Рис. 8.2. Схема факторного анализа прибыли до налогообложения
Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:
· оценка плана (прогноза) прибыли;
· изучение состава и структуры прибыли в динамике;
· выявление и количественное измерение факторов, формирующих прибыль;
· выявление резервов роста прибыли;
· разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли
Выделяют следующие группы факторов влияния на прибыль чистую предприятия:
1. факторы 1-го порядка: прибыль от основной деятельности (от продаж); прибыль от прочей реализации; прибыль от внереализационной деятельности.
2. факторы 2-го порядка:
· объем реализованной продукции;
· структура реализованной продукции;
· полная себестоимость реализованной продукции;
· цены на продукцию
· доходы по ценным бумагам и от долевого участия;
· штрафы, пени (уплаченные и полученные);
· прибыль и убытки прошлых лет;
· поступления списанной дебиторской задолженности;
· безвозмездная помощь и т.д.
|
|
3. факторы 3-го порядка: завышение цен; нарушение стандартов технологии производства; изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка используются методы факторного анализа, например метод цепной подстановки.
Рассмотрим пример анализа изменения валовой прибыли.
Общее изменение валовой прибыли равно:
ΔПр=Пр1-Пр0 (8.1)
1. Влияние на прибыль изменения цен реализованной продукции:
(8.2)
где Ц1,0 – это цена продукции в базовом и отчетном периодах;
Q1,0 – это объем продукции в натуральных единицах
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции производится в оценке по базовой себестоимости и следующим образом:
(8.3)
где , соответственно - это себестоимость фактически реализованной продукции за отчетный период рассчитанная в ценах базисного периода.
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции:
(8.4)
где – коэффициент роста объема реализации в оценке по базовым ценам
Остальные изменения прибыли происходят как правило под влиянием экономии от снижения себестоимости и изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе себестоимости.
Качество прибыли
Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников, формирующих прибыль предприятия. Высокое качество прибыли связано с синхронным ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – с ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных измерителях.
|
|
На качество прибыли (кроме снижения себестоимости) влияют такие факторы как: процентная ставка по кредитам, состояние расчетов с кредиторами, уровень рентабельности продаж, коэффициент достаточности прибыли, структура рентабельности по видам продукции.
Экономический эффект деятельности предприятия выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации/
Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций в соответствии с интересами участников функционирования бизнеса. Общая формула расчета рентабельности следующая:
(8.4)
В качестве числителя (Пi) могут быть следующие виды прибыли:
· прибыль от продаж;
· прибыль до налогообложения;
· валовая прибыль;
· чистая прибыль.
В качестве знаменателя (Vj) могут быть следующие показатели:
· активы (капитал) предприятия;
· собственный капитал;
· перманентный капитал (СК + Долгосрочные заемные средства);
· текущие активы;
· основные средства;
· производственные активы (основные производственные средства + производственные оборотные фонды);
· выручка от реализации;
· себестоимость продукции и т.д.
Использование такого большого количества показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности ФХД, а с другой стороны, затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.
На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности:
· рентабельность производства – это отношение прибыли от продаж к себестоимости проданных товаров. Этот показатель отражает способность предприятия контролировать уровень затрат (показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции), а также эффективность политики ценообразования). Может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его сегментам или по видам продукции.;
· рентабельность продаж по чистой прибыли – чистая прибыль к выручке от реализации продукции; рентабельность продаж по прибыли от реализации – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации. Показатели рентабельности продаж характеризуют эффективность предпринимательской деятельности (отражают процесс окупаемости затрат), показывает, сколько получено прибыли с 1 рубля продаж;
· рентабельность капитала (всех активов) по прибыли до налогообложения (по бухгалтерской прибыли) – прибыль до налогообложения к среднегодовой величине активов. Характеризует величину прибыли, которую получает компания на единицу стоимости капитала (всех видов ресурсов организации в денежном выражении, независимо от источников их финансирования). Считается, что по этому показателю можно охарактеризовать работу топ-менеджеров компании, т.к. он отражает прибыль от использования всех ресурсов компании;
· общая рентабельность собственного капитала – прибыль до налогообложения к среднегодовой стоимости собственного капитала; рентабельность собственного капитала по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала. Этот показатель важен для собственников компании, во многом этим показателем определяется стоимость компании на рынке и характеризует величину прибыли, которую получает предприятие на единицу стоимости собственного капитала. Иногда рентабельность собственного капитала сравнивается с возможностями получения дохода от вложения собственных средств в альтернативные варианты деятельности.
|
|
Указанные показатели также могут рассчитываться на начало и на конец отчетного периода.
Существуют и другие разновидности показателя рентабельности, например, зарубежом популярен «коэффициент валовой прибыльности» - определяется как соотношение валовой прибыли (или маржинального дохода – это превышение объема реализованной продукции над переменными затратами) к объему реализованной продукции.
Типичной ситуацией для отечественных предприятий является наличие большого количества расчетных показателей рентабельности в сочетании с неточными и скромными выводами о причинах экономических затруднений компании (или о наличии резервов и преимуществ). Такая ситуация обусловлена неадекватностью управленческой информации, ограниченностью и искаженностью бухгалтерских данных.
Эффективность управленческих решений, принимаемых на основе использования показателей рентабельности может быть достигнута при соблюдении ряда условий:
· правильный выбор объекта управления и четкая постановка цели решаемой задачи;
· обоснование метода расчета анализируемых показателей;
· экономическая интерпретация полученных результатов, сравнение их в динамике с аналогичными показателями других компаний, среднеотраслевым уровнем и т.д.;
· принятие решений на основе использования полученных выводов и воздействие на уровень рентабельности через управляющие факторы (для этого необходимо выделить факторы влияния и проранжировать).