Тема 20. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм и пути его преодоления

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действовавшему, действующему и желаемому праву. В структуре правосознания можно выделить следующие компоненты: 1) правовая психология – это переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъ­ектами права); 2) правовую идеологию - это понятия, принципы, убеждения, выра­жающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характери­зующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосозна­ния.

По содержанию правосознание подразделяется на: 1) обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права, возникающие под влиянием жизненного опыта); 2) профессиональное (чувства, убеждения, традиции, склады­вающиеся у юристов на основе юридической практики); 3) научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретиче­ское освоение права).

Правосознание пронизывает весь механизм пра­вового регулирования, предшествует изданию юридических норм и со­провождает на всем протяжении их действия.

Если правосознание является компонентом сознания, то правая культура есть часть общей культуры, то есть культуры отдельной личности, общества, цивилизации, по которой понимают всю совокупность ценностей, выработанных обществом.

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тес­но связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосоз­нания, ибо включает в себя не только психологические и идеологиче­ские его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) правовая психология; 2) правовая идеология;

3) юридически значимое поведение. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться пра­вом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура общества - это уровень правосознания и пра­вовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятель­ности).

Общество, к сожалению, представляет собой совокупность не только тех людей, которые понимают роль и назначение права, признают право, подчиняются праву и используют право в своей повседневной жизнедеятельности. Нередко встречаются и такие люди, поведение которых можно охарактеризовать как правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и, вообще, любым правовым формам организации общественных отношений, игнорирование правовых требований, нежелание признать роль и значение регулятивной и охранительной функций права в обществе и государстве.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты, в конечном счете, в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

В качестве специальных средств сведения правового нигилизма к минимуму можно обозначить такие, как:

· обеспечение должного качества принимаемых законов;

· соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;

· улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;

· улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Правовой нигилизм, как вредное и для общества, и для государства явление необходимо истреблять

всеми возможными способами и средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: