Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.
В пределах Римской империи впервые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет трактат «О граде Божием», который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену «граду земному» придет «град Божий», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.
Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
Средневековье характерно следующими политическими процессами:
· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий
· распад их на раздробленные политические образования
· расцвет сословно-представительных монархий
Особенности политических учений этого этапа:
|
|
· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни
· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов
· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей
· обоснование теологической теории политической власти
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274)в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами:
· признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу
· считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок - от Бога
· при использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление
· цель государства – сохранение порядка и гражданского мира
· власть монарха должна быть ограничена законами
· с волей народа необходимо считаться
· верховенство церкви над светской властью
Реформация – широкое общественно – политическое движение 16 века в ряде стран западной и центральной Европы, ставившее своей целью преобразование господствовавшей католической церкви.
Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) – немецкий ученый, богослов средневековья, один из крупнейших деятелей Реформации:
· человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе
· отрицал посредническую роль церкви и духовенства между человеком и Богом, провозглашая равенство людей в делах веры
· тезис о двух мирах – духовном и земном
|
|
Религия наложила отпечаток и на политико-правовые доктрины ряда философов и ученых Арабского Востока.
Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммедаок. 570–632 гг.) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).
Ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих:
· религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали
· осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих
· Кораном запрещено ростовщичество
· Коран оправдывает социальное и имущественное неравенство, считает законным рабство, порицая ненасытную жадность богачей, осуждает и завистливость бедняков
· Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям
· власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь
· смысл и основа власти осуществление религиозных предписаний, власть – второстепенна и производна по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна
· духовная и светская власти - едины (хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты)
Соотношение религии и философии в исламе обозначил «первый философ арабов» – среднеазиатский тюрк аль-Фараби (870–950 гг.). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя «Аристотель Востока», «Второй учитель».
Основные положения учения аль-Фараби:
· истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений»
· предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства): в добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья; в добродетельном государстве пять слоев населения: 1) мудрецы и другие достойные лица; 2) люди религии, поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры, врачи, астрологи и т. п.; 4) воины – ратники, стражники и т. п.; 5) богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы и т. п.; в добродетельном государстве все эти слои населения связаны дружбой, взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу; добродетельный город возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е. религиозной форме
· придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством (общество тот же человеческий организм).