Прогнозирование и предупреждение конфликтов. Стратегии выходов из конфликтов: медиация. Медиаторство: официальное и неофициальное

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами. Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, включая и руководителя.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

· целей, интересов, позиций;

· мнений, взглядов, убеждений;

· личностных качеств;

· межличностных отношений;

· знаний, умений, способностей;

· функций управления;

· средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей, ценностных ориентациий;

· понимания: интерпретации информации;

· оценок и самооценок.

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:

· стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;

· быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

· излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

· критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;

· плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;

· консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;

· стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

· стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;

· излишняя настойчивость (навязчивость);

· несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;

· неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;

· инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно);

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

Для того, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию обратимся к формуле:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

Нужно уметь определять:

1. Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?

2. Имеется ли проблема (объект)?

3. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ

1. Предупреждение развития конфликтной ситуации на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии ее зарождения.

2. Здоровый нравственно-психологический климат.

3. Значимость личного примера руководителя фирмы, начальника отдела.

4. Сохранение национальной стабильности, профессиональной компетентности и уважение достоинства личности каждого сотрудника, партнера, клиента.

5. Устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.

6. Недопущение при деловом общении спора.

7. Умение слушать собеседника. Пассивное выслушивание (невмешательство в разговор), активное выслушивание (уточнение слов говорящего собеседника).

8. Уважительная манера разговора.

  1. Медиация – оптимизация с помощью третьей стороны процесса поиска решения проблемы для прекращения конфликта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: