Свободная таможенная зона промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа

Особые экономические зоны промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа создаются:

  • только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности;
  • в порядке конкурсного отбора заявок.

Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации в форме постановления. Срок действия особой экономической зоны составляет двадцать лет.

На территории особой экономической зоны не допускается:

  • размещение объектов жилищного фонда;
  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи;
  • переработка полезных ископаемых и переработка лома цветных и черных металлов, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов;
  • производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

В компетенции Правительства Российской Федерации определение иных видов деятельности, осуществление которых в особой экономической зоне не допускается.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Не допускается создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа (технико-внедренческого типа) на территориях нескольких муниципальных образований, а также создание особой экономической зоны полностью включающей в себя территорию какого-либо административно-территориального образования.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не должна превышать трех квадратных километров.

На территориях особых экономических зон промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа действует экономический таможенный режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона-таможенный режим, при котором:

  • иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования;
  • российские товары размещаются и используются на территориях особых экономических зон на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении российских и иностранных товаров таможенный режим свободной таможенной зоны может быть заявлен только резидентом особой экономической зоны.

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны-российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в установленном законом порядке.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны-российский индивидуальный предприниматель или российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Использование резидентами особой экономической зоны таможенного режима свободной таможенной зоны возможно в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Таможенный режим свободной таможенной зоны для особых экономических зон обоих типов носит разрешительный характер.

То есть, до подачи таможенной декларации будущий заявитель режима (резидент особой экономической зоны) обязан представить в письменной форме, не позднее чем за пятнадцать дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны,-не позднее чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации:

  • сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;
  • сведения о совершаемых с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.

Перечисленные сведения подлежат согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться:

1) иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;

2) российские и иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;

3) российские и иностранные товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного налога на добавленную стоимость.

При нахождении товаров в режиме свободной таможенной зоны допускается совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Территория особой экономической зоны имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. При этом лицами, деятельность которых подконтрольна таможенным органам, могут быть не только резиденты особой экономической зоны, но и нерезиденты (в случае приобретения прав на товары, выпущенные в режиме свободной таможенной зоны).

Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.

При передаче товаров нерезиденту особой экономической зоны использование таможенного режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено.

Таможенный режим свободной таможенной зоны может быть завершен одним из следующих способов.

1. Выпуск товаров для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации или отчуждением товаров в пользу нерезидентов особой экономической зоны.

При выпуске для свободного обращения иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом таможенной декларации в связи с завершением режима свободной таможенной зоны.

Акцизы подлежат уплате только при выпуске для свободного обращения продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

а) Исчисление таможенных пошлин.

Часть 20 статьи 37 ФЗ " Об Особых экономических зонах в Российской Федерации" предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:

  • с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;
  • с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории особой экономической зоны).

Независимо от выбранной системы исчисления ставок таможенных пошлин подлежащий уплате платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке, на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны.

б) Исчисление НДС и акциза.

Для целей исчисления налога на добавленную стоимость и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенного режима свободной таможенной зоны.

Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для свободного обращения, а именно:

  • в случае применения первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом особой экономической зоны нерезиденту особой экономической зоны;
  • местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации считается место их вывоза с территории особой экономической зоны, а при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны-территория последней.

При вывозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, подлежат уплате:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акциз (в отношении продуктов переработки российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под режим свободной таможенной зоны).

НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенного режима свободной таможенной зоны.

При уплате НДС и акцизов в отношении российских товаров применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной декларации о завершении режима свободной таможенной зоны.

Причем стоимость товаров определяется в соответствии с НК РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога на добавленную стоимость, а для акцизов-без включения в нее акцизов.

2. Вывоз товаров (российских и иностранных) с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации:

  • ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются;
  • подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в неизменном состоянии.

3. Уничтожение товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения.

Кроме перечисленных вариантов завершения таможенного режима свободной таможенной зоны допускается передача прав на товары одним резидентом особой экономической зоны другому резиденту особой экономической зоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: