ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
Тема №7 Ценообразование, прибыль и рентабельность.
План
7.1 Сущность и функции цены, виды цен, факторы, влияющие на уровень цен.
7.2 Ценовая политика, стратегия ценообразования, методы ценообразования.
7.3 Экономические показатели деятельности предприятия.
7.1 Цена – денежное выражение, стоимость товаров и услуг.
Стоимость – общественно необходимые затраты живого и общественного труда. Стоимость может быть равна цене, быть меньше или больше, что зависит от спроса на рынке.
Цена в условиях рыночной экономике выполняет три функции:
1. информирование, ориентирование покупателей и продавцов
2. стимулирование наиболее экономичных производств
3. распределение доходов между участниками производства.
Виды цен:
- государственные (устанавливаются в централизованном порядке, утверждаются правительством неизменными на длительный промежуток времени)
- договорные (устанавливаются в соответствии со спросом и предложением на мировом рынке, применяются в международной торговле)
Ценовая политика предприятия формируется под воздействием внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- соотношение спроса и предложения
- государственное регулирование
- политическая стратегия
- сезонность
- форс-мажорные ситуации
- потребители (их платежеспособность, привычки, мода, вкусы, возраст).
Внутренние факторы:
- уровень развития производства
- качество товаров и услуг
- положение на рынке
- возможности удержания на рынке
В какой бы плоскости мы не рассматривали общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии или о какой-то комбинации предприятий. Предприятие - первичное, основное звено общественного производства.
Согласно закону о предприятиях и предпринимательской деятельности, предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Самое главное в этом определении: самостоятельность и получение прибыли.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Началом для становления экономической самостоятельности предприятия служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений.
Предприятие должно обладать следующими признаками:
1. Организационное единство: предприятие - определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленными в учредительных документах.
2. Обособленность имущества: предприятие имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Наличие собственного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.
3. Способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом.
4. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, то есть в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами.
5. Право (возможность) быть истцом - предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде (арбитражном суде) при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.
6. Предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции, своевременно предоставлять установленную государственными органами отчетность.
7. Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. Предприятие должно указывать место своего нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное.
В своей деятельности предприятие сталкивается с действием факторов внутренней и внешней среды. Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия, - прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.
Свои функции предприятие выполняет в условиях макросреды и микросреды (Рис.1.1.). Макросреда предприятия - экономические, правовые, политические, социально- культурные, технологические, географические условия деятельности. Микросреда предприятия - факторы, тесно связанные с предприятием и воздействующие на его способность обслуживать клиентов (поставщики, конкуренты, посредники, потребители и контактные аудитории).
Рынок денег Рынок рабочей
Банки силы: менеджеры
Инвесторы и рабочие
Функция БИЗНЕС Функция