Понятие рентабельности, виды показателей рентабельности.
План.
ТЕМА 14 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПИЯТИЯ
- Понятие рентабельности, виды показателей рентабельности.
- Методика факторного анализа предприятия.
Рентабельность – относительный показатель, характеризующий отношение прибыли к объекту анализа. Показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП),включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода; к сумме затрат по реализованной продукции (3):.
Rз= П: З
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В).
Rоб= П: В
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждой гривны продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
Rк= П: К
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятия конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:

Пример
Данные для факторного анализа см предыдущий пример. Дополняем данные следующими сведениями
| Изделие | Объем реализации в условно-натуральном измерении, ед | Структура продукции | Средняя цена реализации ед.прод., грн | Себестоимость ед.прод., грн | |||||
| план | факт | план | факт | откл | план | факт | план | факт | |
| А | 5 000 | 5 200 | |||||||
| Б | 6 000 | 6 100 | |||||||
| С | 2 700 | 3 050 | 7 000 | 7 350 | |||||
| Д | 1 900 | 2 560 | 7 500 | 7 800 | |||||
| всего |
1) Проанализируем рентабельность каждого вида изделия
| Из | Средняя цена реализации ед.прод., грн | Себестоимость ед.прод., грн | прибыль на ед. продукции, грн | рентабельность ед. прод., % | ||||||||
| план | факт | откл | план | факт | откл | план | факт | откл | план | факт | откл | |
| А | 5 000 | 5 200 | ||||||||||
| Б | 6 000 | 6 100 | ||||||||||
| С | 7 000 | 7 350 | ||||||||||
| Д | 7 500 | 7 800 |
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнит способом абсолютных разниц
| продукция | факторы, влияющие | величина влияния | |||
| объем реализации | удельный вес | цена | себестоимость | ||
| Влияние объема реализации | |||||
| А | - | ||||
| Б | |||||
| С | |||||
| Д | |||||
| Итого влияние фактора | |||||
| Влияние структуры | |||||
| А | |||||
| В | |||||
| С | |||||
| Д | |||||
| Итого | |||||
| Влияние цен | |||||
| А | |||||
| В | |||||
| С | |||||
| Д | |||||
| Итого |
ТЕМА 15: АНАЛИЗ КАПИТАЛА И АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ






