Лекция №1-2
+ 2 модели с разными предпосылками (объект один и тот же, но предметы разные):
· предпосылки экономики (homo economicus): рациональность, информированность, эгоистичность (у соц. + соц. нормы и принуждение: правовое, экономическое, силовое, идеологическое). Выбор в условиях ограниченности ресурсов.
· предпосылки социологии (homo sociologus) – эластичность критериев
+ Предмет эк. социологии:
1) экономическое действие – социальное действие (мотивация) (Вебер)
2) социальная укорененность экономического действия: структурная (сетевая), институт, культура.
+ Родаев: любая наука проходит 6 этапов:
1) доклассический (формируется система понятий, терминов).
· Соц.: XIXв. Первые социологи не интересуются экономикой. Огюст Конт – позитивная социология. Историческая школа; популяризация историзма; антиндивидуализм (полемика со Смитом по ключевому вопросу – национальных безразличий); антиэкономизм; эмпиризм; нормативизм (эк-ка должна быть нравственной наукой) Лист: протекционизм Социалситы: общественный интерес
|
|
2) классический (общий дисциплинарный подход)
· Эк-ка:: конец XVIIв. Кенэ; спор физиократы/меркантилисты; Смит, Сэй, Маркс. Упрощение рассматриваемых связей, абстрагирование; причинно-следственные связи, формализация, уменьшение числа переменных; игнорирование различий между странами.
· Соц.: XIX-XXвв. Маркс, Вебер «Протестантская этика и дух капитализма» - любое действие социально мотивировано, Констиляция фактов (невозможность объединения и воспроизведения всех факторов, следовательно отдельные признаки – нации, религии и т.д.) (методологический индивидуализм), Дюпюи (метедологичесикй холизм)
3) неоклассический (формируются рабочие модели, инструментарий)
· Эк-ка: конец XIXв.; пафос методологического очищения; Джевонс, Парето, Вальрас. Спор о методах (Менгер/Шмоллер – экономисты/историки); потребительский выбор, использование мат. аппарата; нравственные качества не рассматриваются экономистами
· Соц.: 20-е гг. XXв. развитая эмпирическая наука; индустриальная социология; антропология (сложно понять науку развития общества)
4) профессиональная зрелость (формируются исследовательские направления)
· Эк-ка: 20-е XXв. Хайек Мезис Коммонс. Дальнейшая формализация; возникает альтернатива неоклассике; ставится вопрос о рои соц. институтов; изучение деятельности индивида вне зависимости от нации
· Соц.: отдельные авторы и направления; Джеймс Скотт
5) кризис экспансии (вторжения в смежные области)
· Эк-ка: Бэкон о браке: люди не учитывают издержки и затраты, но брак объясняется увеличением издержек в связи с дальнейшим пребыванием на рынке. Задача о 2-ух детях: вы спасете своего ребёнка как предмет долгосрочных инвестиций
|
|
· Соц.: «социология рынка»; социологический империализм
6) этап фрагментации (этап переопределение границ науки)
Социология всегда отставала от экономики на 1 шаг, т.к. после формулировки предмета экономики появилась и её критика - экономическая социология нелиберально толка (важна национальность и т.д.)
Время | Эконом. теория | Эк.. социология | Взаимоотношения |
XVI-XVIII вв. | Доклассический | - | - |
Кон.XVIII - XIXвв. | Классический | Доклассический | Первоначальный синтез |
Кон.XIX-нач.XXвв. | Неоклассический | Классический | Взаимное обособление |
20-60гг. XX вв. | Проф. зрелость | Неоклассический | Взаимное игнорирование |
60-80гг. XX вв. | Кризис и эксп. | Проф. зрелость | Экономический эмпириализм |
80-90гг. XX вв. | Фрагментация | Кризис и эксп. | Социологический империализм |