Классификация, функции и тенденции развития лидерства
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.
Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.
Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
|
|
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.
|
|
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.
|
|
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории — культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах, хотя его элементы порою складываются и в странах демократических, например во Франции во времена президентства Шарля де Голля.
Культ политических руководителей — неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он является воскрешением языческого идолопоклонства и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание социальной истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев.
|
|
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.
В тоталитарном обществе сфера такой зависимости по существу ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и карьера, и получение жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.
В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализадия и профессионализация лидерства.
Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия» отмечал растущее «превращение политики в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой»[17]. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения»[18].
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может человек, не обладающий специальной квалификацией: знаниями, навыками и опытом.
Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.
В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров- еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества.
Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
Тема 14. Мировая политика и международные отношения.
1. Мировая политика.
2. Международные отношения.
3. Глобальные проблемы современности.
Международные отношения – это совокупность экономических, политических, дипломатических, социальных, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.
Факторы, влияющие на международные отношения: мировая экономическая ситуация; военно-стратегическая ситуация; воздействие отдельных государств; влияние природной среды, состояния сырьевых и природных ресурсов.
Основные субъекты международных отношений: народы, государства, межгосударственные объединения, всемирные, региональные, политические, правительственные и неправительственные организации.
Наиболее крупные международные экономические, политические, военные организации:
ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МВФ, ВТО, ОПЕК, ЕС, НАТО, ШОС, СВМДА
Основные тенденции развития современных международных отношений: рост взаимозависимости и целостности мира; становление многонациональной системы международных отношений; сохранение социальной неоднородности мира; возрастание роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий; обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем; постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и пр. (глобализация).
Внешняя политика - это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.
Цели внешней политики: обеспечение благоприятных внешних условий экономического развития страны и проводимого политического курса; реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных связей.
Формы осуществления внешней политики: установление (или снижение их уровня, вплоть до разрыва) дипломатических отношений между государствами; открытие представительств государства при международных организациях или членство в них; осуществление на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, партий.
Методы и средства внешней политики государств: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений; содействие развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности государств или их блокирование; подготовка и осуществление полной или частичной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки.
Глобальные проблемы современности - это совокупность жизненно важных проблем,от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества.
Характерные признаки глобальных проблем современности – затрагивают в той или иной мере жизненные интересы всего человечества, всех государств; приобре- тают острый характер, угрожают позитивному развитию человечества и даже его гибелью; требуют для своего решения коллективных усилий всех государств и народов.
Основные группы глобальных проблем современности:
· связанные со сферой международных отношений: проблема сохранения мира, преодоление экономической отсталости слаборазвитых стран, борьба с международным терроризмом;
· связанные со взаимоотношениями личности и общества: борьба с голодом, решение насущных вопросов здравоохранения и образования, защита духовной сферы существования человечества;
· связанные с взаимодействием человека и природы: экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая.
1. Формирование и развитие суверенного Казахстана как политической реальности.
2. Политическая модернизация в контексте тенденций современного этапа развития казахстанского общества.
3. Проблемы разработки национальной идеи и государственной идеологии.
С момента обретения Казахстаном независимости, по мере создания необходимых экономических условий в стране идет процесс политической модернизации. В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007г. Президент РК Н.А. Назарбаев выделил три этапа пройденного пути.
Первый этап (1991-1995) характеризовался преодолением дезинтеграционных процессов, формированием фундамента казахстанской государственности, переходом от диктата однопартийности к политическому плюрализму, созданием основ демократического развития. На этом этапе становления государственности объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти.
Главным уроком этого периода стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к дестабилизации страны. Поэтому основополагающим принципом был принцип «сначала экономика, а потом политика».
На втором этапе (1995 – 2000) основная задача заключалась в создании и укреплении современных демократических институтов, формировании новой политической культуры на основе Конституции, принятой народом в 1995 году. С помощью нового национального законодательства за эти годы был создан прочный фундамент для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан. Это происходило в условиях преодоления инерции постсоветского синдрома и последствий азиатского финансового кризиса. Но успех был во многом обеспечен реализацией социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года. Избрав модель президентской республики, страна вышла из постсоветского экономического и политического хаоса. Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство, образовывалась прослойка «среднего класса». Одновременно с этим была обеспечена устойчивость международных позиций страны. Эти достижения позволили продолжить дальнейшее демократическое развитие Казахстана.
На третьем этапе (2001-2006) был обеспечен социально-экономический прорыв, Казахстан стал региональным лидером, состоялась государственность. Утвердились демократические традиции казахстанского многонационального и поликонфессионального общества.
За эти годы принимались меры по расширению полномочий местных органов, разграничению компетенции между уровнями государственного управления. В практику работы Парламента было введено обсуждение кандидатур членов Правительства на заседаниях профильных парламентских комитетов. По инициативе Президента начались регулярные отчеты Акимов перед населением. Совершенствовались выборное законодательство и практика. Началась глубокая административная реформа, направленная на создание качественных государственных услуг, повышение подотчетности и прозрачности исполнительной власти. Активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей. Все это было сделано в рамках Общенациональной программы политических реформ. Этот период, по мнению Президента РК, можно считать одним из важных в истории демократии Казахстана.
В мае 2007 года Президент страны представил, а Парламент на совместном заседании двух палат утвердил законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Данный законопроект заложил законодательную основу начатым либеральным реформам и призван привести к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве на новом этапе развития Казахстана.
Все изменения можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Первое. Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента. Модель республики постепенно трансформируется из президентской в президентско-парламентскую, президентский срок сокращается с 7 лет до 5. Выборы депутатов Мажилиса будут проходить по пропорциональной избирательной системе. Это усилит роль политических партий в политической системе страны. Численность Мажилиса увеличивается до 107 депутатов, 9 из них представляют Ассамблею народа Казахстана. Предложено усилить полномочия Парламента по эффективному контролю деятельности Правительства.
Второе. Укрепление роли политических партий. Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства, что повысит роль партий в формировании правительства, приведет к тому, что партия парламентского большинства будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства. Повышается роль фракций, которые становятся главным инструментом реализации политических целей.
Третье. Развитие местного самоуправления. Предложено назначать Акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласования соответствующих маслихатов.Упрощается процедура выражения маслихатом недоверия Акиму.
Четвертое. Совершенствование судебной системы. Будет принят закон, предусматривающий введение судебного санкционированного ареста.
Пятое. Обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана. В Конституцию вводится норма о формировании Ассамблеи Президентом страны. Ассамблея получает конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни.
Шестое. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества.
Будут предприниматься системные меры по поддержке институтов гражданского общества, предполагается повышение роли средств массовой информации.
Седьмое. Укрепление системы защиты прав и свобод граждан. Казахстан становится страной, в которой смертная казнь фактически не будет применяться.
Внешнеполитический курс Казахстана, как и любого государства, основывается на национальных интересах. Республика активно поддерживает интеграционные процессы с постсоветскими странами с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях. Стратегическим направлением в этом плане выступают взаимоотношения с Россией и центрально-азиатскими государствами.
Важное значение имеет направление «АТР» - это Пекин-Сеул-Токио с выходом на другие страны Юго-Восточной Азии.
«Азиатское» направление нацелено на сотрудничество с Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном и другими государствами Азии.
«Европейское» и «Американское» направления также рассматриваются, как стратегические.
Необходимо отметить активную деятельность Казахстана в ШОС. Универсальность Организации и её направленность против конкретных угроз, а не против отдельных стран, полностью соответствует пониманию принципов и основ глобальной безопасности. Казахстан привержен дальнейшему развитию эффективного практического взаимодействия в рамках ШОС, благодаря которому эта Организация может стать одним из опорных элементов формирующегося многополярного мира. Ответственная и последовательная позиция по всем актуальным вопросам глобальной повестки дня сформировала восприятие Казахстана в мире в качестве надежного и предсказуемого партнера. При этом цели страны гармонично сочетаются с интересами всего международного сообщества. Примером такого тождества интересов является исторический отказ Казахстана от ядерных амбиций, что особенно актуально в свете событий последнего времени, когда фатальные ошибки, связанные с двусмысленностями и двойными стандартами, ввергли в серьезный кризис глобальную безопасность и режим нераспространения.
В этом плане показательной акцией стало подписание в сентябре 2006 года в Семипалатинске Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Казахстан как первое в мире государство, закрывшее ядерный полигон и занимающее последовательную позицию по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, активно участвовал в подготовке этого документа и сделал все возможное для его успешного подписания. Именно безъядерный выбор способствовал получению Казахстаном твердых гарантий безопасности от пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.
В силу своего геополитического положения Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, направленную на развитие дружественных отношений со всеми странами мира. За 20-летний, короткий по историческим меркам период, РК закрепила за собой репутацию ответственного субъекта международных отношений. Республика Казахстан активно участвует в решении актуальных мировых проблем и формировании нового миропорядка. Из 193 государств ООН, Казахстан стал ее 168-м членом. В результате активной внешнеполитической деятельности под руководством Президента РК-Лидера Нации Н.А.Назарбаева наша страна установила дипломатические отношения со 138 государствами мира, имеет свыше 70 дипломатических миссий за рубежом. Казахстаном в различных областях сотрудничества заключено более 3 тыс. международных договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня.
В 2010 году Казахстан возглавлял ОБСЕ, что, безусловно, повысило имидж государства как активного участника и полноправного субъекта Организации, инициатора интеграционных процессов на евразийском пространстве и организатора исторического Астанинского Саммита, который принял Астанинскую декларацию ОБСЕ, призванную подтвердить поддержку всеми участниками всеобъемлющего подхода к безопасности, основанного на взаимном доверии и полной прозрачности. Важным итогом Саммита стало обозначение и необходимость перехода к новому этапу развития сотрудничества и безопасности, исходя из новых геополитических координат. В декларации впервые было закреплено понятие «Евро-Атлантическое и Евразийское сообщество безопасности».
Председательство Казахстана в Организации Исламского сотрудничества (ОИС) - одной из самых влиятельных международных организаций, объединяющих мусульманские страны. Это поможет развитию диалога между исламским миром и Западом.
[1] Von Beume K. Die politischen Theorien der Gegenwart. Opladen, 1992. S. 226.
[2] Essays on the Sociology of Culture. London, 1956. P. 200.
[3] Holtmann E. Politik-Lexikon. München; Wien, 1991. S. 138.
[4] Keller S. Beyod the Ruling Class: Strategic Elites in Modern Society. New York, 1963. P. 20.
[5] Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 24.
[6] Циг. по: Шаран П. Сравнительная подигодогия /Пер. с англ. Ч. 2. М., 1992. С. 92.
[7] Hoffmann-Lange E. Eliten in der modernen Demokratie//Eliten in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart; Berlin; Köln, 1990. S. 20.
[8] Journals of R. Emerson with Annotations. Vol. 8. Boston, 1912. P. 135.
[9] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 286.
[10] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 24.
[11] Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С.10.
[12] Downton J., Rebel Jr. Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process. New York; London, 1973. P. 15.
[13] Ильин М. В., Коваль Б. И. Личность в политике: «Кто играет короля?»// Полис. 1991. №6. С. 138.
[14] Bogaedus E. Leaders and Leadership. New York, 1934. P. 138.
[15] Bass B. M. Stogdill’s on Handbook on Leadership. New York, 1981. P. 67.
[16] Groups, Leadership and Men/ Ed. By H. Guetskow. Pittsburg, 1951. P. 136.
[17] Вебер М. Избранные произведения/Пер. с нем. М., 1990. С. 660.
[18] Herzog D. Der moderne Berufspoliticker//Eliten in der Bundesrepublik Deutschland. S. 38.