Социальные основания предпринимательской деятельности

Лекция №4

Мотивация и стимулирование в организации.

Лекция №3

1) Идеологическое воздействие.

2) Виды принуждений: физическое (труд в тюрьме), технологическое (при опыте работы с определенным видом оборудования), экономическое (отсутствие ресурсов).

3) Стимулирование – строится на наличии выбора у человека. Мотивация – внутреннее побуждение к труду.

+ 2 теории эффективного управления:

· Тейлор (инженер). Понятие нормы существовало как результат наблюдения. Но рабочие эмитируют работу на пределе своих возможностей. Достижение максимальной производительности труда путём разделения трудового процесса на простейшие операции для удовлетворения потребностей всех классов. Оптимизация затрат времени. Побуждение путем щедрой з/п.

· Элтон Мэйо (психолог). Хаторский эксперимент: была выделена группа женщин, которые работали под наблюдением ученых. Производительность была увеличена, но причина этому не была выделена. 2-ой Хаторский эксперимент: то же самое, но с мужики - не вышло. Эксперимент показал, что нельзя алгоритмизировать оптимизацию (типа раз на раз не приходится) – теория человеческих отношений. Была выявлена роль неформального лидерства и взаимоотношения между рабочими и руководителями.

+ Различия теорий:

· Роль материальных стимулов: з/п и материальные побуждения / моральные.

· Роль соц. связей: личное в/з / в/з через понимание внутренних связей.

· Анкетирование: эффективно / бесполезно (т.к. при работе могут меняться понятия).

· Менеджер: как оптимизатор производственного процесса / человек, понимающий внутренние отношения и способный мобилизовать внутренние силы группы.

+ Двухфакторная теория Херцберга (1980-е гг.): две различные группы факторов (условия труда, публичное признание, з/п) для удовлетворённости и неудовлетворённости от работы; факторы не могут быть переведены из одной группы в другую. Если степень удовлетворенности низкая, значит, к примеру, не следует поднимать з/п, а сфокусироваться на психологических принципах.


I. Экономический подход к изучению предпринимательства

(теории К.Маркса и Й.Шумпетера).

+ Предприниматель - это:

● человек, принимающий решения о применении ограниченных ресурсов, к. не поддаются заранее определяемым процедурам выработки знания (М.Кассон, 2-ая ½ XX);

● человек, создающий или продукт-инновации (новые товары и услуги под новые потребности) или процесс-инновации (новые технологии производства уже известных товаров и услуг) (Й.Шумпетер, 1-ая ½ XX).

● инициатор производства прибавочной стоимости как продукта неоплаченного труда наемных работников (К.Маркс, середина XIX века)

● лицо, которое покупает по известной цене, чтобы потом продать по цене, которой он заранее не знает, а потому принимает на себя риск в надежде на неопределенную прибыль (Р.Кантильон, первая половина XVIII века)

● 1) владелец основных факторов пр-ва 2) инициатор их использования для пр-ва новых g&s в условия неопределенности и получения прибыли.

+ К.Маркс: товар обладает потребительной и меновой стоимостью → 1) предприниматель - организатор производства полезных и нужных благ 2) капиталист - обладатель суммы денег, большей чем та сумма, которую он вложил в производство полезных, нужных потребителям благ. Прибыль (базовая форма дохода капиталиста): предпринимательский доход (получает как организатор пр-ва) и процент на капитал (получает как собственник факторов производства). Историзм теории К.Маркса заключается в том, что только основанному на товаре как элементарной форме богатства (буржуазному) обществу имманентно присуще предпр-во как базовая форма социально-экономической активности.

II. Психологический подход к изучению предпринимательства

(теория Д.Маклелланда).

Предприниматель – лицо, готовое к риску и к ответственности.

Качества предпринимателя по Д.Маклелланду (2-ая ½ XX):

1) потребность в достижении

2) высокий внутренний локус контроля (убежденность, что жизненный успех зависит от личных усилий человека больше, чем от внешних обстоятельств)

3) способность находить решение проблем

4) склонность к инновациям

5) лидерство

6) индивидуализм

7) предпочтение равенства шансов имущественному равенству

III. Социологический подход к изучению предпринимательства

(теории М.Вебера и В.Зомбарта).

+ Эк. социология изучает социальные основания предпр-ской деятельности:

1) предпр-во - это форма социального действия (форма деятельности, которая 1) содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство 2) по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия (М.Вебер, рубеж XIX-XX))

2) предпр-ская деятельность укоренена в социальных отношениях (социальной структуре (сетях), институтах, культуре (М.Грановеттер, 2-ая ½ XX))

+ М.Вебер. Капиталистическое предпринимательство связано с рациональной организацией свободного труда и использованием возможностей обмена для ненасильственного приобретательства, что противостоит простой жажде наживы и авантюризму. Дух – совокупность черт, присущих хозяйствующему человеку в данном сообществе на определенной стадии его развития, это «исторический индивидуум». Предпр-ский дух имеет религиозную основу – протестантизм. Достижение богатства в мирской жизни через исполнение проф. долга является свидетельством избранности.

+ В.Зомбарт. Капиталистический человек несет в себе дух предпр-ва (жажда денег, страсть к приключениям, изобретательности) и мещанства (хозяйственность, благоразумие, осмотрительность, склонность к счёту). Основы предпр-ского духа были заложены дисциплинарными практиками католичества.

+ Типы предпринимателей исходя из выбора средств (Исходя из выбора средств, нужных для добывания денег, и из видов предприятий, на которых применяются эти средства):

1) разбойники: воинские способности и организация для наживы

2) феодалы: как землевладельцы соединяют в собственных приобретательских предприятиях находящиеся в их власти производительные силы

3) гос. чиновники: в виде государственной предпринимательской деятельности занимают то пустое место, где иначе вообще ничего не происходило бы (организация ресурсов с целью создания общественного блага)

4) спекулянты: создание настроения, при котором люди готовы предоставить средства, нужные им для осуществления их предприятий

5) купцы: развитие капиталистических предприятий из торговли товарами или деньгами, в которой мелкие ремесленные промыслы расширились за их первоначальные пределы

6) ремесленники: промышленное произв-во.

+ Основные мотивы предпр-ва (Й.Шумпетер, 1-ая ½ XX): 1) мотив господства, власти, влияния - реализуется в создании собственного предприятия 2) воля к победе, самореализация, стремление к успеху (π - показатель) 3) творчество - занятие любимым делом, независимость. + Неосознанные мотивы предпр-ва (Д.Макелланд, 2-ая ½ XX): 1) потребность в достижении 2) присоединение (оставление наследства) 3) власть 4) соц. ответственность (мораль)

+ Добровольное («тянущие» факторы мотивации) / вынужденное предпринимательство («толкающие» факторы, т.е. внешние, навязанные). Однако согласно К.Уильямсу, такое разделение мешает проследить мотивацию предпринимателя и её изменение.

+ Пирамида предпринимательского потенциала об-ва: 1) часть взрослого ирудоспособного населения, желавшая бы попробовать себя в кач-ве предпринимателя 2) кто предпринимает конкретные шаги 3) кто структурировал бизнес-единицу

+ Предпр-льский потенциал об-ва (10% населения): устоявшиеся; потенциальные; ранние (владельцы нового бизнеса; нарождающиеся предприниматели (латентные; стартующие)).

● Потенциальные - задумывающиеся

● Владельцы нового бизнеса - получающие относительно регулярный доход без возможности оценить долгосрочные перспективы своего дела

● Нарождающиеся - вступившие в подготовительную фазу предпр-ской деятельности по поиску финансирования, партнеров и т.п. (открывшие бизнес, но работающие в убыток)

● Латентные - сделавшие конкретные шаги по открытию своего дела, но не имеющие пока экономической отдачи

● Стартующие - чье дело начало приносить первый доход, но его регулярность пока не очевидна (доход с нерегулярностью)

● Устоявшиеся - лица, достаточно долго и относительно успешно ведущие свое дело, встроенные в деловое сообщество и обладающие прочной репутацией.

+ Организация - иерархично структурированные соц. отношения с заданными функциональными ролями, объединенные одной целью с использованием ресурсов ради вознаграждения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: