Участники оптового товарооборота

Основными участниками оптового товарооборота являются изготовители товаров: производственные организации, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели; оптовые торговые и посреднические организации; индивидуальные предприниматели; потребители товаров: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для обеспечения собственной деятельности или для продажи товаров населению по договорам розничной купли-продажи.

К особым участникам оптового товарооборота отно­сятся специальные субъекты — организаторы оптовой торговли, организованных рынков: товарные биржи, опто­вые ярмарки, выставки-продажи, торги, аукционы, оптовые и специальные рынки.

В условиях развития рыночных отношений, конкурен­ции на товарных рынках для изготовителей товаров боль­шое значение приобретает не только производство продук­ции, но и ее реализация и получение прибыли от продаж. На практике применяются различные формы участия изго­товителей в оптовом товарообороте.

Первой, наиболее простой формой участия изготовителя в коммерческой деятельности является продажа произ­веденного им товара оптовому посреднику, поскольку в большинстве случаев изготовителю значительно легче найти посредника, чем конечного потребителя.

Какие преимущества приобретает изготовитель товара, обращаясь к услугам посредника:

— освобождение от необходимости вступать в прямые отношения с большим количеством потребителей товаров;

— облегчение планирования и финансирования произ­водственного процесса через систему заказов;

— освобождение от хранения товарных запасов, осо­бенно сезонных;

— превращения производственного ассортимента в тор­говый ассортимент, разукрупнения партий товаров;

— предоставление рыночной информации, в частности о спросе на товары, поддержание конкуренции на товарных рынках;

— организация рынков новых товаров, их реклама и т.п.

Однако такая форма продажи товаров изготовителем

имеет и недостатки. Главным из которых является то, что изготовитель, продав товар посреднику, теряет контроль над его дальнейшим продвижением к потребителю, что в современных условиях роста конкуренции, повышен­ных требований к качеству товаров и их послепродажному обслуживанию влияет на деловую репутацию изготовителя и удорожает стоимость товаров.

Второй формой реализации товаров изготовителем и участия в оптовом товарообороте является создание им собственной системы снабжения и сбыта. Организа­ция такой сети осуществляется путем: привлечения в штат фирмы производителя торговых агентов (агентов по сбыту, коммивояжеров и т.п.); создания собственной дилерской сети, или сети филиалов и (или) дочерних обществ и пред­приятий. На них, как правило, возлагаются не только обя­занности по реализации товаров, но и изучению спроса, рынков сбыта, оказанию покупателям товаров комплекса услуг, например, послепродажное обслуживание, снабже­ние дополнительной комплектацией и т.п.

Вышеназванные лица не являются самостоятельными предпринимателями, так как они: действуют не от сво­его имени, а от имени производителя, исполняя трудо­вые обязанности в соответствии с занимаемой должно­стью; осуществляют деятельность не на свой риск и несут за виновные противоправные действия дисциплинарную, а не имущественную ответственность. Они не ставят основ­ной целью своей деятельности получение прибыли, а толь­ко получение вознаграждения за труд; не подлежат государ­ственной регистрации в качестве предпринимателей.

При этой форме реализации товаров изготовитель сохраняет контроль за сбытом товаров, имеет возможность быстро реагировать на изменение спроса, увеличение про­изводства востребованных товаров, более широкий охват рынков сбыта своих товаров. Следует подчеркнуть, что в странах Западной Европы напрямую в торговлю от про­изводителей поступает до 60% товаров, в США — 80%, в Российской Федерации всего 15%.

Основу структуры оптового товарооборота состав­ляют посредники: оптовые торговые организации и специ­ализированные посреднические организации. Неслучайно на посредников приходится более 70% как внутреннего, так и внешнего товарооборота.

Объединение усилий изготовителей или потребителей, как правило, оформляется в двух правовых формах: путем заключения договора о совместной деятельности, по кото­рому участники координируют свою деятельность, не нару­шая антимонопольного законодательства, либо путем созда­ния нового юридического лица или простого товарищества. Договоры о совместной деятельности, кроме координации деятельности его участников, предоставляют им возмож­ность объединять средства, использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные и технические средства и иное имущество отдельных партнеров, а также использо­вать имеющиеся каналы сбыта и снабжения.


Оптовые торговые организации можно классифици­ровать по следующим признакам: масштабу и характеру деятельности; товарной специализации; роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций с товаром; в зависимости от организации сбыта и объема выполняе­мых работ.

По масштабу и характеру деятельности оптовые организации делятся на общефедеральные, межрегиональ­ные и региональные.

Оптовые организации общефедерального уровня при­званы гарантировать стратегическую стабильность потре­бительского рынка в России, обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей терри­тории страны. Товарный ассортимент их формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения специальных контингентов потребите­лей, а также товарной номенклатуры, отражающей специ­фику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. В задачи данных оптовых организаций входит также формирование необходимых каналов товародвиже­ния для крупных отечественных производителей товаров и создание благоприятных условий для выхода на россий­ский потребительский рынок зарубежных поставщиков товаров.

К оптовым организациям федерального уровня отно­сятся и оптовые организации, работающие в исторически сложившихся центрах производства таких товаров, как тек­стиль, хрусталь, керамика, виноградарство и т.д.

Межрегиональные оптовые организации также можно отнести к оптовым организациям общенационального мас­штаба, так как их операции распространяются на несколько регионов, и целевое назначение их состоит в обслуживании труднодоступных регионов России: территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.

Оптовые организации регионального уровня составляют основу российской оптовой торговой системы и включают в себя независимые оптовые организации, оптовые органи­зации региональных промышленных и крупных розничных организаций. Региональные оптовые организации в первую очередь обеспечивают товарами региональные потреби­тельские рынки, закупая их у оптовых организаций феде­рального и межрегионального масштаба, непосредственно у товаропроизводителей по всей территории страны.

Сбытовые подразделения региональных промышленных организаций осуществляют оптовую торговлю их продук­ции, а оптовые структуры розничной торговли — едино­временные массовые закупки товаров у различных товаро­владельцев как в регионе размещения розничной торговой организации, так и за ее пределами.

По товарной специализации оптовые организации делятся на специализированные и универсальные.

Специализированные оптовые организации осущест­вляют закупку и продажу розничным торговым организа­циям, индивидуальным предпринимателям, другим опто­вым организациям товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например, обувь, хозяйствен­ные товары, овощи и т.д. При специализации оптовых орга­низаций по торговле определенным товаром на практике их называют дилерами (англ. dealer — торговец, агент по про­даже), а при торговле товарами определенного произво­дителя официальными дилерами. Они должны быть юри­дическими лицами и самостоятельно совершать покупки и продажи товаров от своего имени и за собственный счет. Причем они принимают на себя по договору обязанность по обеспечению покупателя сервисом, запасными частями и осуществляют мелкий ремонт техники.

Универсальные оптовые организации осуществляют закупку и продажу товаров универсального, т.е. разноо­бразного ассортимента продовольственных или непродо­вольственных товаров.

По роли в оптовой торговле и характеру совершав - мых операций с товаром оптовые организации можно раз­делить на:

— независимые оптовые торговые организации, которые приобретают право собственности или право хозяйствен­ного ведения на товар, реализуемый с их участием;

— посреднические организации, которые не приобре­тают вещных прав на товар, а оказывают услуги по доведе­нию товара от изготовителя к потребителю.

Независимые оптовые организации действуют от сво­его имени и за свой счет, рискуя собственным капиталом. Среди независимых оптовых организаций с учетом совер­шаемых ими операций различают оптовые организации — дилеры, торговые дома, дистрибьюторы, трейдеры.

Торговые дома, торговые сети представляют собой мно­гофункциональные организации. Они создаются на добро­вольной основе, как правило, в форме АО, включающие в свой состав торговые, производственные, транспортные и страховые организации. Основной целью таких объедине­ний является максимальное и качественное удовлетворение общественных потребностей, увеличение объемов и расши­рения товарного ассортимента, организации прогрессивных форм товародвижения. Одной из главных функций таких объединений является оптовая торговля, т.е. приобретение товаров для их дальнейшего товародвижения, в том числе подсортировки, обработки, расфасовки, упаковки товаров и т.д. В качестве примера можно назвать «Мебель Дом», «Дом ткани», «Дом обуви», Ассоциацию торговых компа­ний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Союз малых розничных сетей, Союз независимых сетей России. Торговые дома и сети могут создаваться как единое юридическое лицо в других органи- зационно-правовых формах как хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные унитар­ные предприятия или объединения в форме ассоциации, союза торговых, производственных, складских, транспорт­ных организаций и др.

Трейдеры (англ. trader — оптовый торговец, биржевик, не пользующийся услугами маклера) — оптовые орга­низации, которые совершают торговые сделки от своего имени и за свой счет, но по поручению клиентов. Трейде­рами могут быть как оптовые организации, так и индиви­дуальные предприниматели, которые специализируются на коротких операциях, краткосрочных торговых сделках.

Зависимые оптовые посреднические организации ока­зывают услуги по доведению товаров от изготовителя к потребителю, но не совершают операций с товаром и не приобретают вещных прав на товар. Они выступают как представители клиентов (производителей и (или) покупа­телей), действующие по их поручению и за их счет. Осо­бенность коммерческого представительства состоит в том, что представитель может представлять в сделке разные сто­роны, при условии что стороны выразили свое письменное согласие на одновременное представительство (ст. 184 ГК).

К зависимым оптовым организациям — посредникам относятся агентские и брокерские оптовые организации, а отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами и договорами поручения и комиссии. Главной задачей их деятельности является информацион­ное обеспечение участников торгового оборота.

Оптовые посреднические организации — агенты, как правило, выполняют сбытовые операции по поручению производителей товаров в определенном регионе, ведут поиск потенциальных покупателей, переговоры и заклю­чают соответствующий договор по передаче товара. Причем производители сохраняют за собой право собственности на товары до их перехода к покупателю.

Оптовые посреднические организации — брокеры (англ. broker — маклер, комиссионер) являются одной из разно­видностей оптовых организаций — агентов и могут одновре­менно выступать агентами как продавца, так и покупателя товара. Следовательно, оптовые организации — посредники занимаются поиском и сведением продавцов и покупателей и не участвуют в сделках между ними.

В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых работ оптовые организации владеют опре­деленной инфраструктурой рынка (хранилища, транспорт, цеха предпродажной подготовки товара, информационные сети), осуществляют закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничной торговой сети, а также лицам, закупающим товар для предприниматель­ских целей или для хозяйственного использования. Эти оптовые организации делятся на:

— оптовые организации с полным циклом обслуживания (доставка, сервис, широкий товарный ассортимент и т.д.);

— оптовые организации, торгующие за наличный расчет без доставки. В этом случае покупатель сам комплектует свои заказы на складе и закупает товары мелкими партиями;

— оптовые организации, торгующие со стеллажей, кото­рые они арендуют у других торговых организаций.

 

Наиболее распространенными видами зависимых по­средников, не являющиеся юридическими лицами, являют­ся комиссионеры, консигнаторы, коммивояжеры, маклеры, стокисты. Комиссионеры — это индивидуальные предпри­ниматели, совершающие сделки от своего имени, по пору­чению клиентов и за их счет. Консигнатор — комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) продает товар со своего склада. В консигнационном дого­воре оговариваются не только наименование товара, но и его цена, срок продажи и т.п. К услугам консигнатора при­бегают, как правило, во внешнеторговых операциях. Ком­мивояжер — разъездной представитель торговой фирмы, который ищет покупателей ее товаров, предлагая образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров. Ма­клер — посредник между продавцом и покупателем, посто­янно и профессионально занятый посредничеством при по­купке и продаже товаров, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров но бизнесу. Стокисты — специализи­рованные посредники, осуществляющие продажу товаров по договору комиссии. Они вправе продавать товары толь­ко определенного экспортера по договорам средним и мел­ким покупателям.

Особую группу составляют так называемые «простые посредники», которые подыскивают клиенту подходящего контрагента для заключения сделки. Они оказывают кли­енту фактические услуги, предоставляют необходимую информацию, но сами в сделке не участвуют.

Юридическим основанием возникновения правоотноше­ний по простому посредничеству служит ст. 182 ГК, в соот­ветствии с которой не являются представителями лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возникающих в будущем сделок. В международной торговой практике аналогичный вид деятельности осуществляют так называемые «случайные посредники». В связи с этим Меж­дународная торговая палата подготовила Типовой контракт случайного посредничества. В нем предусматривается воз­можность совершения посредником следующих действий: а) сообщение информации о потенциальных клиентах или сделках; б) оказание содействия во время переговоров о заключении сделки. Посреднику может быть предостав­лено исключительное право оказывать содействие по дан­ной сделке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: