поддержка ими друг друга, порождающая синергетический эффект.
3. Этичность, нравственность - реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия.
4. Совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находится под влиянием изменений в окружении фирмы и сама может формировать эти изменения).
5. Оправданная рискованность.
6. Направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха.
7. Учет интересов общества в целом, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиций фирмы в ней.
8. Альтернативность - стратегия выбирается из нескольких вариантов.
|
|
Стратегия тесно связана с такими характеристиками фирмы, как ее структура, система управления, персонал. Она дает ответы на вопросы:
1. Какой может быть компания в будущем, обычно в ближайшие 5-10 лет (видение)?
2. В чем ее предназначение (миссия)?
3. Чего конкретно нужно достичь (цели)?
4. Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)?
Критериями оценки эффективности стратегии могут служить:
ü достижение более высокой производительности;
ü улучшение морально-психологического климата;
ü повышение качества продукции и услуг;
ü рост доходности;
ü увеличение доли рынка;
ü ускорение темпов освоения новой продукции.
Условиями успеха реализации стратегии считаются:
· обеспечение соответствия стратегии среде;
· уверенность персонала и менеджеров в своих способностях;
· готовность фирмы к изменениям.
Факторы, влияющие на стратегию
Факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, называются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов, Б. Карлофа, они, влияя на стратегию любой организации, придают ей специфические свойства. К таким факторам относятся:
1) миссия, отражающая философию фирмы, ее предназначение.
2) конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние).
3) характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;
4) организационные факторы, среди которых выделяется внутренняя структура компании и ее ожидаемые изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов;
5) располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и пр.).
6) потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности, расширения масштабов, роста деловой активности, инноваций;
7) культура, философия, этические воззрения и компетентность управленцев, уровень их притязаний и предприимчивости, способность к лидерству, внутренний климат в коллективе
Кроме моментов, перечисляемых Б. Карлофом, на стратегию также влияют:
8) степень рискованности деятельности. Склонные к риску фирмы предпочитают краткосрочные стратегии, приносящие высокие текущие прибыли; не склонные — долгосрочные с не столь высоким, но гарантированным доходом;
9) зависимость организации от ранее принятых на себя обязательств;
10) уровень подготовки персонала, наличие опыта в соответствующей сфере деятельности.
11) привлекательность отрасли и условия конкуренции в ней;
12) характер внешних возможностей и угроз. С помощью стратегии используются возможности и нейтрализуются угрозы;
13) национальные особенности и традиции предпринимательства. В Японии стратегии ориентированы на перспективу, захват рынков, упрочение положения фирмы на них; в США - на получение быстрой выгоды;
14) интересы контактных групп, к которым относятся: акционеры, поставщики, правительство, потребители, работники, кредиторы, местные власти.
Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений:
1) корпоративный;
2) деловой;
3) функциональный.
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, отражает способы осуществления миссии фирмы. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
Корпоративная стратегия предполагает:
1) распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
|
|
2) решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
3) изменение структуры корпорации;
4) решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;
5) единую стратегическую ориентацию подразделений.
На уровне бизнес-единицы разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на основе корпоративной и деловой стратегии (бизнес-стратегии
Конкурентные стратегии определяют, как фирма должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривают в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Конкурентные стратегии более узконаправленны, чем деловая.
По направленности выделяются:
1. стратегии рационалистического типа, или производственные, мобилизующие внутренний потенциал (технологические, социальные, кадровые, организационные и пр.);
2. стратегии предпринимательского типа, или рыночные, ориентированные на использование внешних возможностей (финансовые, инвестиционные, маркетинговые и пр.).
Эффективная стратегия основывается на трех составляющих:
1. правильно выбранных долгосрочных целях;
2. глубоком понимании конкурентного окружения;
3. реальной оценке собственных ресурсов и возможностей.
Видение фирмы
Видение (vision) – это качественное изображение желаемого состояния на длительную перспективу, тоесть это представление о желаемом состоянии фирмы в будущем.
Ошибки, просчеты в работе над видением:
1) чисто количественный подход (видение есть новое качественное состояние фирмы);
2) прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний – стандартные видения типа «стать лидером на рынке»;
3) нереальные, идеализированные образы своего будущего;
4) излишняя точность, которая невозможна для видения будущего: тем точнее видение, тем менее оно достижимо. Видение не выносит высокой точности, ибо рассчитано на постоянные изменения.
|
|
Миссия – это емкое, краткое и четкое определение основных направлений деятельности организации, которое характеризует положение фирмы в обществе и мотивирует ее сотрудников.