Управление диверсифицированными предприятиями

Основные проблемы управления диверсифицированными предприятиями связаны с разграничением полномочий. Поскольку диверсифицированные предприятия становятся практически не управляемыми из единого центра, то важнейшей проблемой является построение такой системы управления, которая бы делегировала руководителям подразделений широкие полномочия при сохранении контроля со стороны центрального руководства.

Основными функциями центрального органа управления на диверсифицированном предприятии (но не в холдинге) являются:

1) Управление диверсифицированными портфелем, приобретения, слияния и продажи подразделений, а также распределение ресурсов. Центр может более эффективно распределять ресурсы, чем рынок, который требует определенных затрат, связанных с осуществлением сделок.

2) Формирование стратегий на уровне бизнес-единиц и их согласование с корпоративной стратегией.

3) Обеспечение координации между различными видами бизнеса с целью получения синергетического эффекта.

4) Осуществление контроля над деятельностью бизнес-единиц.

Выделяют ряд общих моментов в управлении диверсифицированным предприятием за рубежом. Обычно в таких предприятиях выделяют три уровня управления.

1. Высший уровень управления включает совет директоров или наблюдательный совет и правление. Совет директоров определяет общую стратегию предприятия, а правление отвечает за ее реализацию.

В целом считается, что совет директоров должен:

- разрабатывать стратегические направления и цели развития предприятия;

- определять структуру капитала и направления диверсификации;

- принимать решения о слияниях и поглощениях, образовании альянсов и заключении других партнерских соглашений;

- осуществлять контроль работы правления, оценивать его управленческую деятельность.

Совет директоров сам не разрабатывает указанные решения, он лишь обсуждает их и оценивает на основе рекомендаций специализированных структур, создаваемых при совете директоров.

Правление разрабатывает текущую хозяйственную политику в рамках общей стратегии и организует ее выполнение. Осуществляя координацию управления на предприятии. Обычно важнейшими задачами правления являются:

- осуществление текущего планирования;

- разработка и организация выполнения конкретных программ реализации стратегии и достижения поставленных целей;

- руководство всеми направлениями деятельности предприятия (НИОКР, логистика, производство, маркетинг, персонал), делегирование полномочий на более низкие уровни управления, контроль прибыльности операций и состояния финансов и т.д.

2. Средний уровень представлен центральными службами управления. Эти службы осуществляют важнейшие функции управления, поэтому называются функциональными службами: это служба маркетинга, финансовая, планирования, НИОКР, координации, учета и контроля и т.д. Роль данных служб сводится к подготовке информации и выработке рекомендаций по всем вопросам, входящим в их компетенцию, для принятия решений менеджерами высшего уровня.

3. Низовой уровень представлен производственными отделениями и стратегическими единицами бизнеса. Менеджеры данного уровня управления имеют определенную самостоятельность, рамки которой существенно зависят от принятой на предприятии системы управления. Именно на этом уровне в наибольшей степени проявляется специфика каждого предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: