Предмет и задачи изучения

Подобно большинству названий наук, тер­мины «этнология» и «этнография» является производным от древнегреческих слов. «Этнос» переводится как народ, «графейн» означает описывать, «логос» - изучать. Соответственно, этнология – теоретическая наука, этнография – практическая.

Этнология – историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании особенностей их культуры и быта.

Этнология – общественная нака, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения.

Этнология - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Од­нако такое представление об исследователь­ском объекте этнологии установилось дале­ко не сразу. Различные ученые прошлого считали ее объектом человека, культуру, общество. Долгое время, принимались во внимание главным образом народы беспись­менные, находившиеся на ранних ступенях со­циально-экономического развития. Сложившись, как наука, в эпоху расцвета колониализма Европы, этнология была первоначально нацелена преимущественно на изучение наро­дов внеевропейских территорий, в большинст­ве отстававших в своем развитии. Этнология при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исто­рические» народы на основании письменных источников. Этнологии же отводилась роль науки о «неисторических» народах.

С подобными расхождениями связаны различия в понимании принципов организации науки. В России и СССР наука занимающаяся изучением народов традиционно называлась этнографией. Во Франции и целом ряде др. стран для науки изучающей этническую проблематику принято название этнологии. Этнология рассматривается как теоретическая дисциплина и противопоставляется этнографии, которой отводится роль чисто описательной науки. В Германии этой науке соответствует совокупность двух дисциплин «Volкskunde» (изучение собственного народа) и “ Völkerkunde» (изучение других народов). В англоговорящих странах имеют место такие дисциплины как культурная и социальная антропологии, которые вместе с физической антропологией рассматриваются как наука о человеке в целом.

В настоящее время принята следующая иерархическая организация этого комплекса дисциплин (К. Леви-Стросс):

Нижний уровень - ЭТНОГРАФИЯ (сбор и систематизация информации об этносах)

Средний уровень - ЭТНОЛОГИЯ (анализ и сравнение, выделение общих закономерностей)

Высший уровень КУЛЬТУРНАЯ и СОЦ. АНТРОПОЛОГИИ (исследование общих принципов этнокультурной и этносоциальной организации, свойственных для человечества в целом)

Объектом изучения этнологии являются этносы или этнические общности. Этносэто особый вид социальной группировки, возникающей не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса. Характерная черта этносов — их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определен­ным внутренним единством, а также специ­фическими чертами, отличающими его от всех образований того же типа.

Предмет изучения - этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

Т. о. в предмет этнологии входят следующие сферы:

а) возникновение этносов (этногенез)

б) историческую эволюцию этносов (этническую историю)

в) современную жизнь этносов (их актуальное функционирование)

г) возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этни­ческого прогнозирования).

Основные проблемы изучаемые современной этнологией:

§ расселение народов, их этнонимию (самоназвания — эндоэтнонимы; названия, данные другими народами - экзоэтнонимы), изучение этнических территорий и этнических границ;

§ социальные группы (слои, классы, сословия и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев, институтов и проч., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины - этнической социологии; демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика числен­ности народов;

§ субэтнические группы и образования в составе крупных этносов; различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов - их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура;

§ хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;

§ обряды, обычаи, нравы и верования народов;

§ языковое поведение и его влияние на этносы;

§ проблемы этнического сознания и самосознания;

§ политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтничес­кими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: