Тема 1. Понятие и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении финансовой деятельности.
Финансы - это отношения по поводу собирания (аккумулирования), распределения (перераспределения), использования фондов.
Фонды:
1) Централизованные: государственные, муниципальные, находящиеся в управлении органов публичной власти. Могут переходить в децентрализованные фонды. Например, налоги.
2) Децентрализованные: находятся в частном управлении. Всегда имеются обязанности по отношению к централизованным фондам.
История от Морозова. Пенсионный фонд. Денег нет. Есть банк Гарантия и нефтяники, а так же потребители ГСМ (они так же бюджетополучатели). Нефтяники снижают цену на ГСМ, потребители ГСМ на излишек средств оплачивают пенсионерам, пенсионный фонд освобождается сам и освобождением «платит» нефтяникам (за снижение цены на ГСМ считает обязанность по отчислению исполненной)... В результате всем хорошо.
|
|
Метод финансового права.
Метод: императивный, один субъект всегда властный, но при этом отношения не носят административный характер, оба субъекта подчинены обязанностям. Соглашение о налогах – есть такой институт, но там нет равноправия, органы всегда связаны компетенцией, усмотрение проявляется только в сроке отсрочки, кстати, за нее тоже надо платить. Поэтому не следует усматривать здесь гражданско-правовые элементы.
Система финансового права.
Происхождение финансового права (точки зрения):
1) Из полицейского, камералистики.
2) Самостоятельно.
1. Общая часть:
- предмет и метод финансового права
- нормы (гипотеза, диспозиция, санкция по разным актам)
- источники
- субъекты финансового права и финансовых правоотношений
- финансовый контроль (государственный и муниципальный)
2. Особенная часть:
1) бюджетное право:
- доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета, правовой режим бюджетных расходов
- бюджетный процесс (стадии знать!)
- финансово-правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, проект знать.
- правовое регулирование децентрализованных финансов
2) налоговое право:
- понятие налога и сбора
- налогоплательщики
- компетенция налоговых органов
- ответственность за нарушение налогового законодательства
- государственный и муниципальный кредит, со стороны заемщика или кредитора выступает государство или муниципалитет
- финансово-правовые основы банковской деятельности, денежного обращения и расчета, двухуровневая банковская система. Компетенция банков в бюджетном процессе. Агенты валютного контроля - банки. Агентство страхования вкладов, компетенцию знать. Санация банков.
|
|
- безналичные расчеты, формы, порядок осуществления; при обращении взыскания на средства бюджета (в силу закона) и средства кредитных организаций (на практике) приставы-исполнители не нужны.
- валютные отношения
3. Специальная часть: финансовый контроль и ответственность (выделение немного надуманно)
! Установление налогов - через налоговый кодекс, введение налогов - различные органы власти, в т. ч. и местные.
Отграничение финансового права от смежных отраслей.
1) От гражданского права: по методу, в гражданском - диспозитивный, в финансовом - императивный
2) От административного: по предмету
3) От муниципального: муниципальное - комплексная отрасль права, финансовое - нормальная
Государственный и муниципальный финансовый контроль – это деятельность уполномоченных органов власти или иных организаций, реализующих публичный интерес за соблюдением законности.
Контроль осуществляют (формы контроля):
1) Администрация Президента (президентский финансовый контроль)
2) Законодательные органы и ОИВ общей компетенции
3) ОИВ специальной компетенции
4) Главный распорядитель бюджетных средств (внутриведомственный финансовый контроль)
5) Главные администраторы дохода бюджета и источника финансирования дефицита бюджета
6) Органы независимого государственного финансового контроля
Контроль:
1) Предварительный - до проведения ФХО, проверка документов
2) Текущий - в ходе осуществления финансово-хозяйственной операции
3) Последующий - после проведения ревизия, обследование, проверка
1) Обязательный - компетентными органами по требованию закона (например, счетная палата)
2) Инициативный - по решению руководителей государственных и муниципальных предприятий, имущество которых является публичной собственностью.
Виды нарушений в финансовой сфере:
1. Нецелевое использование (0,1%)
2. Неэффективное использование денежных средств (2,3%)
3. Недостача (не выявлено)
4. Недопоступление платежей в бюджет и внебюджетный государственный фонд (0,1%)
5. Излишки материальных средств (0,1%)
6. Неправомерное расходование (1,5%)
7. Другие финансовые нарушения (95%) Около 10 млрд. рублей.
Методы финансового контроля.
Проверка - единичные контрольные действия или исследование состояния дел на определенном участке деятельности предприятия.
Тематическая проверка - отдельных моменты финансово-хозяйственной деятельности.
Документальные проверки - на основании документов.
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных в ревизуемый период и ревизуемых организациях, проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а так же законности действий бухгалтера, руководителя и иных лиц. Субъекты ревизии: счетная палата, росфиннадзор. Ревизия - всегда последующий финансовый контроль.
ПП ВАС от 22 июля\июня? 2006 г.
Налоговая проверка:
1) Камеральная - на основании представленных документов, по месту нахождения налогового органа, ст. 88 НК
2) Выездная - по месту нахождения налогоплательщика 89 НК. Проводится по решению руководителя налогового органа или его заместителя, не чаще, чем раз в год и дольше 2 месяцев.
По результатам проверок составляется акт, счетная палата составляет заключение.
Только проверка как метод финансового контроля может быть предварительной и текущей. Проверка:
- организационные основы предприятия, история регистраций, иногда регистрация по поддельным паспортам
Экспертиза - метод предварительной оценки принятия решений с точки зрения их экономической эффективности. П. 12 ст. 145 БК. Осуществляется счетной палатой.
|
|
Финансово-правовая ответственность (есть ли она как самостоятельное явление – точки зрения):
• есть - МГУ
• нет - остальные
Закон о валютном регулировании и валютном контроле
Закон об аудиторской деятельности (ред.)
ст. 120 и 122 НК. Исправлено конституционным судом.
Налоговая санкция - штраф.
Пеня - способ обеспечения исполнения налогового обязательства, она компенсирует обесценивание денежных средств, 1/300 ставки рефинасирования в день, может взыскиваться в бесспорном порядке. В судебном порядке, если иная квалификация явлений налоговым органом нежели налогоплательщиком.
Юридическая функция финансово-правовой ответственности:
1) Восстановительная
2) Карательная
Валютные правонарушения не имеют четкого описания, но присутствуют как аспект теоретический