Лекция 4. 4. Ходьба - основной способ передвижения

4. Ходьба - основной способ передвижения.

Какие бы средства передвижения не придумал человек, ходьба останется основным способом передвижения. В танцевальном спорте ходьба также основной и единственный способ передвижения. Какие бы фигуры, и какие бы танцы не исполнялись, всегда вес переносится с одной ноги на другую, т.е. используется одна опора как при ходьбе. Процесс ходьбы хорошо изучен, несмотря на кажущуюся простоту это довольно сложное двигательное действие. При построении двигательных действий в танцах Европейской программы необходимо использовать принципы ходьбы. Тем не менее, абсолютное перенесение двигательных актов простой ходьбы в технику танца не представляется возможным по ряду причин. Так, при исполнении шагов «прогулки» (в некоторых изданиях так именуется сольное исполнение шагов вперёд или назад по линии танца - фокстрот, квикстеп) в большей степени реализуется техника простой ходьбы, но в дуэтном исполнении возникают определённые трудности, о которых необходимо иметь представление и о причинах их возникновения.

Рассмотрим процессы локомоции движения вперёд, т.е. автоматизированные циклические двигательные действия. Но, прежде всего, определить, что такое - «двигательное действие».


Действием называется процесс, подчинённый решению конкретной задачи, направленной на достижение цели.

Действия состоят из операций, т.е. способов осуществления действия в конкретных условиях.

Из этого следует, что привычный для нас шаг не простое движение, а сложное двигательное действие.

Любой двигательный акт человека связан с накоплением и использованием энергии. Накопление и использование энергии подчиняется определённым законам, и какой бы вид программы спортивных танцев мы не исполняли - Европейскую или Латиноамериканскую - принципы биомеханики остаются незыблемыми. Конечно, имеются существенные отличия в технике исполнения танцев двух программ и в технике исполнения отдельных танцев, но, двигательные задачи в них всегда решаются только в соответствии с законами биомеханики. Прежде всего, рассмотрим процесс ходьбы и выявим некоторые его особенности и закономерности.

Ходьба - автоматизированный двигательный акт, осуществляющийся в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц туловища и конечностей. В ходьбе принимают участие верхние и, в большей степени, нижние конечности. Функция нижних конечностей человека - опора и локомоция (ходьба, бег). ОЦМ тела влияет на функцию нижних конечностей.

Отталкиваясь от опоры, нога приводит тело в движение - вперёд и несколько вверх и вновь совершает размах в воздухе. При ходьбе тело поочерёдно опирается то на правую, то на левую ногу.

Акт ходьбы отличается чрезвычайно точной повторяемостью отдельных его компонентов, так что каждый из них представляет точную копию в предыдущем шаге.

В акте ходьбы деятельное участие принимают также верхние конечности человека: при выносе вперёд правой ноги правая рука движется назад, а левая -выносится вперёд. Руки и ноги человека совершают движения в противоположных направлениях.

По всей видимости, эти синхронные действия верхних и нижних конечностей позволяют сохранять курсовую устойчивость при энергичном движении. К сожалению, особенности движения рук в противоположном направлении при выполнении простого шага используются как аргумент в обосновании действия используемого в поворотах — «Противодвижение корпуса» (СВМ).

Движения отдельных звеньев свободной (маховой) ноги (бедра, голени и стопы) характеризуется не только сокращением мышц, но и инерцией. Чем ближе звено к туловищу, тем меньше его инерция и тем раньше оно может последовать за туловищем. Так, бедро свободной ноги перемещается вперёд раньше всего, поскольку оно ближе всего к тазу. Голень, будучи дальше от таза, отстаёт, что ведёт к сгибанию ноги в колене. Точно также отставание стопы от голени вызывает сгибание в голеностопном суставе. [7]

Работа голеностопного сустава, или как принято в спортивных танцах - работа стопы, является основным показателем техники танцора. Гарри Ситт-Хемпшир в своей книге «Как воспитать чемпиона» поэтично рассказывает всего лишь об одном мгновении работы стопы. Лучше чем написано им не перескажешь:

Фликдаун — это движение стопы, которое необходимо для немедленного переката «каблук — вся стопа — подушечка», обеспечивающего непрерывное плавное движение корпуса. Достигается это следующим образом. Стопа выносится вперед синхронно со свингом корпуса, сначала носком, затем каблуком с очень легким


контактом с паркетом, как бы сметая стопой пыль. При максимальном выносе ноги, когда стопа касается паркета каблуком, она выполняет очень легкий «флик» вверх, как бы сбрасывая капельку дождя с носка туфли. Затем нога немедленно ставится на всю стопу плоско, и вес перекатывается со всей стопы на подушечку и носок, в то время как свободная нога начинает движение вперед. И хотя я употребил много слов, описывая этот процесс, на его исполнение уйдет меньше времени, чем на произнесение слова «фликдаун».[10] Этот эффект характеризует филилигранную работу стопы и является визитной карточкой высококлассных танцоров.

При движении вперёд свободная (маховая) нога несёт заряд кинетической энергии и вносит свой вклад в движение тела. Движение маховой ноги и ОЦМ тела совпадает по вектору движения, т.к. маховая нога начинает своё движение вслед за тянущим действием и движением ОЦМ тела и инициируется действием опорной ноги в момент передачи импульса энергии общему центру масс тела. Скорость движения ОЦМ тела и маховой ноги соответствует силе импульса опорной ноги.

Тянущее действие обеспечивает контроль за позицией ОЦМ тела при перемещении от одной точки опоры до другой. В свою очередь ТД является вектором движения в выбранном направлении.

Особенности движения вперёд устанавливают определённые требования для выполнения движения назад. При построении движения назад необходимо учитывать особенности движения вперёд. Для этого необходимо определить последовательность двигательных операций исключающих противодействие двигающемуся вперёд партнёру.

Прежде всего, необходимо учитывать:

a. Анатомические особенности ОДА приспособленного в процессе эволюции
для движения вперёд;

b. Соотношение движения маховых ног партнёров и их частей относительно
друг друга;

c. Синхронизировать действия: по времени, силе и направлению действия
импульса энергии.

При движении ОДА, всегда накапливает энергию. При движении, когда не требуется прилагать значительные усилия, можно пренебречь непроизводительными затратами энергии. Но, когда ОДА производит работу, на максимальном уровне требуется значительное количество энергии и непроизводительные расходы энергии резко снижают КПД. Это связано с тем, что часть энергии расходуется на преодоление факторов сопротивления движению (диссипативные потери). Выявление, снижение или устранение влияния факторов сопротивления способствует совершенствованию техники танца.

Последовательное вовлечение мышц в работу и точная координация их сокращений при ходьбе обеспечиваются у человека центральной нервной системой (ЦНС) и главным образом корой больших полушарий головного мозга. С точки зрения нервного механизма, ходьба представляет собой автоматизированный цепной рефлекс, в котором афферентная импульсация, сопровождающая каждый предыдущий элемент движения, служит сигналом для начала следующего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: