Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь
Вопрос 3.
Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.
Определяющая роль в таможенных правоотношениях принадлежит там. органам.
Необходимо напомнить, что согласно п. 1.33. ст. 8 ТК Там.союза «таможенные органы это - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и подчиненные ему таможни».
Таким образом именно законодательством стран государств-членов ТС регулируются все вопросы, связанные с прохождением службы в там.органах.
Так, § 4 главы 33 ТК закреплены основные нормы, связанные с правовым статусом должностных лиц таможенных органов, их правовым положением и ответственностью.
|
|
1.Согласно ст. 325 должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Право поступления на службу в таможенные органы имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, являются государственными служащими, и на них распространяется законодательство о государственной службе Таможенным кодексом.
Должностным лицам таможенных органов, руководителям и иным категориям работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, присваиваются персональные звания.
Персональные звания, порядок их присвоения, а также категории работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, определяются Президентом Республики Беларусь.
Форма одежды утверждается Президентом Республики Беларусь, а правила ее ношения - Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Вместе с тем, должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, вместо выдачи форменной одежды разрешается выплата денежной компенсации в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
|
|
Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания. Кроме того, ДЛ таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (см. Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2011 г. № 98).
Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда должностных лиц таможенных органов, определяются Президентом Республики Беларусь.
Говоря о субъектах там. права, прежде всего обращаем внимание, что всех субъектов (физические и (или) юридические лица, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из ТК ТС) по статусу делят на:
- лицо государства - члена таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;
- иностранные лица (согласно ст. 4 это лица, не являющееся лицом государства - члена таможенного союза).
Кроме того в ТП предусмотрены такие субъекты как лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела»
Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах»
Утверждены:
Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;
Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве.
Так согласно гл.3 Положения 1 Указа установлены следующие особенности включения в реестр таможенных представителей
1. наличие в штате заинтересованного лица не менее двух специалистов по таможенному оформлению;
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее десяти тысяч базовых величин;
3. предоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных представителей неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
|
|
6. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для заполнения, контроля и печати таможенных документов, а также представления отчетности о совершенных таможенных операциях.
Согласно гл. 4 Указа включение заинтересованного лица в реестр таможенных перевозчиков осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. осуществление заинтересованным лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков;
2. предоставление таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее двумстам тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком на день предоставления такого обеспечения;
3. наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия);
4. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
6. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
|
|
7. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.»
Оcобенности включения в реестр владельцев складов временного хранения
Согласно главы 5 Указа «Включение заинтересованного лица в реестр владельцев складов временного хранения осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению. При этом срок действия договора аренды сооружения, предназначенного для использования в качестве склада временного хранения, должен составлять не менее одного года от даты обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения;
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма не может быть менее ста тысяч базовых величин;
3. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения неисполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев складов временного хранения считается в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях».
Согласно главе 6 Указа включение заинтересованного лица в реестр владельцев таможенных складов осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, предназначенных для использования в качестве таможенного склада, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению, (при этом срок действия договора аренды сооружения, предназначенного для использования в качестве таможенного склада, должен составлять не менее одного года от даты обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов);
2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. страховая сумма не может быть менее ста тысяч базовых величин;
3. отсутствие у заинтересованного лица на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов не исполненной в установленный законодательством срок обязанности по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей;
4. заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов считается в соответствии с законодательством республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более;
5. наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.
Так как отношения в таможенном праве возникают в связи с перемещением через таможенную границу товара, то прежде всего необходимо определить, что подразумевает законодатель под данным определением и каков статус может быть у перемещаемого товара. Итак, товаров это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. В зависимости от назначения товаров в особую группу выделены товары для личного пользования, т.е. те, которые предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Статус товаров:
- товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:
- полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза;
- ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;
- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;
- транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
- транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
ТЕМА 3
Тема 3. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь |
1.Основные принципы и положения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. 2. Прибытие товаров на таможенную территорию. 3.Убытие товаров с таможенной территории. Требования к товарам при их убытии с территории. |
Основные положения по вопросам ввоза и вывоза товаров регулируются в Специальной части ТМК ТС (раздел 4 «Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации»)
В частности в разделе 4 в гл 22 закреплены нормы, относящиеся к общим положениям о перемещении товаров через таможенную границу
1. Так, статья 150 устанавливает, что