Социология рынков. Государственное регулирование рынков

Лекция №5.

+ Рынок (Р.Бойе, конец XX) – это: 1) место, где регулярно встречаются продавцы и покупатели, а также организуется процесс торговли 2) территория, на к. происходят акты купли-продажи 3) суммарный платежеспособный спрос на опр. вид товаров и услуг (маркетинговый подход) 4) саморегулирующийся механизм спроса и предложения. 5) хозяйственная система, в которой саморегулирующийся рыночный механизм является господствующей формой хозяйства Эк. подход: рынок – это преимущественно ценовой механизм регулирования спроса и предложения, приводимых в равновесие силами с.к. между независимыми и рациональными хоз. агентами. Эк.-соц. подход: рынок – это система регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена благами (Радаев).

+ Формы интеграции хоз-ва – различные способы связи за счёт сочетания которых хоз-ва обретают внутренне единство и стабильность, т.е. взаимозависимость и повторяемость их составных частей (К.Поланьи, середина XX) 1) перераспределение - акты «стягивания» товаров центром с их последующим перемещением из центра 2) рыночный обмен - встречные перемещения из рук в руки в условиях системы ценообразующих рынков 3) реципрокность - перемещения между соответствующими точками в симметричных группах.

+ Основные отличия между рыночным обменом и реципрокностью.

Форма интегра-ции хозяйств Объём перемещений в обоих направлениях Разрыв во времени между перемещениями в прямом и обратном направлениях Переме-щение в обратном направлении Осуществляющий перемещение в обратном направлении
Рыночный обмен Эквива-лентный Незначительный Обяза-тельное Только контрагент
Реципрок-ность Сопо-ставимый Значительный Подразу-меваемое Контрагент или другой член общества

+ Формы интеграции не отражают исторические стадии развития и не предполагает последовательности во времени. Наряду с одной господствующей формой интеграции существует несколько подчиненных форм, а сама господствующая форма также может временно отойти на задний план и затем вернуться

+ На протяжении истории регулярно возникали ограничения свободы рыночного обмена (М.Вебер, рубеж XIX-XX): 1) некоторые объекты выводились из рыночного обмена (или на время) 2) исключение некоторых сословий из рыночного обмена (или из обмена опр. товарами) 3) ограничение потребления нек. товаров (особенно в период голода и войны). 4) ограничивалась конкуренция в интересах профессиональных цехов или торговых гильдий 5) поддерживалась монополия политической власти.

+ Поланьи (середина XX): рыночное об-во, к которому подталкивает экспансия саморегулирующихся рынков, невозможно, т.к. осн. хоз. ресурсы (Т, З, К) не могут окончательно превратиться в товары т.к. являются частью органической структуры об-ва.

+ Причины ограничений на вовлечение «фиктивных товаров» в рыночный обмен:

1) превращение этих объектов в товары противоречит «естественному порядку»

2) эти объекты не могут свободно обмениваться без гос. вмешательства.

+ При активном навязывании рыночного обмена об-во вырабатывает защитный механизм, к. предохраняет его не только от провалов саморегулирующихся рынков, но и от чрезмерного развития рыночных отношений.

+ Основные современные эк.-социологические концепции рынка (Радаев): 1) рынок как переплетение социальных сетей 2) рынок как совокупность институтов 3) рынок как набор культурных конструкций.

+ Эффективность каналов поиска работы в США (Грановеттер, 2-ая ½ XX). Сила связи – комбинация продолжительности, интенсивности, близости или взаимодоверия и реципрокных услуг, к. характеризуют данную связь (большее совместно проводимое время – сильнее связи). Мост- это ребро в сети, которое обеспечивает единственный путь между двумяточками (все мосты являются «слабыми»связями).

«Сильные» связи с большей вероятностью сосредоточены внутри отдельных малых групп. «Слабые» связи с большей вероятностью соединяют членов различных малых групп.

- Сила слабых связей: те, с кем индивид связан слабо, с большей вероятностью входят в круги, к которым он сам не принадлежит - так индивид имеет доступ к инфо, не располагаемой им самим (структура важнее мотивации).

- Источники образования слабых связей: 1) формальные организации 2) рабочая среда

+Развитие иностранных прямых инвестиций, являющихся индикатором экономической глобализации, представляет собой институционально оформленный процесс, который требует создания формальных и неформальных норм, подходящих и благоприятствующих ему (Н. Бандей (женщина), начало XXI)

  Эстония Словения
Иностранные прямые инвестиции развиты не развиты
Формальные нормы 1) приватизация с помощью прямых продаж на аукционах 2) первая стратегическая монополия приватизирована в 1992г. 3) Агентство по развитию иностранных прямых инвестиций открыто в 1994г. 1) приватизация с помощью продаж менеджменту и служащим 2) первая стратегическая монополия приватизирована в 2001г. 3) Агентство по развитию иностранных прямых инвестиций открыто в 1995 г.
Неформальные нормы иностранные прямые инвестиции приветствовались Ин. пр. инв. воспринимались как угроза национальным интересам

+ Исследование становления системы становления жизни в США в XIX веке (В.Зелизер, 2-ая ½ XX): когда денежные интересы пересекаются с объектами, имеющими сакральный смысл, возникает социокультурное сопротивление со стороны ценностей.

- Решающая причина, обусловившая успешное развитие системы страхования жизни в Америке XIXв.: ценностные ориентиры, вызывающие сопротивление страхованию жизни, были вытеснены другими ценностями, которые этому страхованию благоприятствовали.

- Ценностные ориентиры, благоприятствующие страхованию жизни: 1) страхование жизни как ритуал 2) страхование жизни как обеспечение благопристойной смерти 3) страхование жизни как экономическое бессмертие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: