Норма прибыли. Рентабельность

Являясь абсолютной величиной, прибыль связана с масштабами производства, зависит от размера предприятия, что в определенной мере ограничивает ее аналитические возможности как критерия эффективности его работы в рыночной экономике.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой- либо базе. Многочисленные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности.

Рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

Rв (ROS)= (П/ВР) 100%

где П – прибыль от продаж;

Вр – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижения затрат на единицу продукции. Этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют чистой рентабельностью продаж.

Рентабельность активов (доход на инвестиции):

RА (ROA)= (П/А) 100%

где П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж, балансовая или чистая прибыль);

А – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Динамика рентабельности активов является барометром состояния экономики. В качестве фактора производства рентабельность активов и ее изменения выполняют стимулирующую функцию, заключающуюся в том, что она дает сигнал инвесторам. При этом сила сигнала зависит от количественной оценки или уровня рентабельности активов. Средняя величина рентабельности активов в Японии составляет около 10,3%, а в США -16,8%. В Японии выгодным считается, если капитальные вложения окупаются через 7 лет, а в США -4,5 лет.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

RА=RВ * ОА= (П/ВР) * (ВР/А)= (П/А)

где ОА – оборачиваемость активов, обороты.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

RОC= ЧП/ОС

где ЧП – чистая прибыль предприятия;

ОС – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы (оборотные средства).

Предприятие может аналогичным способом рассчитать рентабельность и внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.

Рентабельность собственного (акционерного) капитала отражает прибыльность собственных средств предприятия:

RСК (ROE)= ЧП/СК

где СК - средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность использования собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности собственного капитала..

Во взаимосвязи с RСК может быть использована знаменитая формула Дюпона:

RСК= (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

· динамику чистой прибыли в выручке от продаж (рентабельность продаж);

· эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции (оборачиваемость активов);

· структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

· влияние вышеперечисленных факторов на рентабельность собственного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: