В истории государства выявил 4 типичные формы 2 страница

Три сословия в структуре гражданского общества (субстанциональное, связанное с землей (дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники)) (прячет классовые различия).

Гражданское общество – сфера обособленности, противоречий и конфликтов (интеграция, взаимопонимание – случайность; не в состоянии решить проблему бедности).

Необходимость высшей власти государства (призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех; сочетает единство семьи с многообразием гражданского общества).

Государство как целостность – подлинный носитель мирового духа (действительность нравственной идеи; осуществленный разум; реализация свободы; его существование – шествие бога в мире).

Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными высшими интересами, собственной волей (основная задача государства – не счастье граждан, а благо целого; человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации).

Собственность (первая фаза свободы; без права собственности личность не имеет бытия; выступает против уравнительного перераспределения собственности на землю; неравенство в собственности естественно; формальное равенство правоспособности).

Формы государства (идеальное государство).

Разделение властей – гарантия свободы (но идеи самостоятельности каждой из властей и их взаимного ограничения объявлял ложными; не считал суд особой ветвью власти; выделял законодательную, правительственную и королевскую власть, объединяющую две другие власти и олицетворяющую государство как целое).

Идеология монархизма (в конституционной монархии видит воплощение разума, мирового духа (монархия придает государству свойства индивидуальности; наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной; монархия – единственная разумная форма правления).

Отвергает власть большинства (народа) (народ, взятый без монарха и без необходимого расчленения целого – бесформенная масса, которая не является государством).

Законодательный процесс (участвуют король, правительственные и представительные органы; решение в последней инстанции принадлежит королю; правительство – совещательная инстанция; представительство – гласность и публичность обсуждения вопросов, выражение мнений и пожеланий народа).

Представительная система (строится по сословному и классовому признаку; состоит из 2 палат; верхняя формируется из земельной аристократии (близка к монарху, ослабляет давление народного представительства на правительство), нижняя представляет все три сословия гражданского общества (субстанциональное, промышленное и всеобщее); депутаты делегируются корпорациями, общинами, товариществами; решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней).

Высшая форма развития – национальное государство.

Делит все прошлое на 4 эпохи (всемирно-исторические царства) (восточное, греческое, римское, германское).

Им соответствуют 4 формы государства (восточная теократия (свобода одного); демократия или аристократия (свобода некоторых); конституционная монархия (свобода всех)).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Прикладное понятие права (необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии

Философское понятие права (идея права – есть свобода; исходный пункт права – воля, которая свободна, поэтому свобода – сущность и назначение права; свобода – осознанная необходимость (предполагает и несвободу, подчинение законам природы и общества).

Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц (право – определение пределов свободы и несвободы).

Понятие права позитивного (действующего в определенной стране) (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно охраняется его принудительной мощью; содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа).

Закон – оформление права, придающее норме всеобщность и определенность (преимущество закона перед обычаем и судебным решением; наиболее современная и ясная форма среди источников права; закон должен быть выражением исторически сложившегося права, если он отступает от разумного – необходимы изменения).

В связанности законами индивид находит освобождение от зависимости, в которой он находится под властью чисто природных влечений (обязательно лишь то, что есть закон; полностью освобождает закон от критики с позиций философского понимания права).

Особое право (ступени (формы) развития идеи свободы в рамках объективного духа; к нему относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество, государство; они сосуществуют, и низшие подчинены высшим).

Международное право (не действительное право, а только долженствование, так как за ним нет принуждающей силы, гарантирующей соблюдение его норм).

Особенности теории.

Объективный идеализм (основная категория – абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно).

Три этапа развития абсолютной идеи:

1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным);

2) второй (ее самодвижение – воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание);

3) третий (ее раскрытие – ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей).

Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)).

Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум – абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной).

Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель – противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство).

Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез – гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады).

Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)).

Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное.

В идеальных схемах нет нужды (то, что есть – разум, продукт развития абсолютной идеи).

Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).

Система знаний состоит из 3 частей в соответствии с 3 стадиями развития абсолютной идеи (Логика – развитие понятий; философия природы, философия духа).

Философия духа подразделяется на 3 части:

1) субъективный дух (индивидуальная душа) (антропология (душа как чувствующая субстанция тела); феноменология (превращение души в сознание); психология (теоретические и практические способности души));

2) объективный дух (абстрактное право; мораль; нравственность) (к этой сфере относятся государство и право).

3) абсолютный дух (эстетика; религия; философия).

Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу – высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходит постижение абсолютной идеи, возвращение природы в лице человека в ее лоно.

Абстрактное право – правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (ассоциации с естественным состоянием и естественным правом; в нем заложена идея его необеспеченности, негарантированности; сфера возможного проявления свободной воли человека).

В абстрактное право включает (собственность, договор, неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление) (в собственности право осуществляется волей одного лица, в договоре – согласованной волей нескольких лиц, в неправе – соотносятся воли разных лиц, но между ними противоречие).

Мораль (ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права; область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам; включает добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права).

Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность относится к общественной сфере).

В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива (три объединения – семья, гражданское общество, государство) (семья – естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи; ей противостоит гражданское общество (царство частных интересов и всеобщего отчуждения); сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство – высшая форма нравственности).

22. Историческая школа права

Эпоха.

Германия конца XVIII – начала XIX в., сохраняется феодальный строй, в экономическом, социальном и политическом отношении – одна из самых отсталых стран Европы.

Густав Гуго (1764 – 1844) (профессор Геттингенского университета).

«Учебник естественного права как философии положительного права» (ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху).

Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861) (профессор Берлинского университета).

«Система современного римского права».

Георг Пухта (1789 – 1846) (преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине).

«Обычное право», «Курс институций».

Происхождение государства.

Пухта (государство создано той же силой, что и право – народным духом (в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение; правительство и правительственная власть происходят от Бога; истинная свобода состоит в подчинении божественной воле)).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство).

Пухта (сторонник монархического правления; отношения монарха и подданных необходимо строить на началах верности подданных монарху).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Гуго (закон – не единственный источник права; право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя (обычное право, преторское право в Риме)).

В противоположность теории естественного права, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, утверждал, что оно, подобно языку и нравам, складывается само по себе, без соглашений и приказов.

Формирование права уподоблял складыванию правил различных игр (возникают независимо от играющих, помимо их индивидуальных воль; формируются с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости; постепенно в результате практики устанавливаются твердые правила).

То, что предписывается законом, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности (этим обеспечивается возможно большая определенность норм права и знакомство с ним населения; определенность и известность норм права более всего достигается обычным правом).

Савиньи (право, как язык и нравы, определяются своеобразием, свойственным каждому народу; в них выражается общее убеждение народа; право – не произвольное установление законодателя, а органический продукт народного духа, народного сознания; право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил).

Не отрицает роли юристов в разработке права (две стадии в развитии права – стадия естественного права и стадия ученого права; в первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право; во второй – обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа, выразителей народного правосознания; с этого момента право ведет двойное существование – как часть жизни народа и как особая наука в руках юристов).

Наилучший источник права – не законодательство, а обычай.

Пухта (право – результат деятельности народа, проект народного духа; своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как в его языке и нравах; право – выражение общего сознания народа, общей воли всех участников правового общения; правовая норма обязательна в силу признания, которым она пользуется в общем убеждении народа).

Право имеет свою историю (мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права).

Особенности теории.

Гуго (придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, одобряет и оправдывает существующее положение вещей – экономические, социальные, политико-правовые отношения феодального общества, общества официального социального неравенства).

Позитивный вклад исторической школы в изучение государства и права (отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения; привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, к их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований; поставили вопрос об общем убеждении народа (правосознании)).

Отрицательные моменты (вместе с договорной теорией государства они отбрасывали идеи свободы, равенства, республиканизма и конституционализма; были противниками реформ, защитниками феодальных институтов).

23. Политико-правовые взгляды И. Бентама

Эпоха.

Англия конец XVIII – начало XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 – 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами).

Иеремия Бентам (1748 – 1832) (из семьи адвоката; вундеркинд; окончил Оксфорд; продолжил обучение в одной из лондонских адвокатских корпораций; посвятил себя исследованию проблем жизни общества).

«Фрагмент о правительстве» (развернутая критика взглядов крупнейшего английского юриста Блэкстона, считавшего совершенной систему, сложившуюся после 1688 – размежевание с английским консерватизмом).

«Анархические софизмы» (ополчается на революционную метафизику американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина).

«Введение к принципам нравственности и законодательства» (анализирует механизм человеческого поведения).

«Конституционный кодекс» (основополагающие политические принципы; оценка трех классических форм управления; анализ механизма плохого управления; правила организации и деятельности новых учреждений).

Происхождение государства.

Естественное право, общественный договор – фикция, которая ведет к смутам.

Государство возникает путем насилия, прочным его делает привычка к повиновению.

Характеристика государства (определение государства).

Видит в государстве конгломерат граждан, индивидов.

Власть преследует свои цели, далеки от блага подданных (идея корыстных интересов правящих кругов и неконституционного влияния на власть (все формы воздействия на нее, не предусмотренные законом и продиктованные эгоистическими соображениями)).

Отношение к экономическому либерализму (считал, что вмешательство государства необходимо только в случаях, когда люди не могут регулировать свои отношения сами, в экономике в нем почти нет нужды; однако допускал регулирование в сфере помощи бедным, образования и воспитания, развития науки, контроле над торговлей и промышленностью).

Международные отношения (не был пацифистом; отстаивал право на сопротивление агрессии).

Формы государства (идеальное государство).

Цель правительства в любом государстве – наибольшее счастье наибольшего числа людей (на деле цель – наибольшее счастье тех, кто осуществляет правительственную власть).

Превращение правительства в опекуна подданных, действующего в их интересах, уберечь от злоупотребления властью путем установления ответственности (над властью должен стоять какой-то суд).

Двойное понятие суверенитета (суверенная учредительная власть и суверенная действующая власть; учредительная власть высшая, принадлежит народу; действующая власть подразделяется на законодательную (высшую действующую) и исполнительную (включала органы управления и суд)).

Конституция призвана обеспечить иерархию властей (превосходство учредительной власти над действующей, а в рамках действующей – законодательной над исполнительной) (полномочия парламента в законодательной сфере практически неограниченны; не признавал правотворческой деятельности судей, но не исключал конституционного контроля со стороны ссуда).

Формы государства (отвергает монархию даже в ее конституционном английском варианте (нельзя доверять полномочия лицам, чьи качества зависят от случайностей наследственности); аристократия основана на ложных принципах (знатность и богатство не обеспечивают добродетели, мудрости, компетентности); демократия (несовершенная, но лучшая, единственная возможность осуществить принципы утилитаризма)).

Плохое управление (власти удерживают народ в повиновении посредством коррупции, иллюзий и искусственных почестей) (его можно избежать, создав четко действующую систему учреждений и правовых норм).

Высший законодательный орган – однопалатный (формируется на год путем прямого и тайного голосования, на основе равного, но не всеобщего избирательного права (не участвуют женщины, неграмотные)).

Премьер-министр избирается законодательным органом на 4 года.

Средства обеспечения хорошего состава аппарата управления (контроль общественного мнения и законодательных учреждений; экзамены для претендентов на должности, исследование их нравственных и деловых качеств).

Система управления (строится на сочетании демократии и бюрократии, широких полномочий законодательных органов с действиями квалифицированной и автономной в пределах своей компетенции армии чиновников).

«Конституционный кодекс» – проект демократической конституции, основанный на свободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации.

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Стремится поставить право на научную основу, объяснить существующую систему и показать, каким должно быть право (главный принцип разумной системы права – утилитарность, полезность; критерий полезности – обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей – новое выражение лозунга общего блага).

Каждый человек стремится получать удовольствия и избегать страданий (наряду с убеждениями, свойственными каждому индивиду, поведение людей определяется общественными санкциями – моральными, религиозными, правовыми).

Пытается построить отношения между людьми, политическую и правовую систему на началах полезности, разумного эгоизма (предлагает реформировать на этих началах право).

Реформа права – политическая проблема (преобразования невозможны без парламентской реформы; вся свою деятельность он направил на идеологическое обеспечение парламентской реформы).

В понимании права он последовательный юридический позитивист (право – не справедливость, не идеал, не свобода, а воля суверена; субъективное право – детище закона; естественное право – анархический софизм, в котором заложена идея сопротивления действующему праву; готов был признать концепцию естественного права в качестве идеала, но выступал против смешения естественного и положительного права).

Подлинным установлением права может признаваться только правило, предусматривающее наказание в случае его нарушения или поощрение в качестве вспомогательной меры (требует аппарата принуждения).

Законодательство – мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом, политика, стратегия.

Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, а также быть общедоступен (возражал против запутанной системы общего права; важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм – кодификация; не признавал иерархии норм, не ставил конституционные законы выше обычных, не отличал закона от частного распоряжения).

Особенности теории.

Оказал большое влияние на политическую мысль и развитие права в XIX в. (особенно ощущалось в странах, где не произошло радикальных буржуазных революций, поэтому была актуальна задача преодоления пережитков феодального права).

Выступал против крайностей революции и консерватизма (отстаивал проведение реформ, вызванных объективной необходимостью и гарантировавших прогресс).

24. Политико-правовые взгляды Дж.Ст. Милля

Эпоха.

Англия XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 – 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами).

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) (сын Джеймса Милля, сподвижника Бентама; вырос в атмосфере утилитаризма; разочарование в утилитаризме Бентама и своего отца; обратился к романтическому консерватизм, идеям сен-симонистов и Огюста Конта).

«Принципы политической экономии» (осуждает систему частной собственности и наемного труда, порождающую зависимость рабочих от капиталистов и вражду между ними).

«Утилитаризм», «Автобиография».

«О свободе», «Мысли о парламентской реформе», «Представительное правление» (политические сочинения).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

В обществе выделяет классы, господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса.

Противник классового понимания социализма (классовый интерес и подход считал эгоистическим; его путь – пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание; судьба социализма зависит не от объективно обусловленных классовых интересов, а от воли и желания людей – субъективная социология).

Социализм – далекий идеал (непосредственная задача – смягчение неравенства, внедрение противоположной тенденции; отвергал социалистические теории, делавшие ставку на классовую борьбу, ненависть и насилие; его путь – реформы; отошел от системы экономического либерализма).

Конституционные взгляды (привлечение внимания к возможным отрицательным последствиям демократии; озабочен соотношением свободы и демократии – шаг вперед в развитии идей либерализма).

Индивидуальная свобода – право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Три сферы личной свободы:

1) свобода совести в широком смысле слова (свобода мысли, чувства, мнения относительно всех предметов; предполагается возможность выражать и распространять свои идеи);

2) свобода выбора в преследовании определенной цели (свобода действовать, устраивать жизнь по своему усмотрению);

3) свобода объединения с другими индивидами (возможность действовать с ними сообща для достижения определенной цели).

Особенность подхода (стремится уберечь личность от тирании государственной власти и общества (последняя страшнее всякой политической тирании); опасное усиление общества за счет личности; задача – оградить индивидуальность, основу всякого прогресса, от господства коллективной посредственности).

Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам (в то же время предостерегает от опасностей представительного правления – снижение качества власти и тирания большинства).

Расширение парламентского представительства приводит к тому, что власть попадает в руки людей все более низкого уровня развития (правительства посредственности – посредственные правительства).

Истинная демократия – правление всего народа (на деле сводится к правлению большинства – нарушается равенство в пользу господствующего класса, получающего возможность проводить эгоистическое, классовое законодательство; если станет править рабочий класс – также окажется ложной демократией, которая приведет к новому варианту эгоистического, классового законодательства).

Обеспечение действительно пропорционального представительства (проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 Т. Хэйром – делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства; каждый кандидат, набравший минимальную норму, должен получить место в парламенте; голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе; подсчет осуществляет единая избирательная комиссия в масштабах всей страны; чтобы голоса не пропадали, избиратель может указывать в бюллетене несколько имен кандидатов, обозначая порядок предпочтения; если кандидат уже набрал необходимое количество голосов, голос переходит ко второму кандидату и т.д.).

Для обеспечения прав меньшинства готов пойти на нарушение принципа равенства (считал разумным, чтобы люди, по интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом; пока не установлен образовательный ценз допускает сохранение имущественного ценза (люди состоятельные отличаются более высоким уровнем культуры); привилегии образованных кругов должны быть весомыми, чтобы исключить классовое законодательство большинства, но не достигают масштабов, которые бы позволили меньшинству использовать законодательство исключительно к своей выгоде).

Решение конституционных вопросов (упразднение палаты лордов; основа разумного государственного строя – сочетание демократии с эффективной и подлежащей контролю представительных органов и общественного мнения бюрократией; судьи и чиновники подбираются на основе конкурсных экзаменов).

Внес существенный вклад в развитие либеральной демократии (стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности и терпимости; хотел создать учение, которое объединило бы рабочих и капиталистов, консерваторов и либералов).

Стремился выйти за рамки либерализма и в социальном плане (начал переориентацию либерализма в социалистическом направлении, которая привела впоследствии к образованию первых социалистических групп и движений, сплотившихся позже в лейбористскую партию).

25. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: