Лекция 1: Философия ее предмет и функции

Курс философии

Рекомендованные пособия:

Философский энциклопедический словарь, М., 1983.

Волчек Е.З. Философия. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.

Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник – М. Эксмо, 2005.

Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Основы философских знаний - / под ред. Большакова А.В., Грехнева В.С. и Добрыниной В.И. – М.: 1996.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, - М., 1985.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

онтология (учение о бытии); от «οντος» (др.-гр., сущее), которое синонимично «substantia» (лат., субстанция), т.е. основа, или то, на чем стоит видимый мир; синонимично слову фундамент, т.е. наука об основах мироздания. Этот раздел философии называют метафизикой. Этот термин близок к понятию «онтос-», но шире его, поскольку метафизика, включает в себя морфему «мета-» со значением «higher than, transcending, overarching, dealing with the most fundamental matters of», поскольку метафизика явно выходит по своим задачам за пределы физического мира, пытаясь найти его самые глубокие основы, не доступные человеку в его опыте.

Метафизика представляет собой самый абстрактный раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные, т. н. «вечные» вопросы, связанные с реальностью. Среди этих фундаментальных вопросов в отдельный класс выделяются вопросы, связанные с бытием, и эта часть метафизики называется «онтология». К вопросам бытия в первую очередь относятся такие: «Что в действительности существует?», «Что означает существование?», «Что делает существование возможным?». Более прикладные вопросы бытия включают в себя: «Почему существует мир?», «Существует только один мир?», «Что такое пространство?», «Что такое время?» и др. Хотя понятия онтология и метафизика иногда используются как синонимы, существуют классы метафизических вопросов, которые не связаны с бытиeм напрямую. К таким проблемам относятся вопросы взаимоотношения между целым и частями, вопросы взаимосвязи между причинами и следствиями, вопросы, связанные сo свободой воли и др. Такие вопросы, скорее, относятся к метафизике, но обычно не к онтологии.

Метафизика и натурфилософия.

НАТУРФИЛОСОФИЯ

(от лат. natura — природа) — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, напр. атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Само понятие «Н.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).
В Средние века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с филос. горизонта: отдельные элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Т. Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохи развивалась гл.обр. на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; была выдвинута идея целостного рассмотрения природы и ряд др. глубоких положений, однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.
В 17—18 вв. в эпоху бурного прогресса механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классической философии Н. снова выдвигается в качестве одной из основных филос. дисциплин, особенно у Ф.В.Й. Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низких форм. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д.М. Велланский, а также некоторые естествоиспытатели.
Попытки возрождения Н. были предприняты в кон. 19 — нач. 20 в. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А.Н. Уайтхеда.
Современная философия науки исключает возможность существования Н. как особой филос. дисциплины, возвышающейся над естественными науками и директивной по отношению к ним.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Слова библейского царя Соломона: «Изучение природы всех этих вещей не следует оставлять суеверному суждению, если можно рассмотреть их с помощью здравого и трезвого разума. Ведь если бы изучение этого предмета не имело совсем никакого отношения к исследованию истины, никогда не сказал бы мудрый царь таких слов: „Он сам дал мне истинное знание того, что есть, чтобы я знал и расположение неба, и свойства элементов, и изменения обращения [светил], и деление времен [года], и смену лет, и расположение звезд"» (26).

• гносеология (учение о познании); от «γνώσις» (др.-гр., познание, знание).

Вторая категория разделов теоретической философии изучает сам процесс познания. Главной областью философии, которая задаётся вопросом «Как мы что-либо знаем?» и «Действительно ли мы это знаем?», является эпистемология (т.е. наука о знании, которую иногда называют «гносеологией»). В настоящее время её основным разделом, сосредоточившим основную исследовательскую деятельность, является философия науки, которая анализирует практику научного метода и пытается ответить на вопросы «Как именно работает научный метод?», «Можно ли формализовать научный метод?», «Действительно ли работает научный метод?». Основные положения философии науки в рамках континентальной философии в настоящий момент сильно разнятся с аналогичными положениями в рамках аналитической философии. Философия науки, в свою очередь, разделяется на философию математики, философию физики, философию биологии, философию экономики и пр.

Ещё одним важным аспектом изучения самого процесса познания является изучение самой философии. Одним из отличий философии от типичной науки является возможность выхода в метапозицию по отношению к себе же. Дисциплина метафилософии изучает саму философию со стороны, важнейшей и более разработанной дисциплиной такого рода является метаэтика, которая занимает стороннюю позицию относительно этики.

• человек;

• общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: