Перечень торговых переговоров в рамках ГААТ (1947-1994 гг.)

Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева (Швейцария)   Снижение таможенных тарифов
Аииеси (Франция)   То же
Торки (Англия)   - “ -
Женева 1960-1961 (Диллон-раунд) - “ -
Женева 1964-1967 (Кеннеди-раунд) Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса
Токио (Япония) Работа проходила в Женеве 1973-1979 (Токио-раунд) Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Пуанта-дель-Эсте (Уругвай), работа проходила в Женеве 1986-1994 (Уругвайский раунд) Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин. В 1945-1947 гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40-60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигла 70-90%. Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить их величину до 5% к концу 80-х и 4% к середине 90-х гг.

Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых сессиях переговоры обычно ввелись между основными производителями и покупателями отдельных товаров, а впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные государства. В последних двух раундах стороны перешли к переговорам по комплексным спискам, включавшим главные тарифные позиции.

Соглашение подготавливалось на базе специальных списков таким образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой-либо страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, сниженным на товары, экспортируемые данным государством.

Рекомендации Уругвайского раунда по сокращению таможенных барьеров оказались радикальными. На ряд товаров планируется вообще отменить пошлины. Это прежде всего те товары, по которым особенно высока конкурентоспособ­ность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты, фармацевти­ческая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель). По тем товарам, где величина пошлины превышает 15%, уровень сокращения будет составлять 30%. США стремится расширить списки тех товаров, по которым пошлины будут отменены (включив в них алюминий, цветные металлы, автомо­били, запчасти). Аналогичную позицию заняли Япония и новые индустриальные страны.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной (фактуры) на товар. (Ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.) Решения, касающиеся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специальных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

Субсидии и антидемпинговые (компенсационные) пошлины представляли собой один из наиболее сложных пунктов переговоров.

Было предложено ввести прямой запрет на использование прямых экспортных субсидий. Однако по настоянию стран ЕС, широко использующих прямое дотирование сельскохозяйственного экспорта, для этой группы товаров были сделаны значительные исключения.

Отношение стран-участниц к косвенным субсидиям заключалось в следующем. Производство зачастую субсидировалось не столько с целью расширения экспорта, сколько для поддержания занятости в экономически отсталых районах. Разработчики кодекса по практике субсидирования не смогли найти приемлемого обобщенного определения понятия “косвенные субсидии”. Тем не менее в кодексе признается тот факт, что они могут негативно воздействовать на экспорт. Кодекс допускает введение компенсационных пошлин только в том случае, если импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности. Ранее в США компенсационные пошлины можно было вводить по отношению к любому импортному товару, субсидируемому за рубежом.

Величина компенсационных сборов не должна превышать суммы выявленных субсидий. Эти сборы выполняют не карательную функцию, скорее они призваны обеспечить нормальные условия конкуренции. Особо оговорено положение о развивающихся странах, которые имеют право применять экспортное субсидирование, хотя и в ограниченных масштабах. Решение о введении компенсационных пошлин должно приниматься на специальном заседании ГАТТ по результатам специальных экспертных исследований.

В “Кодексе по техническим барьерам в торговле”, принятом в ходе “Токио-раунда”, поставлена задача устранения дискриминационного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товаров. Использование технических норм не должно препятствовать развитию торговли и должно достигаться прежде всего за счет применения к иностранным товарам тех же требований, что и к национальным.

Страны-участницы берут на себя обязательство не применять особые стандарты по отношению к иностранным товарам, ориентировать по возможности результаты проводимых в стране испытаний на международные стандарты. Было предложено информировать другие государства о результатах изменений национальных стандартов и о готовящихся нововведениях.

Наиболее важным является соглашение об обмене информацией о предполагаемом введении новых стандартов, технических требований, систем сертификации.

В Соглашении о государственных заказах (Токио-раунд) при их размещении правительством предусматривается применение тех же норм по отношению к иностранным производителям, что и к национальным. Соглашение запрещает дискриминацию между поставщиками различных стран при размещении государственных заказов.

Новым моментом в деятельности ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде. Значимость достижения соглашения по этой проблеме определялась тем, что в среднем на услуги приходится не менее 23% стоимости мировой торговли. В 2000г. мировой экспорт услуг составил 1435,0 млрд. долларов. Сюда входят такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.

Что касается развитых стран, то среди них не было единства; отдельные государства пытались отстаивать те сферы, где их позиции были особенно сильны. Например, против либерализации транспортных услуг, за которую выступали многие европейские страны, были США и Франция, судовладельцы которых находились под надежной защитой национального законодательства.

Стремлению США либерализировать рынок кинопродукции, используя мощь и влияние Голливуда, противостояла Франция, защищавшая специфику своего кинорынка.

Далеко не все вопросы были решены и внутри самих развитых стран. Так, в области финансов, банковского дела, страхования и т.д. продвижение вперед затруднялось децентрализацией в США законов относительно отдельных видов услуг в отдельных штатах.

Однако во время переговоров по услугам, где США и Япония выступали за максимальную либерализацию этой сферы, им противостояли развивающиеся государства, которые видели угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов.

Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить ее как претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений.

К числу результатов деятельности ГАТТ следует отнести тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства. Если в 1950 г. доля международной торговли товарами и услугами составляла 11% мирового производства, то в конце 80-х-начале 90-х гг. она достигала 21%.

Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что было связано с ростом числа членов ГАТТ, расширением круга регулируемых вопросов. Увеличение членства ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимности уступок, поскольку становилось все труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более чем 90 участников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в том, что эта организация не обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сельскохозяйственной продукции,

Кроме того, трудности в деятельности ГАТТ возникли в связи с расши­рением круга рассматриваемых вопросов и прежде всего с включением в сферу регулирования нетарифных барьеров, которые начали оказывать возрастающее влияние на развитие международной торговли уже с середины 70-х гг.

Меры нетарифного протекционизма проконтролировать трудно, и поэтому до сих пор нет надежных и достоверных оценок их влияния на торговлю. Ориентировочные данные американских исследователей свидетельствуют о том, что доля импорта развитых стран, подпадающих под нетарифные ограничения, увеличилась до 20% в начале 90-х гг. По результатам ряда исследований, отмена нетарифных ограничений дала бы возможность увеличить мировой экспорт на 200 млрд. долл. в год.

Подход к нетарифному регулированию заключается в принципе “прозрачности”, т.е. в замене, по возможности, зачастую “невидимых” нетарифных барьеров на импортные квоты с последующим “замораживанием” тарифных ставок. Решения ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров на практике ориентируют не столько на их ликвидацию, сколько на координацию использования отдельными государствами этих барьеров.

В декабре 1993 года был заключен Итоговый документ 7-летнего периода переговоров в рамках Уругвайского раунда, включающий все их результаты и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).

31 декабря 1995 г. ГАТТ прекратило свое существование, модифициро­вавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО). К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран. Членами-основателями ВТО стала 81 страна.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Всемирная торговая организация контролирует решения всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам Уругвайского раунда. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ГАТТ, точнее его преемник ВТО, значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

Всемирная торговая организация, помимо принципов ГАТТ, включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Новая организация будет также регулировать международный обмен услугами и интеллектуальной собственнос­тью и контролировать защиту инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл. Деятельность Всемирной торговой организации должна принести мировой экономике около 250 млрд. долл. дополнительного дохода ежегодно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: