Назначение передач и их классификация
План
Лекция № 5 Механические передачи
Контрольные вопросы
1. Что называется деталью и сборочной единицей машин?
2. Какая разница между механизмом и машиной?
3. Как классифицируются детали машин?
4. Что является критериями трудоспособности деталей машин и механизмов?
5. Что следует понимать под надежностью машин и их деталей?
6. Какие материалы применяют для изготовления деталей машин?
7. Что такое стандартизация и взаимозаменяемость деталей?
1. Назначение передач и их классификация.
2. Кинематические и силовые соотношения в передаточных механизмах.
3. Фрикционные передачи. Понятие о вариаторах.
4. Общие сведения о рычажных, кривошипно-ползунных, храповых и мальтийских механизмах.
Все современные двигатели для уменьшения габаритов и стоимости выполняют быстроходными. Непосредственно быстроходный вал двигателя соединяют с валом машины редко, в основном же передача механической энергии от двигателя к рабочему органу осуществляется с помощью различных передач.
|
|
В современных машинах применяют:
- механические передачи;
- гидравлические передачи;
- пневматические передачи;
- электрические передачи.
В лекции рассматриваются только механические передачи.
Механическими передачами называют механизмы, передающие работу двигателя исполнительному органу машины. При этом они могут:
- понижать или повышать угловые скорости ведомых валов (редукторы, мультипликаторы);
- преобразовывать один вид движения в другой (вращательное в поступательное и наоборот);
- регулировать угловые скорости ведомого и ведущего валов, в том числе и на ходу (вариаторы);
- реверсировать движение;
- распределять работу двигателя между несколькими исполнительными органами.
Механические передачи классифицируются по следующим признакам:
1) по условиям передачи движения:
- трением (фрикционные, ременные, канатные);
- сцеплением одного звена с другим (зубчатые, червячные, цепные);
2) по способу соединения ведущего и ведомого звеньев:
- передачи с непосредственным касанием (фрикционные, зубчатые, червяч-ные);
- передачи с промежуточным звеном (ременные, канатные, цепные).
В каждом передаточном механизме различают два основных звена: ведущее и ведомое. В многоступенчатых передачах между ними размещаются промежуточные звенья.
Особенности каждой передачи и ее применение определяются мощностью на ведущем и ведомом валах Р1 и Р2 и угловыми скоростями на них ω1 и ω2.
Этих двух характеристик достаточно для выполнения проектного расчета любой передачи.
|
|
По данным характеристикам рассчитываются:
- механический КПД
η=Р2 / Р1 , (5.1)
для многоступенчатых передач общий КПД равен произведению КПД отдельных ступеней или кинематических пар.
η общ = η1 η2 η3… ηn, (5.2)
- окружная скорость ведущего и ведомого звена
V= ωd / 2, (5.3)
- окружная сила
Ft=P / V=2M / d, (5.4)
где, P – мощность Вт;
V – окружная скорость м/с;
M - вращающий момент;
d – диаметр колеса.
M = P / ω=(Ft ·d) / 2, (5.5)
Вращающий момент ведущего вала М1 является моментом движущих сил, его направление совпадает с направлением вращающего вала. Момент М2 ведомого вала (момент сил сопротивления) направлен противоположно вращению ведомого вала.
- передаточное отношение i, передаточное число U
U=ω1 / ω2=d2 / d1 , (5.6)
В редукторе U>1, в мультипликаторе U <1.
Для многоступенчатой передачи
Uобщ=U1·U2…Un, (5.7)
где, U1 U2 Un – передаточные числа каждой ступени.