Терроризм – сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития различных стран. Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.
Ключевые понятия и термины
Содержание
Тема 7: Национализм как социальное явление.
1. Национализм как социальное явление.
2. Особенности проявления сепаратизма, тероризма,.етнично-религиозного екстемизма.
национализм, ектремизм, сепаратизм.
Экстремизм (от латинского extremus - крайний) – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).
|
|
Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.
По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.
Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепции, идейно-политические платформы); террористические структуры (международные и национальные террористические организации, экстремистские — правые и левые, националистические, религиозные и другие общественные организации, структуры организованной преступности и т.п.), а также собственно террористическую практику (террористическую деятельность)
Таким образом, терроризм – это часть, составляющая, одна из форм более широкого, многообразного и содержательного феномена экстремизма.
О понятии профилактики. В свою очередь, профилактика террористической и другой экстремистской деятельности – это часть, элемент борьбы с такой деятельностью. Борьба с терроризмом– деятельность, имеющая целью искоренение терроризма как деструктивного, разрушительного и общественно опасного явления. Включает в себя подготовку и реализацию государствами и уполномоченными ими органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.
|
|
Для уточнения природы и содержания профилактики следует соотнести ее с другими элементами борьбы: выявлением, предупреждением, предотвращением, пресечением. Наиболее удобно определить их взаимосвязь, оттолкнувшись от представления некой временной линии, в начале которой путем сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов различной природы зарождается некий негативный динамично нарастающий процесс, завершающийся покушением на совершение общественно опасного акта (акции терроризма или экстремистского проявления в иной форме). На этой временной линии из всех элементов противодействия, противостоящих негативному процессу, ближе всего к реализации преступного намерения находится пресечение, необходимость в котором возникает уже после выявления самого посягательства. Чуть раньше на нашей умозрительной временной линии располагаются меры предотвращения (посягательства еще нет, но есть информация, что оно может быть осуществлено). Наконец, в самом начале криминогенной цепочки взаимодействия неблагоприятных факторов мы должны расположить профилактику. Она соответствует началу временной линии, выводящей нас на конкретные проявления экстремизма, в частности, в террористической форме. Здесь еще нет посягательства на преступление, отсутствуют видимые признаки подготовки к преступлению. И все же сама возможность их совершения уже начинает формироваться путем возникновения неких факторов, диалектическое взаимодействие которых может, если не будет своевременно прервано, перерасти в экстремизм и даже преступления. Например, обострение межнациональных отношений в отдельно взятом регионе, дифференциация населения по материальному признаку, нерешенность проблем занятости, обострение политической борьбы, ослабление режимных мер, создающее условия для нарушения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения, активизация подрывной деятельности из-за рубежа, ухудшение международных отношений и т.п. Эти неблагоприятные факторы могут возникать в самых различных сферах общественных отношений: во внешней и внутренней политике, экономике, законодательной и правоприменительной практике, воспитательном и образовательном процессах, области культуры, религии и т.п. Выявление и устранение такого рода факторов, взаимодействие которых способно породить экстремизм в различных его формах, и есть главная задача профилактики экстремизма.
О причинном комплексе террористической и другой экстремистской деятельности. Приходится констатировать, что с начала 90-х годов в нашей стране возник широкий спектр обстоятельств субъективного и объективного свойства, благоприятствующих распространению в обществе экстремистских взглядов и проявлений. Действительно, к этому времени на волне так называемых демократических преобразований в Советском Союзе стране стали множиться и разрастаться активные деструктивные процессы, объективно способствовавшие росту преступности, экстремизма и терроризма. При попустительстве центральной власти новое поколение амбициозных политиков стремилось перехватить у нее инициативу и прибрать к рукам рычаги управления регионами страны, для чего заигрывало с националистами и экстремистами различных мастей. Несанкционированные митинги, шествия, демонстрации приобретали все более антиобщественный характер, выходили за рамки закона, перерастали в массовые беспорядки, этно- или социально мотивированные погромы. Правоохранительная система начала давать сбои, а представители силовых структур становились заложниками политической импотенции главы государства. Итогом этих деструктивных процессов стала констатация факта развала государства.
|
|
Между тем, инспирированные «политиками-демократами» негативные дезинтеграционные процессы, приведшие к разрушению СССР, набрав инерцию и распространившись среди широких социальных групп и слоев населения, превратились в серьезную угрозу и для вновь возникших на постсоветском пространстве административно-государственных образований.
Многократному повышению статистики экстремистских проявлений благоприятствовали не только утрата функционировавшей в Советском Союзе эффективной системы мер профилактики и пресечения противоправных действий, имеющих социально-политическую мотивацию, но также и возникновение целого комплекса новых обстоятельств, способствующих увеличению масштабов экстремизма: обострение социальной напряженности, порожденное кризисом в различных сферах человеческих отношений (экономике, политике, духовности, идеологии, нравственности и т.д.); криминализация различных сфер общественной жизни; подрывная деятельность международных организаций, осуществляемая под лозунгами борьбы за чистоту ислама; национализм и сепаратизм; незаконный оборот оружия и иных средств совершения преступлений; разрастание масштабов и общественной опасности организованной преступности и наркобизнеса, а также ряд других негативных процессов.
Серьезным источником воспроизводства на постсоветском пространстве экстремизма, зачастую проявляющегося в террористических формах, явилось образование вакуума в духовном, мировоззренческом пространстве, ранее заполненном в советском обществе коммунистической идеологией. «Природа не терпит пустоты», и возникший идеологический вакуум стал быстро заполняться различными деструктивными и разрушительными для государства и общества концепциями, идеями, взглядами. Появилось множество мессий, проповедников новых религиозных учений, религиозных экстремистов, политических авантюристов, деятельность которых привела к обострению социальной напряженности в обществе, а в итоге - и к масштабным конфликтам, вплоть до междоусобных войн (в Абхазии, Осетии, Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне).
|
|
Сегодня феерия «демократических достижений», отбросивших Россию и другие государства постсоветского пространства на роли развивающихся стран, сменилась попыткой трезвого осмысления случившегося со страной и обществом. Зачастую можно заметить добросовестные попытки поиска путей выходя из сложной экономической и социальной ситуации. В этих условиях профилактика экстремистских проявлений в нашей стране должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении нашего экономического и политического потенциала. И здесь работы хватит для всех.
Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.
В новейшее время с оружием в руках право на самоопределение отстаивали уйгуры и тибетцы на территории КНР, азербайджанцы в Иране, Ачеха в Индонезии, карены, мон, качины, шаны, аракан в Бирме/Мьянме, бенгальцы Восточного Пакистана, многочисленные движения на северо-востоке Индии, сикхи Пенджаба, белуджи и пуштуны в Пакистане, курды в Ираке, Иране и Турции, эритрейцы и сомалийцы в Эфиопии, сомалийцы в Джибути и Кении, обитатели региона Шаба в Заире, немусульманское население Судана, арабская и христианская коммуны Чада, туареги Мали и Нигера, Биафра в Нигерии, баски в Испании, корсиканцы во Франции, албанцы в Сербии и Македонии, сербы и хорваты в Боснии и Герцеговине, ирландцы в Великобритании, осетины и абхазы в Грузии, армяне в Азербайджане, чеченцы в России, русские и украинцы в Молдавии.
Д. В. Заяц выделяет 50 основных очагов сепаратизма, вместе занимающих территорию в 12,7 млн кв. км с населением в 220 млн человек. Продолжая свой анализ проблемы, тот же автор выделяет шесть географических типов сепаратизма. Нетрудно подсчитать, что к западноевропейскому типу он относит 8, к восточноевропейскому — 12, к исламскому — 6, к азиатскому — 14, к африканскому — 6 и к американскому — 4 таких очага. При этом в 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому — страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.
В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор. Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступают исламские фундаменталисты, конфликтующие и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).
Основные очаги современного сепаратизма (по Д. В. Зайцу)
- Фарерские острова
- Шотландия
- Северная Ирландия
- Фландрия
- Валлония
- Страна Басков
- Каталония
- Корсика
- Косово
- Западная Македония
- Приднестровье
- Крым
- Татарстан
- Абхазия
- Южная Осетия
- Чечня
- Дагестан
- Нагорный Карабах
- Лезгистан
Сепаратистские движения довольно редко достигают итоговой цели, чаще всего удовлетворяясь предоставлением конкретной группе автономии. В качестве примеров успешных сецессий можно назвать только Бангладеш, Эритрею, балканские страны — Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. В 2011 к этой группе, возможно, присоединится Южный Судан, в котором, по договору с правительством Судана, должен будет пройти референдум о независимости. Законодательная возможность обрести независимость есть у Шотландии, где с 1997 (когда появился местный парламент) количество сторонников отделения от Великобритании значительно возросло. Для независимости достаточно проведения референдума и поддержки сецессии абсолютным числом голосов (подобными же правами обладают и все остальные части страны: Англия, Сев. Ирландия и Уэльс, однако неоднократное проведение референдума в Северной Ирландии показало нежелание большинства населения отделяться). Также вполне реальна в будущем независимость Фландрии от Бельгии, поскольку фламандцы составляют большинство населения Бельгии, однако в этом случае Фландрия останется без столицы, так как Брюссель (официальная столица Фландрии) не является её частью.
Свое право на независимость также отстаивают жители Западной Сахары и Палестины. А ранее — жители Восточного Тимора и Намибии. Национально-освободительные движения этих стран не относятся к сепаратистским, поскольку их право на независимость всегда признавалось ООН, а борьба с оккупацией сепаратизмом не является.
На постсоветском пространстве больших успехов достигли сепаратистские[источник не указан 260 дней] движения в Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, а в 1996—1999 гг. — в Чечне. В остальном мире — в Косово и в Сомалиленде.
В Европейском союзе в настоящее время действует Европейский свободный альянс — объединение партий разных стран, имеющих сепаратистскую или променьшинственную направленность.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний:
- Что такое терроризм, экстремизм, сепаратизм?
- В чем причины появления данных явлений?
- Какие методы, по-вашему мнению следует предпринять чтобы преодолеть данные явления?
- Как обстоит обстановка с данными явлениями на территории современной Украины?
- Почему по сегодняшний день данные явления продолжают иметь место в социальных процессах? Выскажите свою точку зрения.