Признаки предприятия и механизм функционирования

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

Тема №7 Ценообразование, прибыль и рентабельность.

План

7.1 Сущность и функции цены, виды цен, факторы, влияющие на уровень цен.

7.2 Ценовая политика, стратегия ценообразования, методы ценообразования.

7.3 Экономические показатели деятельности предприятия.

7.1 Цена – денежное выражение, стоимость товаров и услуг.

Стоимость – общественно необходимые затраты живого и общественного труда. Стоимость может быть равна цене, быть меньше или больше, что зависит от спроса на рынке.

Цена в условиях рыночной экономике выполняет три функции:

1. информирование, ориентирование покупателей и продавцов

2. стимулирование наиболее экономичных производств

3. распределение доходов между участниками производства.

Виды цен:

- государственные (устанавливаются в централизованном порядке, утверждаются правительством неизменными на длительный промежуток времени)

- договорные (устанавливаются в соответствии со спросом и предложением на мировом рынке, применяются в международной торговле)

Ценовая политика предприятия формируется под воздействием внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы:

- соотношение спроса и предложения

- государственное регулирование

- политическая стратегия

- сезонность

- форс-мажорные ситуации

- потребители (их платежеспособность, привычки, мода, вкусы, возраст).

Внутренние факторы:

- уровень развития производства

- качество товаров и услуг

- положение на рынке

- возможности удержания на рынке


В какой бы плоскости мы не рассматривали общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии или о какой-то комбинации предприятий. Предприятие - первичное, основное звено общественного производства.

Согласно закону о предприятиях и предпринимательской деятельности, предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Самое главное в этом определении: самостоятельность и получение прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Началом для становления экономической самостоятельности предприятия служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений.

Предприятие должно обладать следующими признаками:

1. Организационное единство: предприятие - определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленными в учредительных документах.

2. Обособленность имущества: предприятие имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Наличие собственного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

3. Способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом.

4. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, то есть в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами.

5. Право (возможность) быть истцом - предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде (арбитражном суде) при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.

6. Предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции, своевременно предоставлять установленную государственными органами отчетность.

7. Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму. Предприятие должно указывать место своего нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное.

В своей деятельности предприятие сталкивается с действием факторов внутренней и внешней среды. Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия, - прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Свои функции предприятие выполняет в условиях макросреды и микросреды (Рис.1.1.). Макросреда предприятия - экономические, правовые, политические, социально- культурные, технологические, географические условия деятельности. Микросреда предприятия - факторы, тесно связанные с предприятием и воздействующие на его способность обслуживать клиентов (поставщики, конкуренты, посредники, потребители и контактные аудитории).

       
   


Рынок денег Рынок рабочей

Банки силы: менеджеры

Инвесторы и рабочие

Функция БИЗНЕС Функция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: