Таможенные союзы

Межгосударственные таможенно-тарифные объединения

В международных торговых отношениях еще с XIX в. существует практика объединения в той или иной форме таможенных территорий двух или ряда государств, несмотря на их различия в масштабах и уровне экономического развития. Наибольшее распространение получили два вида таких объединений: таможенные союзы и зоны свободной торговли. В Западной Европе в послевоенные годы функционируют оба вида крупных таможенно-тарифных объединений.

Таможенный союз – объединение стран-участниц в единую таможенную территорию с единым тарифом по отношению к третьим, не входящим в союз странам. Одним из первых послевоенных таможенных союзов является Бенилюкс – союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданный в 1948 г.

Важнейшим современным объединением такого рода считается таможенная уния, образованная первоначально шестью западноевропейскими странами-участницами ЕС (ФРГ Франция, Италия, Бенилюкс). В соответствия со ст. 9 Римского договора об учреждении сообщества (1957) “основой сообщества является таможенный союз, который распространяется на весь товарообмен и который предполагает отмену между государствами-членами импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов, а также установление единого таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами”.

Руководящие круги данной унии считали, что создание таможенного союза укрепляет сообщество, создает прочную основу для дальнейшего развития интеграции, а в плане внешних связей организационно выделяет этот торговый блок в системе международных экономических отношений, наделяет сообщество эффективным инструментом для преодоления торговых барьеров его конкурентов.

Таможенный союз создавался в двух направлениях:

1) постепенное снижение и затем полная ликвидация во взаимной торговле стран-участниц импортных и экспортных таможенных пошлин, равнозначных по сборам (и количественным ограничениям) для создания тем самым условий “свободного движения товаров”. Таможенные пошлины после постепенного их снижения в 1959-1968 гг. были в основном упразднены с 1 июля 1968 г.

2) замена национальных тарифов стран-участниц ЕТТ, ограждающих территорию всего сообщества в торговле с третьими странами. Пошлины ЕТТ устанавливались в соответствии со ст. 19 Римского договора, как правило, на уровне среднеарифметических пошлин, применявшихся на 1 января 1957 г. ФРГ, Францией, Италией и странами Бенилюкса (последние еще до создания ЕС представляли собой единую таможенную территорию). Однако в ряде случаев в целях усиления протекционистского эффекта участники “Общего рынка” отошли от этого принципа и существенно завысили (против среднеарифметичес­кой) ставки пошлин ЕТТ. Например, не были учтены временные снижения пошлин, проведенные ранее Италией, ФРГ и Францией и действовавшие во время выработки ЕТТ. Кроме того, приложение к Римскому договору содержит списки товаров, для которых участники ЕС “по взаимному согласию” установили ставки ЕТТ, превышающие среднеарифметический уровень (список А, где перечислены товары, для которых были установлены более высокие пошлины французского тарифа, а также списки Е и F). Такие исключения шли вразрез с правилами ГАТТ.

Сближение национальных импортных пошлин с пошлинами ЕТТ означало в целом понижение пошлин для Франции и Италии – стран с высоким таможенным обложением и повышение пошлин для ФРГ и стран Бенилюкса, применявших более низкие тарифы. Следует отметить, что применение среднеарифметических пошлин искажает действительное положение, поскольку при этом не учитывают­ся фактические размеры импорта того или иного товара: повышение таможенных пошлин произошло как раз в тех странах, на долю которых приходилась основная часть импорта в ЕС. В полном объеме ЕТТ “Общего рынка” начал применяться с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением пошлин внутри группировки и является юридически обязательным для всех участников сообщества, в том числе для стран, вступивших в него в 70-80-е гг. (Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия). Пошлины на товары, относящиеся к номенклатуре ЕОУС, были в основном унифицированы, но сохраняют национальный характер. Они включены в ЕТТ в справочном порядке.

В связи с формированием таможенного союза существенно расширилась компетенция органов Европейских сообществ (ЕС) в вопросах таможенно-тарифной политики. С 1968 г. любое решение по таможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается интересов только одной из стран-участниц, может быть принято лишь органами сообщества. В соответствии со ст. 28 Римского договора, всякие изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действия производятся решением совета по предложению комиссии.

Компетенция в области тарифных переговоров с третьими странами также полностью перешла к органам сообщества, которые в виде ЕТТ получили мощный инструмент торговой политики. На основе положений Римского договора комиссия представляет совету рекомендации относительно таких переговоров и проводит их с разрешения совета и на основе его директив.

Таким образом, обе формы изменения ЕТТ, предусмотренные Римским дого­вором, – автономная (осуществляемая в одностороннем порядке) и договорная (являющаяся результатом переговоров с третьими странами) входят в компетенцию органов ЕС и не могут осуществляться отдельными странами-участницами.

Важная особенность таможенного союза в рамках ЕС состояла в том, что принцип “свободного движения товаров” применялся не только к товарам, происходящим из сообщества, но и к товарам из третьих стран, в отношении которых при ввозе в одну из стран-участниц ЕС были выполнены необходимые таможенные формальности, включая взимание пошлин и сборов. В этом случае товары, происходящие из третьих стран, находятся в “свободном обращении” внутри сообщества.

Наконец, еще одной особенностью этого таможенного союза являлась разработка и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодательство (таможенная оценка товаров, правила происхождения, особые режимы ввоза и вывоза товаров, франчайзинг и т.п.). Без таких правил практически невозможно обеспечить единообразное применение ЕТТ всеми странами-участницами “Общего рынка”.

Товарная номенклатура ЕТТ базировалась на подписанной в 1950 г. Конвенции о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссельская таможенная номенклатура), разработанной Советом по таможенному сотрудничеству. Она содержала 1010 тарифных позиций и около З тыс. наименований товаров. С 1988 г. начался переход стран-членов ЕС, как и большинства других государств, применявших Брюссельскую таможенную номенклатуру, к использованию Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Подавляющая часть пошлин ЕТТ на промышленные товары – адвалорные, лишь в небольшом числе случаев применяются специфические или кумулятивные пошлины. При импорте сельскохозяйственных товаров, включенных в сферу действия единой аграрной политики ЕС, взимается либо скользящий компенсационный сбор (в принципе он составляет разницу между мировыми и внутренними ценами ЕС на эти товары), либо таможенная пошлина в сочетании с таким сбором.

ЕТТ содержит две колонки таможенных пошлин – автономные и договорные (конвенциональные). Автономные пошлины отражают первоначальный уровень, согласованный участниками ЕС при формировании ЕТТ. Размеры ставок таможенных пошлин на конкретные товары в нем были установлены в зависимос­ти от степени обработки сырья. Если сырье, которое не производится или которо­го не хватает в странах ЕС, ввозится беспошлинно или с небольшим обложением, то пошлины на полуфабрикаты и тем более готовые изделия заметно возрастают. Так, первоначальные пошлины ЕТТ были следующими (%): хлопок-сырец – 0, хлопчатобумажная пряжа – 10, хлопчатобумажные ткани – 17-19; необработан­ные шкуры и кожи – 0, выделанная кожа – 7, обувь кожаная – 16 и т.д.

Создание таможенного союза в 60-е гг. стимулировало рост взаимной торговли стран-учредителей ЕС тем более, что этот процесс совпал с периодом высокой хозяйственной конъюнктуры (табл.8). В дальнейшем темпы взаимных обменов между членами расширившегося “Общего рынка” несколько ослабли, что связано не только с кризисными явлениями в капиталистической экономике, но и резким скачком цен на энергоносители и изменениями курса доллара. Все это не дает возможности составить непрерывный статистический ряд на длительный период. Несомненно, однако, что эффект интеграции проявился в расширении взаимной торговли в рамках ЕС; об этом свидетельствовал ее высокий удельный вес.

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: