Тема 2.2. Стратегические цели

Понятие цели

Наиболее употребляемо понимание цели как планируемого результата.

Цели организации — конкретные конечные состояния системы или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе

Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз.

1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы.

2. Установление целей для организации в целом.

3. Построение иерархии целей.

4. Установление индивидуальных целей.

Виды целей

Существуют различные классификации целей. Различают стратегические и тактические цели.

К основным стратегическим целям относятся следующие:

o расширение сегмента рынка, охватываемого деятельностью фирмы;

o поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш;

o существенное повышение уровня обслуживания покупателей;

o рост суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности

o снижение уровня хозяйственных рисков;

o рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости фирмы.

Тактические цели — это те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели. Тактические цели должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны и расположены по приоритетам. Цели организации делят также на экономические и неэкономические.

К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно разделить на количественные и качественные. Пример количественной цели — увеличение доли рынка фирмы до 10% к 2010 г. Пример качественной цели — достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Долгосрочные цели не имеют, как правило, четко выраженных количественных характеристик, они больше связаны с миссией фирмы.

Требования к целям:

1. приемлемостью для участников процесса их достижения - ц ели должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников;

2. измеримостью: любую, даже качественную, цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;

3. определенностью во времени, сроках достижения: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

4. достижимостью: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников;

5. гибкостью: наличием пространства для их корректировок в связи с непредвиденными изменениями;

6. сопоставимостью;

7. взаимной поддержкой: следует стремиться к тому, чтобы разные цели дополняли друг друга и «работали» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: