Тема 9. Политические режимы

1. Понятие, содержание и принципы классификации политических режимов.

2. Характеристика основных типов политического режима.

1. Понятие «политический режим» употребляется в нескольких значениях:

– как элемент формы государства наряду с такими элементами как форма государственного правления и строя;

– как понятие тождественное понятию «политическая система», как понятие, что означает функциональное состояние политической системы, её процессуальный, динамичный аспект.

Если политическая система передает характер и специфику функций политических институтов в статичном виде, то политический режим даёт представление об их реальном действии. В западной политологии распространено определение политического режима, данное французским политологом Керманном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период». В отечественной литературе политический режим рассматривается как система методов, способов и средств осуществления государственной власти, контролирующих состояние политических прав и свобод, отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

В этой формулировке сделана попытка интегрировать понимание политического режима в узком смысле (характеристика действующей власти) и в широком (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). Образно говоря, политический режим обозначает «политический климат», существующий в конкретной стране и времени. Характеристика режима даёт подлинную картину принципов организации политической жизни общества. Часто встречаются примеры, когда в государстве существует демократическая конституция, но власть далеко не демократическая и наоборот, монархическое по форме государство является по своему характеру демократическим.

Для того, чтобы использовать понятие «политический режим» в исследовании реальной политической жизни общества, необходимо представить его как некую теоретическую модель, включающую наиболее существенные элементы и отношения всех возможных способов функционирования политической системы.

Данная модель представляет собой своеобразный тест, используя который исследователь получает возможность поставить «диагноз» изучаемой политической системе. Тест может включать различное количество показателей, но достаточное для системного видения конкретного политического процесса, отражающего основные аспекты функционирования: институциональный, социальный, духовный (сознание и культура). Можно предложить следующие показатели в качестве системных элементов функционального порядка:

1. характер взаимодействия государства и общества;

2. механизм формирования власти;

3. характер власти: концентрация или разделение;

4. роль политического лидера;

5. отношения между законодательной и исполнительной властью; центральными и местными органами;

6. использование органов принуждения;

7. роль идеологии в жизни общества;

8. наличие и статус политической оппозиции;

9. положение политических партий;

10. степень свободы СМИ;

11. отношение людей к власти;

12. тип политической культуры и поведения;

13. реальные права и свободы граждан;

14. основной принцип общественной жизни.

Конечно, каждая страна имеет свои отличные характеристики, но обнаруживаются и общие повторяющиеся черты, которые образуют устойчивые связи. Это позволяет осуществлять классификацию и создать типовые модели политического режима. Они являются своеобразными эталонами, относительно которых будут сопоставляться тестируемые объекты. В научной литературе существует множество подходов типологизации. Большинство из них системным качеством, определяющим тип режима, считают взаимоотношение между государственной властью и гражданином. Еще Аристотель отмечал, что характер правления (правильное – неправильное) определяется не внешним признаком (кто правит?), а внутренней мотивацией власти (в чьих интересах – своих или народа?). Сущность режима определяется тем, что для государства является приоритетом – права государства или права личности, в какой мере государство признает, гарантирует права людей или нарушает их.

Разнообразие проявлений политического режима зависит от множества факторов: целей и задач, которые ставят перед собой господствующие социальные силы, их партии; политический режим выступает как средство достижения цели; идеологической направленности правящих социальных сил; существует определенная связь идеологий с конкретным типом режима; соотношений и накала борьбы в обществе между разными политическими силами; международного положения государства, целей и задач внешней политики; экономического положения страны, уровня её развития; политического сознания граждан, их политической культуры; исторических традиций; моральных ценностей в обществе; тенденций мирового развития.

При прочих равных условиях формированию определённого режима может поспособствовать тип избирательной системы и форма правления (президентская или парламентская).

Типологизация политического режима осуществляется на основании следующих принципов: системный (классический) стремится охватить все системные показатели режима; фрагментарный типологизирует режим по конкретным проявлениям его основных черт. Согласно первого подхода, политический режим делят на тоталитарный, авторитарный и демократический. Они заслуживают обстоятельного рассмотрения. Второй подход определяет промежуточные режимы: авторитарно-демократический (сильная исполнительная власть и слабая законодательная и судовая); анархо-демократический (примат представительной власти, прямой демократии над исполнительною); охлократический (господство псевдоэлиты, заигрывание с массами с целью реализации узкокорпоративных интересов); олигархическо-клановый (большое влияние олигархических структур на политическую власть контроль общественных структур и масс-медиа).

Е.Шилз в качестве критерия различия типов режима рассматривает соотношение демократических и олигархических источников формирования власти. Он различает режим политической демократии; опекунскую демократию (основная цель – демократизация политики, но власть сконцентрирована в руках бюрократического государства); модернизированная олигархия (формальное существование демократических институтов, власть принадлежит бюрократической группировке, которая стремится модернизировать экономику); тоталитарная олигархия (сильная концентрация власти в руках олигархии и интенсивная мобилизация членов общества на участие в экономической жизни); традиционную олигархию (династическая или семейная власть, которая негативно относится ко всяким переменам). Ещё один подход в типологизации предложил А. Лейпхарт, исходя из соотношения типа избирательной системы и формы правления. Он выделяет четыре типа демократических режимов: президентско-можаритарный; парламентско-можаритарный; парламентско-пропорциональный и президентско-пропорциональный.

2. Тоталитарный режим основывается на тотальном (от лат. totalitas – целостность) контроле государства над обществом. Оно берёт под свой контроль не только все общественные сферы, но и личную жизнь. Понятие «тоталитаризм» ввёл в политику в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20‑х гг. этот термин начинает применяться и относительно политического режима в Советском Союзе, потом нацистской Германии, франкистской Испании. Тоталитаризм считается порождением ХХ в., ибо только на индустриальной стадии развития человечества стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление его сознанием. Феномен тоталитарного режима кроется в существовании массового человека – усреднённой личности со стандартным мышлением, которая действует «как все», не умеет критически мыслить, подчиняется общему интересу, а также в существовании массового общества – общества структурно недифференцированного, где существует разделение только на «верхи и низы», вождей и массы. Также тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях, порождённых необходимостью форсировать модернизацию общества, когда существует, с одной стороны, значительная часть люмпенизированного населения и интеллектуальных маргиналов, с другого – мощные властные, технические, психологические возможности мобилизации масс для выхода из такой ситуации. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский выделили следующие признаки, отличающие этот режим от других: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером; монополия государства на средства массовой информации; существование всеобщего контроля за поведением индивидов с применением методов подавления; жестко централизованный контроль над экономикой.

Первенство идеологии здесь обосновано, ибо главной целью тоталитарного режима является реализация мессианской идеи – создание нового общества на социальной или национальной основе. Этому подчинено всё, в том числе и жизнь человека. Идеология призвана показать единственно правильный путь в светлое будущее, воодушевить, собрать под знамёна режима широкие массы, оправдать определённые жертвы во имя высоких идеалов. Система образования, воспитания, пропаганда работали на то, чтобы эта идеология стала основой мировоззрения граждан. Этим во многом объясняется массовая поддержка тоталитарных режимов. Особая роль отводится партии, которая является носителем государственной идеологии. По сути дела, придя к власти она либо срастается с государством, либо становится над ним. Необычайно велика роль партийного лидера, который фактически является главой государства. Он как бы воплощает в себе всю «мудрость» идеологии, заботу власти о людях. Обычно тоталитарный режим сопровождается культом личности. Организованный террор и тотальный контроль применяется для обеспечения приверженности масс партийной идеологии и верности вождю. Спецслужбы с помощью крайних методов воздействия вынуждают общество жить в состоянии страха. Монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ способствуют изоляции общества и обеспечивали политическую мобилизацию и поддержку режима. Политическая система моноцентрична. Местные органы полностью подчиняются центральным, исполнительные органы подчиняют себе законодательные. Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути оно осуществляется через назначение. Выборы носят безальтернативный характер. Такое построение политической системы не оставляет место альтернативным политическим институтам. Оппозиция может существовать только за пределами страны. Отношение людей к власти можно определить как полное слияние с ней, публичное признание в любви к ней. Народ как правило безоговорочно поддерживает власть, веря в то, что он понимает и выражает его интересы. Права человека на практике не соблюдаются. Они расцениваются властью как нечто второстепенное по сравнению с властью. Характерной чертой политической культуры является нетерпимость к другим взглядам и позиции. В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по принципу «запретно всё, что не дозволено». Такова в основных чертах модель тоталитарного режима. Реальные тоталитарные режимы ХХ в. – гитлеровский, сталинский, маонистский и т.п. в той или иной мере близки к ней… Тоталитарные режимы как правило были коммунистическими и фашистскими. Леворадикальные (коммунистические) отличаются большей тоталитарностью, поскольку им удалось ликвидировать частную собственность, преодолеть церковную оппозицию. Кроме того они основываются на привлекательных идеях «интернациональной солидарности» и «светлого коммунистического будущего», в то время как фашистский режим пропагандировал исключительность своей нации и мировое господство. Считается, что крах тоталитарных режимов неизбежен. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, так как в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, инициатива и творчество. Такое государство демонстрирует свою неэффективность во всех сферах. Однако нельзя исключить рецедивов неототалитаризма и в наше время. В кризисном обществе есть соблазн использовать и этот путь решения проблем. Поэтому знание негативных последствий для личности, а главное освоение ценностей демократии (права и свободы, плюрализм, толерантность) могут стать важной гарантией предупреждения такого развития общества.

Авторитарный режим или авторитаризм (от лат. autoritas – власть) – режим неограниченной личной власти или группы лиц, осуществляемый диктаторскими методами. Высказываются различные точки зрения о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Объединяет их антидемократическая сущность, отличия в том, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности, считают одни. Другие делают упор на отличия двух режимов и, прежде всего, ограничении авторитарной власти вмешиваться в общественную жизнь. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, и обеспечивает возможность их трансформации. Даже есть мнение, что авторитарная власть эффективно может решать проблемы перехода к рыночной экономике, создавая таким образом экономическую платформу политической демократии.

Чтобы выяснить сущность авторитаризма необходимо определить, что является приоритетным в деятельности государственной власти, основой её мотивации. Главной ценностью является сама власть, её сохранение, укрепление. Политика является монополией существующей власти. В сферы, не связанные с политической деятельностью, авторитарный режим может не вмешиваться. Поэтому относительно независимыми могут быть экономика, культура, религия, частная жизнь. Если тоталитарный режим во многом основывается на тоталитарном насаждении идеологии с целью сознательной поддержки массами, то авторитарный не предусматривает примата идеологии и правящей партии над государственными институтами. Скорее он напоминает армейскую модель общественной жизни, где главную роль играют иерархические, вертикальные связи между его институтами. Определим основные параметры системных элементов авторитаризма.

Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних институтов власти, так и формально-демократические процедуры (выборы, референдумы). Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Происходит как бы приватизация энергичной, волевой личностью государственной власти. Все усилия государственной машины направляются на сохранение власти пожизненно. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Суть авторитарного правления выражена в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV. Органы власти формируются через назначение на посты людей, преданных режиму. Там, где выборы сохраняются, они носят фиктивный характер, ибо власть заранее определяет победителя. Отрицаются принципы конституционности и законности. Чиновники действуют не по законам, а в соответствии с приказами. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Игнорируется разделение властей. Исполнительная власть главенствует над законодательной, а центральная – над местной. Авторитарный режим обеспечивает свой диктат с помощью разветвлённого аппарата принуждения и прямого насилия. Поэтому особая роль отводится силовым структурам. Репрессии направлены на реальных или возможных оппонентов власти, не допуская никакой конкуренции в политической сфере. Поэтому существование демократических институтов (оппозиция, политические партии, негосударственные СМИ) имеет скорее декоративный характер. Их деятельность строго регламентируется, находится под административным контролем, их влияние на общество минимально, так как доступ к обществу ограничен. Такой изолированный плюрализм не угрожает режиму и имеет скорее пропагандистский характер. В такой ситуации власть представляется для граждан чуждой, грозной и даже враждебной силой. Страх к власти и отвращение к политике – те чувства, которые чаще всего испытывают они. Основной чертой политической культуры является конформизм, выражающий скорее неверие в возможность что‑то изменить.

Принцип «разрешено всё, кроме политики» предопределяет и меру прав человека. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Поэтому авторитарные власти всегда стремятся пропагандировать свои успехи в социально-экономической сфере, доказывая этим, что политические права второстепенны для простого человека.

Авторитарные режимы утверждаются в кризисных ситуациях, на основе неразвитых политических и социальных структур общества. Возможность возникновения авторитаризма заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию: стремление к порядку, надёжности, предсказуемости, которые отождествляются с сильной властью. Привлекательность режима авторитарного характера основана и на возможности жёсткой политической власти обеспечить экономический прогресс, предоставив свободу в экономической сфере. Политическая история демонстрирует различные варианты реализации авторитарной модели. К авторитарным режимам можно отнести бывшие абсолютные монархии и современные военные диктатуры, «патримониальные тирании», где государство есть собственность семейного клана, а также режим «частичных демократий», где господство одной партии или хунты сосуществует с изолированными формами плюрализма.

Демократический режим (от греч. demos – народ, cratos – власть) – модель функционирования политической системы, основанная на признании народа источником власти и выборности органов политической власти. Понятие «демократия» впервые встречается у Геродота. Содержание этого термина значительно расширилось и часто имеет чуть ли не противоположные значения. Универсальное определение демократии дал А.Линкольн: «Правление народа, для народа, посредством народа». В настоящее время демократию рассматривают как принцип взаимоотношений, идеал общественного устройства и как тип политического режима. В зависимости от того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ, выделяют следующие модели демократии:

1. индивидуалистические;

2. плюралистические;

3. коллективистские.

Индивидуалистическая признаёт первичность личности, поэтому главной задачей демократии является создание гарантий для индивидуальных прав и свобод. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики являются заинтересованные группы. Назначение демократии состоит в возможности всем гражданам открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов. Коллективистские модели демократии признают первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целому, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и личностью.

Модели демократии основываются также на преобладании принципа прямой и представительной демократии. Плебисцитарные теории делают упор на прямую демократию – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение вопросов политической жизни, активное участие в управлении обществом). В современном обществе к такому виду демократии относят теорию участия. Репрезентативные теории основываются на принципе представительной демократии (делегирование полномочий через свободный выбор тем или иным выбранным органам и учреждениям). Здесь главным является обеспечение ответственного правления и конституционность. Воля народа выражается не прямо, она делегируется. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочии и доверии. К этому направлению относят концепцию элитарной демократии.

Если синтезировать все подходы, то в качестве основных признаков демократического режима необходимо назвать следующие:

– источником власти государства является народ;

– верховенство права в сфере властных отношений, закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан; с формальной точки зрения демократия – это власть процедуры;

– политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий;

– право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбора и его сознательное участие в различных формах политической деятельности;

– разделение властей и наличие развитой системы парламентаризма;

– высокий уровень реализации прав и свобод человека и наличие эффективного механизма их защиты.

Содержание демократического режима рассмотрим на основании тех же показателей, что и другие режимы. Их качественное отличие состоит в том, что приоритетным в деятельности государственной власти является обеспечение интересов, прав и свобод своих граждан. В отношении государства и общества устанавливаются равноправные и партнёрские отношения взаимозависимости. Власть выбирается гражданами и действует в соответствии с конституционными нормами. Осуществляется реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна в своей сфере полномочий. Их взаимодействие, а также центральных и местных властей определено законом. Место и роль политического руководителя также определяется законом. Во‑первых, он избирается по заранее установленным правилам. Во‑вторых, законодательно ограничены и его полномочия. Это позволяет обществу не зависеть абсолютно от личных качеств и амбиций политического лидера. Отношение людей к власти строится на доводах разума, а легитимность имеет легальный характер. Использование принуждения осуществляется исключительно в правовых рамках. В политической системе исчезает монополизм государства. Свободу деятельности получают альтернативные институты – политическая оппозиция, многопартийная система, негосударственные СМИ, права и ответственность которых имеет конституционные обоснования. Средства массовой информации приобретают статус «четвёртой» власти. Плюрализм распространяется и на духовную сферу. Ни одна идеология не может быть обязательной для общества, они должны конкурировать и показывать свои достоинства через деятельность победивших на выборах политических партий. Мера прав человека уже не зависит от чьей-то милости. «Разрешено всё, что не запрещено законом» – главное правило, по которому живёт как отдельный человек, так и общество в целом. Политическая культура демократического режима имеет консенсусный характер, отличается толерантностью и уважением к праву.

Демократические режимы, существующие в современном обществе имеют существенные своеобразия. Их можно классифицировать по форме государственного правления на президентские, парламентские, президентско-парламентские; в зависимости от идеологической модели – на либеральный, социал-демократический, христиантско-демократический и национально-демократический; по этапу развития демократии – первой волны демократизации (1896–1926), второй волны демократизации (после краха фашистского тоталитаризма) (1943–1962) и демократический режим третьей волны (после 80-х гг. ХХ в.).

Демократия, как свидетельствует исторический опыт, даёт более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политического режима. Антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: