Типовые задачи и функции информационных систем управления

Задачи систем управления современными предприятиями зависят от требуемого уровня их автоматизации. При этом каждая задача ориентирована на конечную цель, а именно: обеспечение прибыльности, успешности и конкурентоспособности предприятия. Высокий уровень конкуренции, нестабильность экономики страны, а также непрерывное совершенствование информационных технологий обусловливают высокую сложность и наукоемкость решаемых системами управления задач. При реализации задач и функций ИСУ необходимо также учитывать уровень профессиональной подготовки сотрудников предприятия.

Если рассматривать промышленные предприятия, то для ИСУ класса ERP наиболее часто встречаются следующие задачи [4]:

1) оперативное управление производством;

2) оперативный финансовый мониторинг;

3) контроль удаленных подразделений;

4) обеспечение «прозрачности» предприятия для руководителя, инвесторов, акционеров;

5) расчет производственной себестоимости и ее оптимизация;

6) облегчение процедур аудита и сертификации производства по стандарту ISO 9000;

7) контроль хищений и перезатрат ресурсов в сбыте и производстве;

8) сокращение сроков и улучшение качества обработки заявок потребителей;

9) контроль запасов сырья;

10) стандартизация технологии управления, уменьшение зависимости от человеческого фактора;

11) создание электронных архивов коммерческой информации.

Для решения подобных задач ИСУ должна содержать необходимый и достаточный набор функций, которые можно разделить на прикладные и системные. Прикладные функции необходимы для автоматизации бизнес-логики предприятия, а системные – упрощают администрирование ИСУ.

Прикладные функции включаются либо в информационные, либо в аналитические подсистемы в соответствии с фазами управленческой деятельности, которые графически можно отобразить в виде функциональной схемы, представленной на рис.1.3, где стрелками указаны основные информационные и управляющие потоки, а также влияние человеческих факторов, таких, как субъективность, случайные ошибки, умышленные действия (fi, i=1, 2,..., 10), и ограничения временных, материальных, трудовых и других видов ресурсов (qi, i=1, 2,..., 10).

Рис. 1.3. Функциональная схема автоматизированного управления

К информационным подсистемам относятся подсистемы планирования, оперативного управления, учета и контроля, а к аналитическим – подсистемы анализа и прогнозирования. Для упрощения разработки ИСУ каждую такую подсистему декомпозируют на относительно независимые подсистемы второго уровня, предназначенные для управления конкретными объектами: кадрами, финансами, производством и т.д.

В качестве примера приведем типовую классификацию наиболее распространенных функций ИСУ для промышленного предприятия.

Прикладные функции:

Планирования:

Финансовое планирование:

Ø бюджетирование (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, штатное расписание);

Ø составление платежного календаря (календарный план расчетов с контрагентами);

Производственное планирование:

Ø вариантные расчеты себестоимости и цен на продукцию;

Ø многоуровневое калькулирование по составам изделий;

Ø калькулирование себестоимости по технологическим процессам;

Оперативного управления:

Управление документооборотом:

Ø обмен между территориально-удаленными подразделениями;

Ø контроль исполнения документов-оснований;

Управление материальными ресурсами:

Ø планирование потребностей в материальных ресурсах;

Ø оперативное управление запасами;

Ø анализ закупок;

Оперативное управление производством:

Ø оперативное планирование производства;

Ø подетально-пооперационное планирование производства;

Ø учет производства;

Ø оперативный контроль производства;

Управление загрузкой оборудования:

Ø планирование загрузки оборудования;

Ø учет загрузки оборудования;

Управление сбытом. Маркетинг:

Ø планирование заказов;

Ø учет выполнения заказов;

Ø анализ заказов;

Ø анализ динамики и структуры продаж;

Управление финансовыми расчетами:

Ø контроль состояния расчетов по финансовым документам;

Ø анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

Управление кадрами:

Ø прием, перевод, увольнение сотрудников;

Ø ведение личных карточек;

Ø табельный учет;

Ø расчет заработной платы;

Техническая подготовка производства:

Ø нормирование использования производственных ресурсов;

Ø описание технологических процессов;

Ø поддержка электронного архива чертежей;

Управление качеством:

Ø контроль показателей качества;

Ø анализ показателей качества;

Учета:

Учет готовой продукции и полуфабрикатов:

Ø позаказный складской учет готовой продукции;

Ø учет брака и отходов;

Бухгалтерский учет:

Ø учет основных средств и материальных ценностей;

Ø нормативный и фактический учет прямых затрат на производство;

Ø учет начислений и удержаний заработной платы;

Ø сводный учет затрат и калькулирование фактической себестоимости;

Контроля:

Ø контроль выполнения бюджетов;

Ø контроль выполнения производственных планов;

Ø контроль выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;

Анализа:

Ø анализ выполнения бюджетов;

Ø анализ выполнения производственных планов;

Ø анализ выполнения календарного плана расчетов с контрагентами;

Прогнозирования:

Ø прогнозирование финансовых процессов;

Ø прогнозирование производственных процессов;

Системные функции:

Ø управление доступом пользователей;

Ø настройка параметров системы.

Таким образом, задачи и функции ИСУ определяют направления разработки таких систем. При этом важно понимать, что любая работающая система является результатом развития менее сложной работающей системы, что подразумевает поэтапную реализацию и ввод в эксплуатацию функций ИСУ. Помимо этого, особое внимание сейчас уделяют интеграции и синхронизации связанных функций, поскольку именно от возможностей получения доступа к интегрированным данным, а также от скорости принятия решений значительным образом зависит эффективность ведения бизнеса. Кроме того, обязательными требованиями к разрабатываемой системе являются дружественный интерфейс пользователя, а также максимальная простота системы при эксплуатации. Важно также понимать механизмы работы всех подразделений предприятий, учитывать их специфику и степень предшествующей автоматизации. Например, нельзя полностью автоматизировать работу руководителей, так как в управлении все еще большую роль играет субъективный фактор да и степень недоверия к машинам по-прежнему велика. Поэтому при проектировании ИСУ предприятием разработчики должны не только учитывать желания руководителей предприятия, но и постараться объяснить им все возможности, которые может реализовать система на данном этапе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: