Главный источник права – обычай.
Первым памятником писаного права являются З12Т, которые были приняты на НС в 451 г до н.э. [децимвиры – им было поручено составить законы по образцу греческих].
З12Т формально сохранили действие вплоть до Юстиниана.
Оригинальный текст не сохранился, но он был реконструирован по цитатам из разных источников.
По содержанию З12Т являются кодификацией обычаев. В них нет системы расположения правовых норм. По выражению историка Ливия З12Т – это источник всего частного и публичного права.
После издания З12Т начинается развитие юриспруденции.
В этот период возникают 2 системы права: цивильное и право народов.
Классический период – период расцвета РЧП, которого оно достигло благодаря нормотворческой деятельности претора и римских юристов.
В этот период существовала обширная юридическая литература, однако до наших дней сохранилось только 1 Классическое произведение: «Институции Гая» (1-я половина 2в).
Institutions – элементарный учебник.
Заслуга Гая состоит в том, что он предложил систему расположения правовых норм. Гай: «все право, которым пользуемся относится или к лицам, или к вещам, или к искам».
|
|
Институции разделены на 4 книги:
1-я о правовом положении лиц (S)/
2-я и 3-я о нормах наследственного, вещного и обязательственного права.
4-я о способах защиты нарушенных прав.
[лица-вещи-иски] – институционная система.
[пандектная система – в Дегестах и ГГУ 1900г – окончательно прекратило действие РЧП в Германии]
Сама рукопись (Институции) была найдена в 1816г в библиотеке Вероны.
Благодаря развитию торговли появляется должность претора по делам перегринов (иностранцев). Источниками права наряду с обычаями являются эдикты магистратов, деятельность римских юристов и Императорские Конституции.
Постклассический период – период упадка юриспруденции. Он заканчивается кодификацией РЧП.
Потребность в кодификации возникает, т.к. к этому времени накопилось множество Императорских Конституций, большое количество сочинений юристов-классиков.
В 5в. Рим был захвачен варварами, по этой причине кодификация была проведена уже во 2-ом Риме (в Константинополе по инициативе Юстиниана).
Кодификация:
1-я часть – Кодекс Юстиниана (сборник Конституции Юстиниана) – 529г.
2-я часть – Дигесты Юстиниана (533-вступление в силу) – это систематизированный сборник фрагментов и сочинений юристов – классиков.
Текст разделен на 50 Книг, а книги на Титулы, которые имеют название.
В Дигестах упоминается 38(39) юристов. Переработано 2000 книг.
При составлении Дигест в оригинальные тексты вносились дополнения и изменения (-это интерполяция).
|
|
Дигесты объединяют цивильное и преторское право: сначала в каждом Титуле идет комментарий к цивильному праву, а потом положение преторского эдикта.
Особенности РЧП:
ü В Риме было разделение властей. В частности и законодательная и судебная принадлежали претору, а так же принцепсу.
ü РП развивалось без законодательных реформ, эволюционным путем.
ü РЧП является универсальным правом, по этой причине и произошла его рецепция в средние века.
ü
Деление право на публичное и частное:
Ульпиан (Дигесты): «Публичное право – это то, которое относится к положению римского государства, частное – которое относится к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении».
Попиниан: «Публичное право не может быть изменено соглашениями частных лиц».
Ульпиан предлагал критерий пользы или интереса.
В современной цивилистике господствующей является теория, согласно которой кратерием деления на публичное и частное является метод правового регулирования.
Методы правового регулирования:
- методы власти и подчинения (субординации)
- юридического равенства.
Отношения, урегулированные методом власти и подчинения являются публичными (публично-правовыми), а урегулированные методом равенства – частноправовые.
Грницу между частным и публичным правом устанавливает законодатель, исторически эта граница меняется // за кражу наступала гражданская ответственность (в РП), тогда как позднее кража стала рассматриваться как уголовное деяние.
Частное право изменяется значительно медленнее, чем публичное.