Тема 8. Социальные процессы

Терроризм – сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.

Ключевые понятия и термины

Содержание

Тема 7: Национализм как социальное явление.

1. Национализм как социальное явление.

2. Особенности проявления сепаратизма, тероризма,.етнично-религиозного екстемизма.

национализм, ектремизм, сепаратизм.

Экстремизм (от латинского extremus - крайний) – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).

Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.

По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы); террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские — правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т.п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность)

Таким образом, терроризм – это часть, составляющая, одна из форм более широкого, многообразного и содержательного феномена экстремизма.

О понятии профилактики. В свою очередь, профилактика террористической и другой экстремистской деятельности – это часть, элемент борьбы с такой деятельностью. Борьба с терроризмом– деятельность, имеющая целью искоренение терроризма как деструктивного, разрушительного и общественно опасного явления. Включает в себя подготовку и реализацию государствами и уполномоченными ими органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Для уточнения природы и содержания профилактики следует соотнести ее с другими элементами борьбы: выявлением, предупреждением, предотвращением, пресечением. Наиболее удобно определить их взаимосвязь, оттолкнувшись от представления некой временной линии, в начале которой путем сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов различной природы зарождается некий негативный динамично нарастающий процесс, завершающийся покушением на совершение общественно опасного акта (акции терроризма или экстремистского проявления в иной форме). На этой временной линии из всех элементов противодействия, противостоящих негативному процессу, ближе всего к реализации преступного намерения находится пресечение, необходимость в котором возникает уже после выявления самого посягательства. Чуть раньше на нашей умозрительной временной линии располагаются меры предотвращения (посягательства еще нет, но есть информация, что оно может быть осуществлено). Наконец, в самом начале криминогенной цепочки взаимодействия неблагоприятных факторов мы должны расположить профилактику. Она соответствует началу временной линии, выводящей нас на конкретные проявления экстремизма, в частности, в террористической форме. Здесь еще нет посягательства на преступление, отсутствуют видимые признаки подготовки к преступлению. И все же сама возможность их совершения уже начинает формироваться путем возникновения неких факторов, диалектическое взаимодействие которых может, если не будет своевременно прервано, перерасти в экстремизм и даже преступления. Например, обострение межнациональных отношений в отдельно взятом регионе, дифференциация населения по материальному признаку, нерешенность проблем занятости, обострение политической борьбы, ослабление режимных мер, создающее условия для нарушения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения, активизация подрывной деятельности из-за рубежа, ухудшение международных отношений и т.п. Эти неблагоприятные факторы могут возникать в самых различных сферах общественных отношений: во внешней и внутренней политике, экономике, законодательной и правоприменительной практике, воспитательном и образовательном процессах, области культуры, религии и т.п. Выявление и устранение такого рода факторов, взаимодействие которых способно породить экстремизм в различных его формах, и есть главная задача профилактики экстремизма.

О причинном комплексе террористической и другой экстремистской деятельности. Приходится констатировать, что с начала 90-х годов в нашей стране возник широкий спектр обстоятельств субъективного и объективного свойства, благоприятствующих распространению в обществе экстремистских взглядов и проявлений. Действительно, к этому времени на волне так называемых демократических преобразований в Советском Союзе стране стали множиться и разрастаться активные деструктивные процессы, объективно способствовавшие росту преступности, экстремизма и терроризма. При попустительстве центральной власти новое поколение амбициозных политиков стремилось перехватить у нее инициативу и прибрать к рукам рычаги управления регионами страны, для чего заигрывало с националистами и экстремистами различных мастей. Несанкционированные митинги, шествия, демонстрации приобретали все более антиобщественный характер, выходили за рамки закона, перерастали в массовые беспорядки, этно- или социально мотивированные погромы. Правоохранительная система начала давать сбои, а представители силовых структур становились заложниками политической импотенции главы государства. Итогом этих деструктивных процессов стала констатация факта развала государства.

Между тем, инспирированные «политиками-демократами» негативные дезинтеграционные процессы, приведшие к разрушению СССР, набрав инерцию и распространившись среди широких социальных групп и слоев населения, превратились в серьезную угрозу и для вновь возникших на постсоветском пространстве административно-государственных образований.

Многократному повышению статистики экстремистских проявлений благоприятствовали не только утрата функционировавшей в Советском Союзе эффективной системы мер профилактики и пресечения противоправных действий, имеющих социально-политическую мотивацию, но также и возникновение целого комплекса новых обстоятельств, способствующих увеличению масштабов экстремизма: обострение социальной напряженности, порожденное кризисом в различных сферах человеческих отношений (экономике, политике, духовности, идеологии, нравственности и т.д.); криминализация различных сфер общественной жизни; подрывная деятельность международных организаций, осуществляемая под лозунгами борьбы за чистоту ислама; национализм и сепаратизм; незаконный оборот оружия и иных средств совершения преступлений; разрастание масштабов и общественной опасности организованной преступности и наркобизнеса, а также ряд других негативных процессов.

Серьезным источником воспроизводства на постсоветском пространстве экстремизма, зачастую проявляющегося в террористических формах, явилось образование вакуума в духовном, мировоззренческом пространстве, ранее заполненном в советском обществе коммунистической идеологией. «Природа не терпит пустоты», и возникший идеологический вакуум стал быстро заполняться различными деструктивными и разрушительными для государства и общества концепциями, идеями, взглядами. Появилось множество мессий, проповедников новых религиозных учений, религиозных экстремистов, политических авантюристов, деятельность которых привела к обострению социальной напряженности в обществе, а в итоге - и к масштабным конфликтам, вплоть до междоусобных войн (в Абхазии, Осетии, Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне).

Сегодня феерия «демократических достижений», отбросивших Россию и другие государства постсоветского пространства на роли развивающихся стран, сменилась попыткой трезвого осмысления случившегося со страной и обществом. Зачастую можно заметить добросовестные попытки поиска путей выходя из сложной экономической и социальной ситуации. В этих условиях профилактика экстремистских проявлений в нашей стране должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала. И здесь работы хватит для всех.

Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

В новейшее время с оружием в руках право на самоопределение отстаивали уйгуры и тибетцы на территории КНР, азербайджанцы в Иране, Ачеха в Индонезии, карены, мон, качины, шаны, аракан в Бирме/Мьянме, бенгальцы Восточного Пакистана, многочисленные движения на северо-востоке Индии, сикхи Пенджаба, белуджи и пуштуны в Пакистане, курды в Ираке, Иране и Турции, эритрейцы и сомалийцы в Эфиопии, сомалийцы в Джибути и Кении, обитатели региона Шаба в Заире, немусульманское население Судана, арабская и христианская коммуны Чада, туареги Мали и Нигера, Биафра в Нигерии, баски в Испании, корсиканцы во Франции, албанцы в Сербии и Македонии, сербы и хорваты в Боснии и Герцеговине, ирландцы в Великобритании, осетины и абхазы в Грузии, армяне в Азербайджане, чеченцы в России, русские и украинцы в Молдавии.

Д. В. Заяц выделяет 50 основных очагов сепаратизма, вместе занимающих территорию в 12,7 млн кв. км с населением в 220 млн человек. Продолжая свой анализ проблемы, тот же автор выделяет шесть географических типов сепаратизма. Нетрудно подсчитать, что к западноевропейскому типу он относит 8, к восточноевропейскому — 12, к исламскому — 6, к азиатскому — 14, к африканскому — 6 и к американскому — 4 таких очага. При этом в 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому — страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор. Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступают исламские фундаменталисты, конфликтующие и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).

Основные очаги современного сепаратизма (по Д. В. Зайцу)

  1. Фарерские острова
  2. Шотландия
  3. Северная Ирландия
  4. Фландрия
  5. Валлония
  6. Страна Басков
  7. Каталония
  8. Корсика
  9. Косово
  10. Западная Македония
  11. Приднестровье
  12. Крым
  13. Татарстан
  14. Абхазия
  15. Южная Осетия
  16. Чечня
  17. Дагестан
  18. Нагорный Карабах
  19. Лезгистан

Сепаратистские движения довольно редко достигают итоговой цели, чаще всего удовлетворяясь предоставлением конкретной группе автономии. В качестве примеров успешных сецессий можно назвать только Бангладеш, Эритрею, балканские страны — Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. В 2011 к этой группе, возможно, присоединится Южный Судан, в котором, по договору с правительством Судана, должен будет пройти референдум о независимости. Законодательная возможность обрести независимость есть у Шотландии, где с 1997 (когда появился местный парламент) количество сторонников отделения от Великобритании значительно возросло. Для независимости достаточно проведения референдума и поддержки сецессии абсолютным числом голосов (подобными же правами обладают и все остальные части страны: Англия, Сев. Ирландия и Уэльс, однако неоднократное проведение референдума в Северной Ирландии показало нежелание большинства населения отделяться). Также вполне реальна в будущем независимость Фландрии от Бельгии, поскольку фламандцы составляют большинство населения Бельгии, однако в этом случае Фландрия останется без столицы, так как Брюссель (официальная столица Фландрии) не является её частью.

Свое право на независимость также отстаивают жители Западной Сахары и Палестины. А ранее — жители Восточного Тимора и Намибии. Национально-освободительные движения этих стран не относятся к сепаратистским, поскольку их право на независимость всегда признавалось ООН, а борьба с оккупацией сепаратизмом не является.

На постсоветском пространстве больших успехов достигли сепаратистские[источник не указан 260 дней] движения в Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, а в 1996—1999 гг. — в Чечне. В остальном мире — в Косово и в Сомалиленде.

В Европейском союзе в настоящее время действует Европейский свободный альянс — объединение партий разных стран, имеющих сепаратистскую или променьшинственную направленность.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний:

  1. Что такое терроризм, экстремизм, сепаратизм?
  2. В чем причины появления данных явлений?
  3. Какие методы, по-вашему мнению следует предпринять чтобы преодолеть данные явления?
  4. Как обстоит обстановка с данными явлениями на территории современной Украины?
  5. Почему по сегодняшний день данные явления продолжают иметь место в социальных процессах? Выскажите свою точку зрения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: