Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру

В соответствии со ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

  • меры нетарифного регулирования;
  • меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;
  • особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;
  • меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;
  • меры технического регулирования;
  • санитарно-эпидемиологические требования;
  • ветеринарные требования;
  • карантинные требования;
  • фитосанитарные требования;
  • радиационные требования.

Запреты и ограничения устанавливаются:

  • международными договорами государств-членов Таможенного союза;
  • решениями Комиссии Таможенного союза;
  • нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Объектами применения запретов и ограничений являются:

  • товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:
  • документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
  • деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

1) законодательство:

    • таможенное законодательство Таможенного союза;
    • законодательство государств-членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) силы и средства государств-членов Таможенного союза:

    • таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;
    • другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

    • участники внешнеэкономической деятельности;
    • уполномоченные экономические операторы;
    • таможенные представители;
    • таможенные перевозчики;
    • иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу. Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

В соответствии со ст. 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

    • на товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее-Единый перечень) в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19-лицензии (для резидентов Российской Федерации-лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;
    • на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения-лицензии (для резидентов Российской Федерации-лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее-ФСТЭК России) и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (далее-ФСВТС России);
    • на необработанные природные алмазы-сведения о сертификате Кимберлийского процесса, содержащие номер сертификата, дату его выдачи и срок действия;

2) другим контролирующим органам (на российском участке таможенной границы Таможенного союза-Роспотребнадзор и Россельхознадзор) в форме, определяемой законодательством государств-членов Таможенного союза:

    • на товары, в отношении которых при ввозе установлены санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования-стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Если при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, прибывшие товары подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

При убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

    • на товары, включенные в Единый перечень товаров, в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19-лицензии (для резидентов Российской Федерации-лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;
    • на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения-лицензии (для резидентов Российской Федерации-лицензия ФСТЭК России и ФСВТС России).

Если при вывозе с территории Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, вывозимые товары не подлежат фактическому вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

Выпуск товаров производится таможенными органами при выполнении установленных таможенным законодательством условий в установленные ТК ТС сроки (см. также гл. 28 ТК ТС).

Выпуск товаров-действие таможенного органа, в результате которого заинтересованное лицо получает возможность использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или с соблюдением условий, которые устанавливаются для отдельных групп товаров.

Выпуск товаров производится должностным лицом соответствующего таможенного органа путем проставления отметок в таможенной декларации и (или) иных сопроводительных документах (коммерческих, транспортных и т.п.) и внесения сведений в таможенную информационную систему.

Для успешного выпуска товаров заинтересованное лицо должно:

    • представить таможенному органу все необходимые документы;
    • соблюсти все требования и условия законодательства при помещении товара под таможенную процедуру;
    • уплатить или предоставить гарантию оплаты всех таможенных платежей и налогов.

Для представления необходимых документов и сведений таможенный орган может предоставить отсрочку, но не более чем на 45 дней. Основанием для предоставления отсрочки является письменное мотивированное обращение декларанта. Использование товаров, на которые не предоставлены документы (получена отсрочка) ограничено.

Таможенный орган имеет ряд оснований для отказа в предоставлении разрешения на выпуск товаров до представления соответствующих документов и сведений. К таким основаниям относятся:

    • прямой запрет на выпуск данных товаров до подачи документов и сведений;
    • период внешнеторговой деятельности декларанта составляет менее 1 года;
    • в течение 1 года декларант привлекался к административной ответственности за несоблюдение ограничений и (или) запретов на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или на вывоз.

Об отказе декларант информируется письменно с изложением причин отказа.

Законодательством Таможенного союза предусмотрены различные сроки выпуска для разных групп товаров:

    • товары, к которым применяется начисление таможенных пошлин на общих основаниях, должны быть выпущены в течение 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации.
    • выпуск товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза или экспорта, производится в течение 4 часов с момента регистрации декларации. Если декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания рабочего дня таможенного органа, выпуск товаров производится в течение 4 часов с момента начала следующего рабочего дня.
    • в случае применения к товарам процедуры предварительного декларирования, их выпуск производится в течение 1 рабочего дня, следующего за днем предъявления товара таможенному органу.

Указанные сроки включают также время проведения таможенного контроля.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со ст.193 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Срок выпуска товара может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, для:

    • предоставления гарантий уплаты таможенных платежей;
    • представления соответствующих документов либо предоставления письменного обращения о продлении сроков представления документов;
    • проведения дополнительной проверки с целью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС;
    • проведения дополнительной проверки с целью контроля таможенной стоимости товаров до предоставления гарантий уплаты таможенных платежей;
    • запроса дополнительных сведений и документов в случае выявления несоответствия в сведениях, представленных таможенному органу;
    • уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей при наличии письменного заявления декларанта.

Продление срока выпуска производится с письменного разрешения начальника или другого уполномоченного должностного лица таможенного органа.

При выпуске товаров одной партии, декларант вправе не вывозить уже выпущенные товары с СВХ, в отношении которых соблюдены условия выпуска до момента выпуска последнего товара этой партии.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии и (или) законодательством Российской Федерации могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: