Факторный анализ финансовой и экономической рентабельности и их взаимосвязь

Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности организации проводится через формирование системы взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности.

Обобщающим показателем эффективности деятельности в целом является финансовая рентабельность. Для упрощения анализа все расчеты проводятся по бухгалтерской прибыли.

Для анализа составляется таблица исходных и расчетных показателей хозяйственной деятельности (см. табл. 3.4). Используя данные таблицы, проводят факторный анализ всех расчетных показателей. По результатам анализа составляется схема изменения показателей, делаются выводы и даются рекомендации.

Таблица 3.4

Показатели для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности организации

Показатели Значение Изменение
   
1. Исходные:      
1.1. Выручка 56 273 92 346 36 073
1.2. Себестоимость продаж 44 467 73 456 28 989
1.3. Коммерческие расходы     -227
1.4. Управленческие расходы 1 003   -108
1.5. Прочие доходы 4 142 3 309 -833
1.6. Прочие расходы 4 089 4 624  
1.7. Бухгалтерская прибыль 10 174 16 225 6 051
1.8. Среднегодовая стоимость активов   40 594 8 945
1.9. Среднегодовая стоимость собственного капитала 18 934 24 872 5 938
2. Расчетные:      
2.1. Рентабельность финансовая 0,5373 0,6523 0,1150
2.2. Рентабельность экономическая 0,3215 0,3997 0,0782
2.3. Коэффициент автономии 0,5982 0,6127 0,0145
2.4. Рентабельность продаж по бух. прибыли 0,1808 0,1757 -0,0051
2.5. Оборачиваемость активов 1,7780 2,2749 0,4969
2.6. Уровень себестоимости 0,7902 0,7954 0,0052
2.7. Уровень коммерческих расходов 0,0121 0,0049 -0,0072
2.8. Уровень управленческих расходов 0,0178 0,0097 -0,0081
2.9. Уровень прочих доходов 0,0736 0,0358 -0,0378
2.10. Уровень прочих расходов 0,0727 0,0501 -0,0226

3.4.1. Факторный анализ финансовой рентабельности

Факторный анализ финансовой рентабельности проводится методом цепных подстановок (см. табл. 3.5) с использованием следующей зависимости:

,

где – коэффициент автономии (финансовой независимости).

Таблица 3.5

Факторный анализ финансовой рентабельности

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
0,5373 0,3215 0,5982
0,6682 0,3997 0,5982
0,6523 0,3997 0,6127

= = 0,1309, или 13,9%

= = -0,0159, или -1,59%

= 0,1150, или 11,5%

Вывод. В 2012 году финансовая рентабельность организациивозросла на 11,5% исключительно за счет роста экономической рентабельности на 7,82%, что привело к увеличению финансовой рентабельности на 13,9%. В тоже время рост коэффициента автономии на 0,0145 способствовал снижению финансовой рентабельности на 1,59%.

3.4.2. Факторный анализ экономической рентабельности

Факторный анализ экономической рентабельности проводится интегральным методом с использованием следующей зависимости (модель Дюпона):

ρэк= = ,

где – оборачиваемость активов.

Этапы факторного анализа с применением интегрального метода:

1. Определяется абсолютное изменение факторов:

;

2. Определяется изменение результативного показателя за счет эффекта синергии:

ε = -0,0051×0,4969 = -0,0025

= -0,0013

3. Определяется изменение экономической рентабельности за счет изменения рентабельности продаж:

= -0,0051×1,7780 + (-0,0013) = -0,0104, или -1,04%

4. Определяется изменение экономической рентабельности за счет изменения оборачиваемости активов:

= 0,4969×0,1808 + (-0,0013) = 0,0885, или8,85%

5. Определяется общее изменение экономической рентабельности:

= -1,04 + 8,85 = 7,81%

Вывод. В 2012 году экономическая рентабельность увеличилась на 7,81% исключительно в результате увеличения оборачиваемости активов на 0,4969 оборота,которое привело к увеличению экономической рентабельности на 8,85%. В тоже время сокращению экономической рентабельности способствовало снижение рентабельности продаж по бухгалтерской прибыли на 0,51%, что привело к снижению экономической рентабельности на 1,04%.

3.4.3. Факторный анализ рентабельности продаж по бухгалтерской прибыли

В данном случае рентабельность продаж анализируется балансовым методом (см. табл. 3.6 и 3.7) с использованием следующей аддитивной зависимости:

Таблица 3.6

Факторный анализ рентабельности продаж по бухгалтерской прибыли балансовым методом

Показатель Значение Изменение
   
1. Уровень себестоимости 0,7902 0,7954 0,0052
2. Уровень коммерческих расходов 0,0121 0,0049 -0,0072
3. Уровень управленческих расходов 0,0178 0,0097 -0,0081
4. Уровень прочих доходов 0,0736 0,0358 -0,0378
5. Уровень прочих расходов 0,0727 0,0501 -0,0226
6. Рентабельность продаж по бухгалтерской прибыли 0,1808 0,1757 -0,0051

Таблица 3.7

Определение факторов роста и снижения рентабельности продаж по бухгалтерской прибыли

Факторы роста Факторы снижения
- ΔУС + ΔУС
- ΔУКР + ΔУКР
- ΔУУР + ΔУУР
+ ΔУПД - ΔУПД
- ΔУПР + ΔУПР
0,0072 0,0052
0,0081 0,0378
0,0226  
0,0379 0,0430

Вывод: в 2012 году рентабельность продаж по бухгалтерской прибыли снизилась на 0,51%. Это связано прежде всего с сокращением уровня прочих доходов на 3,78% и ростом уровня себестоимости на 0,52%. В то же время снижение уровня коммерческих, управленческих и прочих расходов привело к росту рентабельности продаж соответственно на 0,72%, 0,81% и 2,26%.

3.4.4. Факторный анализ коэффициента автономии

Факторный анализ коэффициента автономии проводится методом цепных подстановок (см. табл. 3.8):

Кавт=

Таблица 3.8

Факторный анализ коэффициента автономии

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
0,5982    
0,4664    
0,6127    

Вывод: в 2012 году коэффициент автономии увеличился на 0,0145 пункта. Это связано исключительно с ростом среднегодовой стоимости собственного капитала организации на 5938 тыс. руб., что привело к росту коэффициента автономии на 0,1463 пункта. В то же время увеличение среднегодовой стоимости активов на 8945 тыс. руб. привело к сокращению коэффициента автономии на 0,1318 пункта.

3.4.5. Факторный анализ коэффициента оборачиваемости активов

=

Таблица 3.9

Факторный анализ коэффициента оборачиваемости активов

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка
1,7780    
2,9178    
2,2749    

Вывод: в 2012 году оборачиваемость активов увеличилась на 0,4969 оборота. Это связано исключительно с ростом выручки организации на 36073 тыс. руб., что способствовало увеличению оборачиваемости на 1,1398 оборота. В тоже время увеличение среднегодовой стоимостиактивов в отчетном периоде на 8945 тыс. руб. привело к снижению оборачиваемости на 0,6429 оборота.

3.4.6. Факторный анализ уровня себестоимости в выручке

Таблица 3.10

Факторный анализ показателя уровня себестоимости в выручке

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка Себестоимость
УС1 0,7902    
УС2 0,4815    
УС3 0,7954    

Вывод: в 2012 году уровень себестоимости продаж в выручке организации увеличился незначительно – на 0,52%. Это обусловлено тем, что темп прироста себестоимости в анализируемом периоде немного превысил темп прироста выручки.Абсолютное увеличение себестоимостисоставило28989 тыс. руб., что привело к увеличению уровня себестоимости на 31,39%. В то же время выручка возросла на 36073 тыс. руб., что способствовало снижению уровня себестоимости на 30,87%.

3.4.7. Факторный анализ уровня управленческих расходов в выручке

Таблица 3.11

Факторный анализ показателя уровня управленческих расходов в выручке

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка Управленческие расходы
УУР1 0,0178    
УУР2 0,0109    
УУР3 0,0097    

Вывод: в 2012 году уровень управленческих расходов в выручке снизился на 0,81%. Это связано как с ростом выручки, так и со снижением управленческих расходов. Рост выручки на 36073 тыс. руб. привел к уменьшению уровня управленческих расходов на 0,69%, а сокращение управленческих расходов на 108 тыс. руб. привело к уменьшению уровня управленческих расходов на 0,12%.

3.4.8. Факторный анализ уровня коммерческих расходов в выручке

Таблица 3.12

Факторный анализ показателя уровня коммерческих расходов в выручке

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка Коммерческие расходы
УКР1 0,0121    
УКР2 0,0074    
УКР3 0,0049    

Вывод: в 2012 году уровень коммерческих расходов в выручке снизился на 0,72%. Это связано как с ростом выручки, так и со снижениемкоммерческих расходов. Рост выручки на 36073 тыс. руб. привел к уменьшению уровня управленческих расходов на 0,47%, а сокращение коммерческих расходов на 227 тыс. руб. привело к уменьшению уровня коммерческих расходов на 0,25%.

3.4.9. Факторный анализ уровня прочих доходов в выручке

Таблица 3.13

Факторный анализ показателя уровня прочих доходов в выручке

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка Прочие доходы
УПД1 0,0736    
УПД2 0,0449    
УПД3 0,0358    

Вывод: в 2012 году уровень прочих доходов в выручке снизился на 3,78%. Это связано как с ростом выручки, так и со снижениемпрочих доходов организации. Рост выручки на 36073 тыс. руб. привел к уменьшению уровня прочих доходов на 2,87%, а сокращение прочих доходов на 833 тыс. руб. привело к уменьшению уровня прочих доходов на 0,91%.

3.4.10. Факторный анализ уровня прочих расходов в выручке

Таблица 3.14

Факторный анализ показателя уровня прочих расходов в выручке

Наименование результативного показателя Значение результативного показателя Взаимосвязанные факторы
Выручка Прочие расходы
УПР1 0,0727    
УПР2 0,0443    
УПР3 0,0501    

Вывод: в 2012 году уровень прочих расходов в выручке снизился на 2,26%. Это связано исключительно с ростом выручки на 36073 тыс. руб., что привело к уменьшению уровня прочих расходов на 2,84%. В тоже время рост величины прочих расходов организации на 535 тыс. руб. способствовал незначительному увеличению уровня прочих расходов – на 0,58%.

Общий вывод. В 2012 году деятельность ООО «Инструмент» характеризуется большей эффективностью, по сравнению с 2011 годом. Об этом свидетельствует рост практически всех качественных показателей эффективности деятельности организации: финансовой рентабельности, экономической рентабельности, коэффициента оборачиваемости активов, коэффициента автономии.

Факторный анализ показал, что финансовая рентабельность в целом за рассматриваемый период увеличиласьна 11,5%. Данное увеличение произошло исключительноза счетроста экономической рентабельности на 7,81%, благодаря чему финансовая рентабельность возросла на 13,9%. Это говорит об эффективном использовании организацией в отчетном периоде собственного капитала и активов. В то же время незначительное повышение коэффициента автономии привело к уменьшению финансовой рентабельности на 1,59%. Рост коэффициента автономии обусловлен более высокими темпами роста капитала по сравнению с темпами роста активов организации.

В свою очередь, рост экономической рентабельности связан исключительно с ускорением оборачиваемости активов организации на 0,4969 оборота, что привело к увеличению экономической рентабельности на 8,85%. Снижению экономической рентабельности на 1,04% способствовало уменьшение рентабельности продаж по бухгалтерской прибыли.

Снижение рентабельности продаж по бухгалтерской прибылисвязано с влиянием таких факторов, как:сокращение уровня прочих доходов на 3,78%, рост уровня себестоимости продаж на 0,52%. При этом стоит отметить, что рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли от продаж, имеет положительную динамику за рассматриваемый период, т.е. основная деятельность организации является эффективной, а прочая – неэффективной.


Рис. 3.1. Схема изменения показателей рентабельности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: