double arrow

Неотложные состояния в пульмонологии

НПА

НПА

НПА

НПА

НПА

НПА

1.Гражданский кодекс.

2.Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» от 5.01.2009 г. №10-З.

3.Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992 г. № 1512-XІІ в редакции Закона от 16.07.2010 г.№172-З.

1. Понятие «биржа» рассматривается в трех аспектах: экономическом, организационном и юридическом.

Как экономическое явление биржа – это рынок оптовой торговли товарами по образцам или контрактам на поставку в будущем, а также ценными бумагами, валютой и редкоземельными металлами по ценам, устанавливаемым исходя из спроса и предложения.

Как организация биржа – собрание субъектов в определенном месте для заключения торговых сделок, по которым исполнение предполагается в другом месте.

В юридическом смысле биржа – это организация с правами юридического лица, осуществляющая предпринимательскую деятельность по организации проведения торгов и выполнению других, связанных с этим функций.

Признаки биржи:

1.Основной задачей является сближение спроса и предложения.

2. Устанавливает оптовые цены на определенные товары.

3. Представляет возможность субъекту в короткий промежуток времени заключать большое количество договоров.

4. Сменяемость ролей участников биржевого процесса (позволяет выступить субъекту и в качестве покупателя и в качестве продавца).

В зависимости от характера участия в торгах биржи подразделяются на:

- закрытые – в торгах участвуют только постоянные члены биржи, являющиеся биржевыми посредниками;

- открытые – кроме постоянных членов биржи к участию в торгах допускаются посетители.

По территориальному критерию биржи подразделяются на:

- международные – обслуживают потребности мирового рынка, участниками являются представители различных государств;

- региональные – обслуживают рынок нескольких стран имеющих, устоявшиеся экономические отношения;

- национальные – организуют и проводят торги на внутреннем рынке отдельного государства.

В рамках хозяйственного права изучается два вида бирж – товарные и фондовые.

Согласно ст. 1 Закона «О товарных биржах», товарная биржа – юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли товарами посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.

Согласно ст. 24 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах», фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

2. Согласно ст. 1 Закона «О товарных биржах», товарная биржа – юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли товарами посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.

Товарная биржа является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность, в том числе, внешнеэкономическую, на основе хозяйственной самостоятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом. Товарная биржа создается в форме акционерного общества.

Признаки товарной биржи:

- гласность проводимых торгов;

- публичность проводимых торгов;

-деятельность биржи связана с товаром, определенным родовыми признаками, который реализуется партиями, т.е. оптом. Под биржевым товаром понимается не изъятое из оборота заменимое имущество и имущественные права, допущенные биржей к биржевой торговле. Не могут быть предметом биржевых сделок объекты недвижимости, интеллектуальной собственности, авторские права, произведения искусства, индивидуально-определенные вещи. Обычно, биржевым товаром является сырье или сельскохозяйственная продукция, или другие товары.

Целью деятельности товарной биржи является организации и регулировании биржевой торговли, под которым понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей искусственное завышение или занижение цен с помощью сговора или распространения ложных слухов, а также другие незаконные действия. Однако регулирование не означает какого-либо административного вмешательства в торговлю на бирже.

Каждая биржа самостоятельно регламентирует способы ее деятельности.

Биржевая деятельность представляет собой совокупность осуществляемых биржевых сделок.

Биржевая сделка – это зарегистрированный биржевой договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара.

Внутренним документом биржи, принимаемым членами биржи, являются Правила биржевой торговли, которые содержат:

-перечень видов биржевых сделок;

-порядок проведения торгов;

-порядок заключения, регистрации и оформления биржевых сделок;

-порядок участия в биржевых торгах членов биржи и посетителей торгов;

-санкции за нарушение правил биржевой торговли и другие положения.

Товарная биржа как обладатель специальной хозяйственной компетенции не в праве осуществлять деятельность, не связанную с организацией и проведением биржевой торговли, т.е. деятельность биржи, является не коммерческой. В биржевой торговле биржа не участвует, участниками биржевых сделок являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Биржа только организует и регулирует биржевую торговлю.

Акционеры (учредители) биржи могут быть участвовать в формировании уставного капитала, распределения дивидендов, управлении биржей, а также являться членами биржи на торгах проводимых биржей.

Посетители биржи – физические или юридические лица, не являющиеся членами биржи, допущенные самостоятельно совершать разовые биржевые сделки.

Таким образом, товарная биржа – это организация, создаваемая специально и исключительно для того, чтобы быть местом сосредоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену биржевого товара на основе спроса и предложений.

3. Согласно ст. 24 Закона «О ценных бумагах и фондовых биржах», фондовая биржа – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет двухуровневую структуру: первичный рынок, включающий в себя выпуск и продажу ценных бумаг эмитента и вторичный рынок, включающий последующую перепродажу ценных бумаг на фондовой бирже.

Фондовая биржа создается в форме открытого акционерного общества и действует на основе устава и правил биржевой торговли. В наименовании биржи должно содержаться словосочетание – «Фондовая биржа».

В работе биржи участвуют только профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые зарегистрированы в качестве ее членов.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг это юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности по ценным бумагам и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам. Членами фондовой биржи не могут быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, их штатные должностные лица. Банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.

Статьей 14 Закона предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности по ценным бумагам:

1. посредническая деятельность по ценным бумагам, предусматривает куплю-продажу ценных бумаг за счет и по поручению клиента;

2. коммерческая деятельность по ценным бумагам, предусматривает выполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи;

3. деятельность инвестиционного фонда, представляет собой деятельность, связанную с выпуском акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты;

4. деятельность депозитария, это деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг;

5. доверительная (трастовая) деятельность с ценными бумагами – деятельность по управлению ценными бумагами, принадлежащими конкретному лицу на праве собственности, осуществляемая другим лицом путем передачи ему владельцем на определенный срок этих бумаг во владение и доверительное управление. Лицо, которому ценные бумаги переданы, действует за вознаграждение от своего имени в интересах владельца ценных бумаг или указанных им лиц.

6. прочие виды деятельности – взаимосвязанные с перечисленными видами деятельности, осуществляемые юридическими лицами, прежде всего по предоставлению консультационных услуг в области операций с ценными бумагами.

В своей деятельности биржа не преследует цели получение прибыли, то есть деятельность биржи не является коммерческой, прибыль получают акционеры биржи.

Фондовая биржа формулирует и публикует правила допуска к торгам и котировки ценных бумаг на ее торгах. Под котировкой понимается выявление цен на ценные бумаги с учетом спроса и предложений на определенный срок и дату в качестве ориентира для продавцов и покупателей при совершении сделок.

В зависимости от коньюктуры рынка, стоимость ценных бумаг может колебаться по сравнению с номинальной, по которой они выпущены и приобретены, а оборотоспособность может практически быть как у денег. Следовательно, ценные бумаги могут выполнять антиинфляционную функцию и в некоторых случаях заменять деньги.

Дилер – это физические или юридические лица, занимающиеся перепродажей ценных бумаг от своего имени, за свой счет и на свой страх и риск.

Брокер – это физическое или юридическое лицо, получившее аккредитацию в области купли-продажи ценных бумаг, который сводит продавцов и покупателей на бирже, при этом не является стороной в сделке.

Маклер – является поверенным членов биржи, фиксирующим сделки между ними.

Индивидуальные инвесторы – это частные носители капитала выраженного в форме банковских депозитов, сертификатов, банковских фондов, облигаций государственных займов, страховых полисов и других.

Деятельность фондовой биржи прекращается вследствие принятия решения общим собранием акционеров о ее прекращении, либо аннулирования выданной лицензии в установленном порядке.

Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

1. Понятие и характеристика банковской системы Республики Беларусь.

2. Правовое положение Национального банка Республики Беларусь (цели, задачи, функции).

3. Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

4. Виды банковской деятельности и банковских лицензий.

5. Порядок получения банковских лицензий.

1. Конституция РБ.

2. Гражданский кодекс РБ.

3. Банковский кодекс Республики Беларусь. Закон от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 июня 2010 г. № 132-З

4. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

5. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 года «Об объявлении 2011 года годом предприимчивости».

6. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

1. В осуществлении предпринимательской деятельности принимает участие финансовый институт (банк или учреждение), специально созданный для оказания субъектам финансовых услуг, в том числе, по кредитованию и расчетам в безналичной форме. В то же время, сами банки являются субъектами предпринимательства, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Эта прибыль может быть получена только в результате осуществления так называемой «банковской деятельности». То есть банки являются носителями исключительной хозяйственной компетенции.

Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Правовую основу банковской деятельности составляет банковское законодательство, которое представляет систему нормативных правовых актов. К актам банковского законодательства относятся:

- законодательные акты Республики Беларусь (Конституция, Гражданский кодекс, Банковский кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента);

- распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;

- постановления Правительства Республики Беларусь;

- нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк);

- нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение Банковского кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

Нормы, содержащиеся в перечисленных актах, регулируют общественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, в результате чего эти отношения становятся банковскими правоотношениями.

Субъекты банковской деятельности входят в единую банковскую систему Республики Беларусь, которая является составной частью финансово-кредитной системы РБ. Банковская система состоит из двух уровней. Первый включает Национальный банк. Второй – иные банки. Кроме банков финансово-кредитная система включает и небанковские кредитно-финансовые организации.

2. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения Национального банка – город Минск. Организационно-правовая форма НБ РБ – учреждение.

Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Признаки национального банка:

1. Является автономной частью государственного аппарата, (его работники – государственные служащие).

2. Осуществляет государственные функции.

3. Действует от имени государства и в то же время от своего имени.

4. Обладает собственной компетенцией.

5. Несет ответственность перед государством за свою деятельность.

6. Учреждается государством.

7. Деятельность НБ РБ строго регламентирована.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Совет директоров Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка.

Согласно ст. 25 Банковского кодекса Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного и надежного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

В соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Национальный банк выполняет следующие функции:

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором;

- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- создает золотовалютные резервы;

- выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном Банковским кодексом, осуществляющей на основании банковской лицензии соответствующие виды банковской деятельности.

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия в порядке, установленном БК и законодательством Республики Беларусь.

Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь, которое должно содержать слово «банк», а также указание на его организационно-правовую форму.

Как и любой субъект хозяйствования банк имеет устав и уставный фонд.

Устав, утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

В уставе банка должны содержаться:

- наименование банка, в том числе, указание на его организационно-правовую форму;

- сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);

- перечень банковских операций, которые будут осуществляться банком;

- сведения о размере уставного фонда;

- сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

- иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников) и определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь и должен быть сформирован из денежных средств.

Для возможности осуществления деятельности на территории Республики Беларусь, а также за ее пределами банки создают филиалы (отделения).

Филиалом (отделением) банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности. Перечень филиалов (отделений) банка прилагается к уставу банка.

С целью обеспечения своими услугами части клиентов, банк, его филиалы (отделения) могут создавать структурные подразделения, в том числе:

- центры банковских услуг;

- расчетно-кассовые центры, осуществляющие расчетное и (или) кассовое обслуживание клиентов;

- обменные пункты.

Небанковская кредитно-финансовая организация – юридическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном Банковским кодексом, действующее на основании банковской лицензии и имеющее право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением операций, исключительное право осуществлять которые принадлежит банкам.

Небанковская кредитно-финансовая организация создается в форме хозяйственного общества и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных Банковским кодексом.

4. Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

К банковским операциям относятся:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;

- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

- валютно-обменные операции;

- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней;

- выдача банковских гарантий;

- доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;

- выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

- предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);

- другие операции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций вправе осуществлять:

- поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

- доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

- операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

- консультационные и информационные услуги;

- выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;

- иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).

Национальный банк в соответствии со ст. 94 БК выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

- общую, которая дает право банку осуществлять указанные в ней операции в белорусских рублях;

- внутреннюю, которая дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;

- генеральную, дающую банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории РБ, так и за ее пределами;

- разовую, дающую право банку осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте;

- на привлечение во вклады средств физических лиц;

- на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

5. Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются Национальным банком в порядке, установленном Банковским кодексом, нормативными правовыми актами Национального банка, принятыми в соответствии с ним.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения соответствующей лицензии. В ней указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Плата за выдачу лицензии на осуществление банковской деятельности – от 550 до 2200 базовых величин

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности, который подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год.

Национальный банк, выдает лицензию одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Изменения и (или) дополнения в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, вносятся:

по ходатайству банка;

по инициативе Национального банка в случае изменения законодательства Республики Беларусь;

- в случае отзыва или приостановления НБ лицензии в части осуществления части осуществления отдельных банковских операций.

Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности не более чем на один год, в случае:

- невыполнения предписания Национального банка;

- представления неполной или недостоверной финансовой и экономической информации;

- нарушения требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

- неудовлетворительного финансового положения банка, которое может повлечь неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

нарушения иных требований банковского законодательства.

После устранения недостатков по ходатайству банка Национальный банк восстанавливает действие приостановленной лицензии. При необходимости Национальный банк вправе провести проверку достоверности представленной банком информации об устранении нарушений.

Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в случае:

- установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности;

- неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

- установления факта недостоверности отчетных данных, которые привели к нарушению интересов вкладчиков и иных кредиторов банка;

- неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

- осуществления банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

- неоднократного (не менее двух раз) неисполнения по вине банка в течение одного года исполнительных документов судов о взыскании денежных средств со счетов клиентов банка при наличии средств на их счетах;

- нарушения иных требований банковского законодательства, а также

- принятия решения о ликвидации банка.

Тема 15. Правовые основы инвестиционной деятельности.

Занятие 1. Понятие и значение инвестиций и инвестиционной деятельности.

1. Понятие инвестиционной деятельности и инвестиций, их формы.

2. Субъекты инвестиционной деятельности.

3. Объекты инвестиционной деятельности.

1. Конституция РБ.

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Закон от 22 июня 2001 г. № 37-З в редакции Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 55-З.

3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4.

5. Закон Республики Беларусь от 15 июля 21010 г. №169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства».

6. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 года «Об объявлении 2011 года годом предприимчивости».

1. В современных условиях предъявляются высокие требования к условиям производства товаров, их качественным показателям. Однако устаревшее оборудование не может обеспечить рост потребностей и эффективность производства, если не осуществлять вложение инвестиций в эту сферу экономики. Вместе с тем, средства необходимо вкладывать в прибыльное дело, на это и направлено инвестиционное законодательство.

Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного значимого результата.

Инвестиционные вложения, должны обладать следующими признаками:

1. Инвестор обладает и распоряжается инвестициями на законном основании.

2. Самостоятельность и инициатива при принятии решения о вложении капитала инвестором.

3. Придание вкладываемым ценностям статуса инвестиций.

Инвестиционная деятельность – действия субъектов инвестиционной деятельности по вложению инвестиций в производство продукции, работ, услуг или их иному использованию для получения прибыли или достижения другого значимого результата.

Инвестиционную деятельность делят на две стадии, первая из которых представляет собой заключение инвестиционного договора, вторая – осуществление действий по реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект – совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.

В зависимости от содержания инвестиционных вложений инвестиционная деятельность может осуществляться в следующих формах:

- создание юридического лица;

- приобретение имущества или имущественных прав, в том числе:

- доли в уставном фонде юридического лица;

- недвижимости;

- ценных бумаг;

- прав на объекты интеллектуальной собственности;

- концессий;

- оборудования;

- других основных средств.

Инвестиционная деятельность юридических и физических лиц Республики Беларусь может осуществляться путем направления ими инвестиций на территорию иностранных государств. Контроль за указанной деятельностью осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.

2. Субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвестор - юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, осуществляющее инвестиционную деятельность.

Инвестор несет риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвестор имеет право: самостоятельно определять объемы, направления и эффективность вложений; контролировать целевое использование инвестиционных вложений; самостоятельно привлекать к инвестиционному проекту других субъектов хозяйственной деятельности; для эффективного использования инвестиций и привлечения других субъектов организовывать тендеры. Инвесторы могут быть национальнымилибоиностранными.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствие с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Заказчиками в инвестиционном процессе являются субъекты, которые уполномочены инвесторами, осуществлять реализацию инвестиционного проекта. Заказчиками могут быть любые физические или юридические лица.

Исполнители – это лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта.

Исполнитель отличается от заказчика тем, что заказчик наделяется правом пользования и распоряжения имуществом, переданным ему инвестором, а исполнитель, только осуществляет выполнение поставленной перед ним в договоре задачи заказчиком.

Пользователи – субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Ими могут быть физические, юридические лица, государство, административно-территориальные единицы.

3. Объекты инвестиционной деятельности – те блага, в которые осуществляется вложение инвестиций. Они перечислены в ст.4 Инвестиционного кодекса, таковыми являются:

- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Законом Республики Беларусь от 15 июля 21010 г. №169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» определены объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Тема 17. Правовое положение свободных экономических зон.

1. Понятие свободных экономических зон и цели их создания.

2. Порядок и особенности регистрации юридических лиц в свободных экономических зонах.

1. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» в редакции Закона РБ от 2 июля 2009 г. № 31-З.

2. Инвестиционный кодекс от 22 июня 2001г. № 37-З с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 9 ноября 2009 г. № 55-З.

3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 года «Об объявлении 2011 года годом предприимчивости».

1. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Резидент свободной экономической зоны – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией свободной экономической зоны в качестве резидента свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах.

Целями создания свободных экономических зон являются:

- содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц;

- привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых технологиях;

- в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.

В свободных экономических зонах не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательством, а также:

- производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, радиоактивных и иных опасных материалов, наркотических средств, психотропных веществ;

- производство алкогольных напитков и табачных изделий;

- изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

- деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей;

- некоторые другие виды деятельности, установленные законодательством.

Государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Свободная экономическая зона создается по решению Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь, соответствующий областной (Минский городской) исполнительный комитет могут выступать с инициативой создания свободной экономической зоны.

Свободная экономическая зона считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен по решению Президента Республики Беларусь.

Непосредственное руководство деятельностью СЭЗ осуществляется администрацией свободной экономической зоны, которая является республиканским юридическим лицом, создаваемым Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения.

2. Регистрация в качестве субъектов СЭЗ производится на основании Декрета №1 с особенностями, установленными Законом о СЭЗ.

В качестве резидента свободной экономической зоны регистрируются только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной свободной экономической зоны, заключившие с администрацией свободной экономической зоны договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на срок действия такого договора.

В течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация свободной экономической зоны выдает свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

Администрация свободной экономической зоны в течение десяти рабочих дней со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента свободной экономической зоны сообщает сведения о такой регистрации в:

- Министерство юстиции Республики Беларусь;

- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

а также соответствующие:

- инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

- орган государственной статистики;

- информирует иные государственные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

В случае отказа в регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны администрация свободной экономической зоны обязана в течение трех рабочих дней письменно уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о принятом решении.

Отказ в регистрации в качестве резидента свободной экономической зоны может быть обжалован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в хозяйственный суд в месячный срок со дня принятия соответствующего решения.

Для резидентов СЭЗ действует ряд особенностей государственного регулирования их деятельности:

- особый режим налогообложения – специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин);

- создание для них на территории СЭЗ свободных таможенных зон.

- распространение гарантий прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности.

Договор об условиях деятельности в СЭЗ зоне заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и администрацией СЭЗ и определяет порядок и условия реализации резидентом предложенного им инвестиционного проекта. Указанный договор заключается на срок реализации инвестиционного проекта. Примерная форма договора утверждается администрацией свободной экономической зоны.

Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть продлен соглашением сторон по заявлению ее резидента, которое представляется в администрацию свободной экономической зоны не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного договора. К заявлению должен прилагаться бизнес-план реализуемого в свободной экономической зоне инвестиционного проекта, содержащий обоснование необходимости и возможности продолжения его реализации.

По окончании действия договора ю.л. или и.п. утрачивает статус резидента СЭЗ. С этого дня субъект не вправе применять специальный правовой режим свободной экономической зоны.

Тема 18. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.

1. Понятие, субъекты внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности. Особенности правового регулирования внешнеторговой деятельности.

1. Конституция РБ.

2.Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 года «Об объявлении 2011 года годом предприимчивости».

1. Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности.

Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.

Резиденты Республики Беларусь:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

- юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Нерезиденты Республики Беларусь:

- физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;

- юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;

- международные организации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

- таможенно-тарифного регулирования (метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь);

- нетарифного регулирования (метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования);

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

- мер экономического и административного характера, в том числе:

- разработки программ развития внешнеторговой деятельности;

- кредитования участников внешнеторговой деятельности;

- обеспечения функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;

- организации торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;

- организации рекламных кампаний по торговле товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

- созданию и обеспечению развития системы внешнеторговой информации;

- реализации различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

Тема 19. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

1. Понятие аудиторской деятельности. Особенности правового регулирования данного вида деятельности.

1. Конституция РБ.

2. Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 г. №N 3373-XII «Об аудиторской деятельности».

3. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 года №43 «Об объявлении 2011 года годом предприимчивости».

1. Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Различают добровольный и обязательный аудит.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению субъекта хозяйствования на основе договора с аудитором. Характер и объем такой проверки определяет сам клиент (заказчик).

Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов.Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательством.

Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1. Открытых акционерных обществ.

2. Банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

3. Бирж.

4. Коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

5. Страховых организаций, страховых брокеров.

6. Резидентов Парка высоких технологий.

7. Иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

Аудиторская деятельность осуществляется аудиторами – индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями.

Аудитор - физическое лицо:

- имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование;

- имеющее стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет;

- отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам;

- имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов.

Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Отношения по добровольному аудиту между аудируемым лицом и аудитором строятся на основании договора оказания аудиторских услуг.

По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Аудиторское заключение - официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, за исключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, который осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.

Контроль за выполнением Закона об аудиторской деятельности и других актов законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Острая дыхательная недостаточность.
- расстройство функции дыхания, приводящее к уменьшению кислородного насыщения крови (гипоксемии) и недостаточному выведению углекислого газа (гиперкапнии).

Причины ДН:

· Центрогенная ДН (обусловлена нарушением функций дыхательного центра): угнетение наркотиками, барбитуратами, метаболическими продуктами (углекислым газом, недоокисленными кислотами); заболевния головного мозга (травмы, инсульты, опухоли)

· Торакодиафрагмальная ДН (обусловлена патологией грудной клетки): травмы ребер, диафрагмы; гемо-, пневмоторакс

· Бронхолегочная ДН (обусловлена патологией лёгких и дыхательных путей):

- обструктивная (инородное тело, спазм, отёк, гиперсекреция в бронхах);

- рестриктивная (острая пневмония, пневмоторакс);

- диффузионная (токсический отёк лёгких, ТЭЛА).

Клиническая картина: нарастающая одышка (ЧДД >40), диффузный цианоз, тахикардия, повышение АД, возбуждение. При прогрессировании ДН кожа приобретает багровый оттенок, инъецируются склеры, появляется заторможенность сознания, снижение АД, брадикардия, судороги, непроизвольное мочеиспускание и дефекация.В стадии гиперкапнической комы сознание отсутствует, арефлексия, мидриаз (расширение зрачков), резко понижено АД, аритмия, ЧДД< 8, дыхание патологическое Чейна-Стокса, Биота.Затем остановка сердца и смерть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: