Тянущее действие» — что это такое?

Чтобы понять, что это такое, необходимо провести несложный опыт.

1. Сядьте на стул, прижмитесь спиной к спинке стула и попытайтесь взять предмет в
пределах досягаемости вытянутой руки. Это не трудно сделать - протянули руку и
взяли.

2. Теперь отодвиньте предмет немного дальше. Потянитесь за ним и постарайтесь
взять - не получилось. Не хватает длины руки, но поставлены задача взять. Теперь
тянитесь сильней, но, не вставайте со стула. Вы почувствуете, что корпус подался
вперёд вслед за тянущейся рукой и спина оторвалась от спинки стула.
Проанализируем события. Рука не дотягивалась до предмета. Чтобы взять его
пришлось потянуться за ним. При этом тянущаяся рука вовлекла в это
двигательное действие корпус, в результате чего пришлось оторвать спину от
спинки стула подав корпус вслед за рукой и взять предмет. В этой попытке вы
использовали Тянущее Действие (ТД) р уки.

Для человека естественно тянуться за чем-либо, используя верхние конечности. Это имеет принципиальное значение в технике спортивного танца.

Проведём ещё один опыт.

1. Встаньте прямо напротив друг друга. Ступни вместе (6-я позиция). Вытяните
правую руку вперёд и пожмите друг другу руку. Попытка пожать руку партнёра
удалась.

2. Отойдите друг от друга на несколько шагов, чтобы руки не дотягивались и
попытайтесь, как можно сильнее тянуться вытянутыми руками для рукопожатия. Не
получается. Тянитесь сильнее. Вы почувствовали, что тело подалось вперёд.
Продолжайте, как можно сильнее тянуться рукой и, если возникло желание
выполнить шаги, сделайте это и идите навстречу друг другу, продолжая тянущее
действие руки. Вы ещё раз выполнили Тянущее Действие, но на этот раз оно
принудило Вас идти навстречу друг к другу. Так выглядит тянущее действие,
которым мы пользуемся при ходьбе, но осуществляется оно в области грудины.



ОРнс. Расположение общего центра тяжести при различных видах стояния: 1— при напряженном; 2 — при антропометрическом; 3 — при спокойном

<=Рис. Виды положения тела человека стоя:

1 — антропометрическое положение;

2 — спокойное положение;

3 — напряженное положение.

Кружок с точкой в центре, находящийся

в области таза, показывает положение общего

центра тяжести тела;

в области головы — положение центра тяжести

головы;

в области кисти — положение общего центра

тяжести кисти.

Черные точки показывают поперечные оси

суставов верхней и нижней конечностей, а также

атланто-затылочного сустава

Любое движение связано с перемещением общего центра массы тела. Термин «центр», часто используемый в спортивном танце, в биомеханике определяет «общий центр масс тела» (ОЦМ тела). Он находится на уровне верхнего отдела таза. Из приведённых рисунков видно, что ОЦМ тела в различных положениях перемещается вместе с туловищем. Если сравнить напряжённое положение «3» с «1» и «2» (см. Рис.), то можно увидеть различия в позе. Отклонение заметно в области грудины - она, если провести проекцию на площадь опоры, отклонилась вперёд в позицию неустойчивого равновесия, как главного условия для начала движения. Необходимо учитывать положение ОЦМ тела при проектировании двигательных действий в тех видах спорта, в которых спортсмен выполняет упражнения, изобилующие сложными вращениями и закручиваниями тела без


опоры (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.), где распределение масс частей тела относительно оси стремительного вращения является важным фактором, влияющим на точную последовательность действий.

Линия центров тяжести
40%

Как определяет физика - чем ниже расположен ОЦМ тела, тем устойчивее система. Нарушить равновесие такой системы возможно, приложив значительные усилия и наоборот, если центр масс тела находится выше опоры, то тело можно вывести из равновесного состояния, приложив минимальные усилия. Если рассмотреть на рисунке расположение центров тяжести туловища, то увидим, что большая тяжесть сконцентрирована на уровне плечевого пояса, за ним следует нижнегрудинный отдел. ОЦМ тела находится на уровне пояснично-кресцового отдела.

Ф'Рис. Расположение центра тяжести сечения туловища (линия вдоль середины тела) (no J.L Parks, 1959). В процентах указано положение центра тяжести среза по отношению к его переднезаднему диаметру.

Проведём ещё раз предыдущий опыт, но без участия партнёра. Поднимите руки в стороны на уровень плеч. Левой рукой постоянно тянитесь вперёд в сторону движения и, одновременно, начните движение вперёд вслед за тянущейся рукой. В этот момент левая сторона станет ведущей стороной. Попробуйте увеличить тянущее действие, и вы почувствуете, что увеличилось количество движения. При этом движение оказалось менее энергоёмким. Тянущаяся рука вовлекла в действие самую высоко расположенную и самую тяжёлую часть туловища - плечевой пояс. Так как тянущее действие продолжалось непрерывно всякий раз при переносе ОЦМ тела с одной ноги на другую, то и инерционное движение массы тела также непрерывно поддерживалось.

Уровень плечевого пояса — это уровень, на котором осуществляется тянущее действие. Его можно назвать центром, формирующим движение, т.е. центром движения. Центр движения находится выше общего центра масс тела на уровне плечевого пояса и обладает повышенной тенденцией к положению неустойчивого равновесия, что с точки зрения выполнения движения в спортивном танце, является выгодным обстоятельством, позволяющим рационально использовать энергию для начала движения и сохранения его на оптимальном уровне.

Выполнять тянущее действие на уровне плечевого пояса можно в различных направлениях, используемых в спортивном танце: вперёд, назад, в стороны, вверх, а также при исполнении поворотов и вращений. ТД - детерминирует двигательные процессы, и ОДА реагирует двигательной активностью.

<=>Рис. Схема, показывающая сокращение функциональных групп мышц при различных положениях тела стоя:

1 — антропометрическое положение;

2 — спокойное положение;

3 — напряженное положение



На рисунке приведены реакции мышц на изменение положения ОЦМ тела. На рисунке видно, что напряжённое положение «3» вызывает сокращение мышц спины (особенно позвоночника) и ног. Это важная естественная реакция ОДА, формирующая мышечный корсет корпуса, дающая возможность правильно держать корпус во время танца и контролировать линии тела без дополнительных усилий.

Ранее приводился пример, описывающий траекторию движения маятника. В нём говорилось о —~~ том, что «если направление совершения работы будет совпадать с направлением вектора скорости, то. согласно закону сохранения энергии, «при любых процессах, происходящих в замкнутой системе, ее полная энергия не изменяется», т.е. если импульс энергии будет совпадать с вектором движения, то потребуется меньше усилий для поддержания движения. В спортивных танцах направлением вектора скорости является тянущее действие. Добавляя к нему импульс накопленной энергии рекуперации можно достичь оптимальных условий выполнения двигательных действий в совместном танце. Мощность тянущего действия пропорционально влияет на объём накапливаемой энергии при условии точной сфазированности позиций.

Импульс накопленной энергии направляется через систему рычагов ОДА в центр движения в направлении тянущего действия, т.е. вектора движения. В свою очередь, если спортсмен в своём танце использует ОЦМ тела, то импульс энергии будет направлен в ОЦМ тела, который находится ближе к площади опоры (на уровне верхнего отдела таза) -ниже центра движения. Как ранее говорилось «...чем ниже расположен центр массы тела, тем устойчивее система и, нарушить равновесие такой системы возможно, приложив значительные усилия и наоборот, если центр масс тела находится выше опоры (центр движения), то тело можно вывести из равновесного состояния, приложив минимальные усилия». Значит, использование ОЦМ тела в движении приводит к неоправданным энерго-затратам и затрудняет взаимодействие партнёров. Если в спортивном танце осуществлять тянущее действие на уровне ОЦМ тела, то невозможно использовать компонент техники «ведущая сторона», т.к. она будет заблокирована от передачи ей импульса.

Необходимо понимать, что тянущее действие осуществляется партнёрами на уровне плечевого пояса одновременно и в одном и том же выбранном направлении, что позволяет поддерживать многие параметры техники спортивного танца. С точки зрения физики партнёры представляют в закрытой позиции замкнутую систему, а руки и верхняя часть тела выполняют роль маховика (см. раздел «5.5.3. Закрытая позиция ST»).

Мы рассмотрели движение вперед. Как отмечают многие авторы книг -невозможно точно описать, что испытывает тело, или что оно должно испытывать в короткие мгновения двигательных событий. Но, что по этому поводу говорится в книгах?


Алекс Мур: Ход вперед.

Стать роено в такую позицию, чтобы ступни располагались вместе, а вес — немного спереди, к подушечкам ступней.

Сделать свинг левой ногой от бедра так, чтобы подушечка стопы находилась в контакте с полом, а затем так, чтобы по полу скользил каблук, носок при этом должен быть чуть приподнят. Как только расположенный спереди каблук проходит мимо расположенного сзади носка, расположенный сзади каблук будет отрываться от пола, а в момент полного размаха шага вес будет равномерно распределен между каблуком расположенной спереди стопы и подушечкой расположенной сзади стопы, причем расположенное спереди колено ровное, а расположенное сзади колено немного смягчено. Затем расположенный спереди носок будет сразу же опускаться, когда вес корпуса перемещается вперед. Расположенная сзади стопа начинает двигаться вперед так, что сначала носок, а затем подушечка стопы скользят по полу до тех пор, пока ступни не будут располагаться на одном уровне, после чего располагавшаяся сзади стопа продолжает движение вперед в следующий шаг. [ 1 ]

> ISTD: Шаг вперёд.

Встаньте в вертикальное положение, ступни ногвместе, вес тела немного смещен вперед в направлении подушечек ступней ног.

Выведите ("Свинг") ногу вперед от бедра, сначала подушечка ступни касается пола, затемкаблук легко проскальзывает по полу, а носок немного поднят. Как только каблук двигающейся вперед ноги пройдет мимо носка опорной ноги, каблук опорной ноги поднимается над полом. Когда шаг достигнет наибольшего размаха, вес тела будет к равной степени распределен между каблуком ноги, сделавшей шаг вперед, и подушечкой ноги, оставшейся сзади, при этом колено передней ноги выпрямлено, а колено задней ноги немного смягчено.

Затем носок ноги, сделавшей шаг вперед, сразу же опускается на пол, когда вес тела будет двигаться вперед. Ступня ноги, оставшейся сзади, начинает двигаться вперед, касаясь пола сначала носком, затем подушечкой, которая проскальзывает по полу до тех пор, пока ступня задней ноги не поравняется со ступней ноги, сделавшей шаг вперед. Затем она продолжает движение вперед для исполнения следующего шага. [2]

> Гай Говард: Шаги вперед.

ПАРТНЕР

В исходной позиции стопы вместе, вес на одной ноге. При движении вперед корпус начинает первым.

Снимите каблук рабочей ноги с пола, слегка сгибая колено, так чтобы подушечка рабочей ноги слегка касалась пола, опорная нога - на всей подошве стопы.

Вынесите ногу вперед от бедра, очень незначительно снимая стопу с пола, затем поместите ее вперед на каблук, носок слегка над полом. В этой точке, при максимальном выносе ноги, переднее колено выпрямлено (но не жесткое), а заднее колено слегка согнуто, и вес корпуса распределен между каблуком передней стопы и подушечкой задней. Каблук задней стопы снимается с паркета при движении передней стопы вперед. Носок передней стопы немедленно снижается, и в конце шага передняя стопа касается пола всей подошвой.

Продолжая движение корпуса вперед, подведите заднюю стопу вперед, с легким давлением на подушечку, затем вынести ногу вперед мимо опорной ноги, очень незначительно снимая стопу с паркета. Повторить цикл движения, как описано выше.

ПАРТНЕРША

В основном работа стопы и ноги та же, что и у партнера, за исключением того, что партнер всегда ведет и контролирует движение. Партнерша не изменяет положение корпуса в паре, но на всех шагах обеспечивает движение корпуса вперед.ЦО]

Согласитесь, что предоставлено слишком мало информации для того, чтобы сделать однозначные выводы о работе ОДА человека во время исполнения танцевальной программы и принципам взаимодействия партнёров.


Лекция 6.

4.5. Тайминг.

Тайминг — понятие, характеризующее в спортивном танце качество двигательных действий. Во-первых - оно относится к понятию «РИТМ», т.е. исполнению танцевальных шагов с определённой скоростью, точным воспроизведением музыкального ритма и ритма исполняемых фигур. Во-вторых - оно характеризует синхронные двигательные действия партнёров относительно друг друга, с учётом скорости, ритма и других составляющих имеющих отношение к биомеханике.

В хореографических композициях составленных из множества фигур, каждая фигура имеет свой ритмический рисунок, танцорам надлежит не только выполнять последовательность фигур, но контролировать ритм и синхронность их исполнения — тайминг. Существуют методы, позволяющие с успехом контролировать параметры тайминга.

В силу различных причин двигательные действия партнёров могут не совпадать по некоторым параметрам {времени, периоду накопления и использования энергии, вектору движения и др.). Несовпадение двигательных действий хотя бы по одному из параметров приводит к рассогласованности в других компонентах двигательных действий, что, в свою очередь, не даёт возможность партнёрам контролировать тайминг в необходимом объёме. Кроме того, партнёры по разному воспринимают музыку, что также создаёт некоторый дискомфорт. Станцованность партнёров зависит, прежде всего, от длительной совместной работы и тщательной проработки компонентов техники.

На ритм и скорость выполнения двигательных действий партнёрами в свинговых танцах оказывают влияние скорость подъёма и скорость спуска (работа стопы), способы накопления необходимого количества энергии и её использования, совпадение вектора движения в паре, мощность и сила потенциальной и кинетической энергии массы тела. Если эти компоненты отработаны, то это значит, что достигнуто хорошее взаимодействие партнёров.


4.5.1. Ритмы и биомеханика.


Ритм имеет решающее значение в эмоциональном характере и окраске танца. Кроме этого, конечно, мелодия.

Мелодия (от греч. melodia— пение, напев, песня), одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия.

Метр - размер такта, определяющий количество долей (ударов) в одном такте. Метры бывают 2-х, 3-х, 4-х дольные, несложные или смешанные (5, 7, 9 и т.д.). Каждый такт, каждый метр может быть сложен из разных длительностей.

Ритм - совокупность длительностей в тактах. В спортивном танце, как правило, применяются длительности: 4/4, 2/4, 1/4, 1/8, редко 1/16. Каждая фигура, исполняемая


танцорами, имеет своё сочетание длительностей. Необходимо определить, когда длительность начинается и когда заканчивается.

Длительности бывают: 4/4, 2/4, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64.

Рассмотрим таблицы ритмов. На них представлены 3-х и 4-х дольные такты. В таблице 2 представлен музыкальный размер 4/4, а также различные сочетания ритмов фигур, исполняемых в Европейской программе спортивных танцев.

В пункте «А» показаны четыре четверти в одном такте. В пункте «В» показаны длительности 2/4. Их две в одном такте и они соответствуют танцевальным шагам, исполняемым в ритме "Slow", "Slow". В пункте «С» показано сочетание длительностей 2/4, 1/4, 1/4, что соответствует ритму "Slow", "Quick", "Quick". Если рассматривать другие пункты, то в них не трудно определить другое сочетание длительностей (ритмов). Стрелками в каждой клеточке таблицы обозначается начало и окончание длительности, понимание этого имеет принципиальное значение для контроля ритмического рисунка фигур партнёрами. Необходимо точно знать, когда начинается и когда заканчивается длительность. Для этого применим числовой счёт от 1 до 4 по количеству ударов в такте (пункт «А»). Если считать «раз», «два», «три», «четыре», то первая четверть начинается в тот момент, когда мы произнесли «раз» и закончится она тогда, когда мы произнесём «два» и т.д.

Каждую длительность танцору необходимо заполнить движением. Что происходит в его ОДА, определяет биомеханика, но чтобы двигательное действие соответствовало законам биомеханики, необходимо так же достичь понимания в вопросе начала и окончания длительности шага. В предыдущем абзаце мы коснулись темы начала и окончания длительностей музыкального такта, а когда в этой связи начинается и заканчивается танцевальный шаг? Не будем вдаваться в лишние рассуждения и ограничимся простым объяснением. Для удобства рассмотрим пункт «В» таблицы 2. В нём показан ритм "Slow", "Slow". Будем считать «раз», «два», «три», «четыре». Первый шаг 'Slow" просчитаем «раз», «два», а второй шаг 'Slow" - «три», «четыре». Ранее мы рассматривали вопрос, связанный с началом и окончанием длительности и определили правила. Следовательно, первый шаг начнётся на счёт «раз», будет продолжаться на счёте «два» и закончится с началом второго шага, который начнётся на счёте «три». Второй шаг начнётся на счёт «три», будет продолжаться на счёте «четыре» и закончится на счёте «раз» следующего такта. Таким образом, музыкальная длительность каждого шага была полностью заполнена движением.

Известны типы шагов исполняемых в музыкальном сопровождении — танцевальный и строевой.

Строевой шаг обычно используется в армии на парадах. Рассмотрим музыку марша и действия солдат. Музыкальный размер марша 2/4, обе доли такта хорошо акцентированы. Марширующие исполняют шаг на каждый музыкальный удар, но, обратите внимание на то, что свободная нога на каждый удар с силой ставится на пол, подчёркивая характер музыкального сопровождения (так называемый «печатный шаг»). Существует техника строевого шага, которая штудируется во время строевой подготовки. Музыка марша диктует определённые требования к способу исполнения и характеру шагов, и использовать принцип танцевального шага в этом музыкальном сопровождении крайне неудобно.

Танцевальный шаг принципиально отличается от строевого шага. Основное его отличие состоит в том, что на музыкальный удар происходит отталкивание опорной

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».


ногой, а свободная нога в этот момент слегка проскальзывает вперёд (исполняет флик даун) и принимает тяжесть корпуса на себя. Танцевальный шаг коррелирует со всеми составляющими техники танца рассматриваемыми биомеханикой спортивного танца.

Таким образом, можно определить различия между двумя типами шагов:

> при выполнении строевого шага свободная нога ставится на пол, акцентируя
музыкальный удар. Если вес переносится на музыкальный удар, то шаг будет
считаться строевым, независимо от того скользит свободная нога по паркету или
ставится сверху;

> при исполнении танцевального шага опорная нога, сообщает импульс энергии ОЦМ

тела, акцентируя музыкальный удар импульсом силы.

Вернёмся к пункту «В». Рассмотрим два медленных шага. Сосчитаем «раз» и оттолкнёмся опорной ногой - это будет началом первого шага. Считаем «два», продолжая исполнять первый шаг и переносить вес на свободную ногу. События, которые происходят в этот момент в ОДА уже были рассмотрены ранее (накопление энергии, тянущее действие и т.д.). В конце счёта «два» происходит максимальное накопление энергии рекуперации, и, когда звучит счёт «три», происходит выброс накопленной энергии для исполнения второго шага. Второй шаг является точной копией первого шага, но продолжается он на счёт «четыре», а заканчивается на счёте «раз» следующего такта. Было рассмотрено сочетание одинаковых (SS) длительностей в одном такте. По такому же принципу исполняются другие сочетания длительностей (SQQ, QQS и т.д.).

Следует обратить внимание, что в музыке фокстрота и квикстепа в четырёх дольном такте акцентируются нечётные четверти «первая» и «третья». Эти акценты хорошо сочетаются с импульсом энергии. Так выглядит танцевальный шаг.

Во время соревнований можно видеть танцевальные пары различного уровня исполнительского мастерства, использующие принцип строевого шага. Как правило, у этих пар наблюдаются затруднения в динамике движения, плохо контролируется ритмический рисунок танца, также страдает свинг, взаимодействие партнёров и пр. У опытных танцоров эти проблемы трудно определить на первый взгляд, но по ряду признаков можно поставить точный диагноз. У менее опытных танцоров, практикующих строевой тип шага, все проблемы ярко прорисовываются. Такие танцоры производят впечатление человека «бегущего за собственными ногами». У этого явления есть ряд причин, но основные были ранее рассмотрены в разделе «4. Ходьба - основной способ передвижения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: