Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца». они всегда фрагментарно исполняются во многих фигурах Европейской программы


они всегда фрагментарно исполняются во многих фигурах Европейской программы. При анализе фигур танцев Европейской программы были выявлены закономерности оптимального движения, параметры взаимодействия и двигательных действий партнёров с точки зрения биомеханики.

5.1. Классы движений и их характеристики.

Вряд ли найдутся танцоры, которые во время танца не испытывали никаких неудобств. После их устранения всё же иногда остаётся ощущение, что ещё что-то не получается так, как хотелось. Некоторые проблемы устраняются быстро, потому что известны их причины и способы устраненчя. Другие проблемы приходится подвергать всестороннему анализу, пробовать различные варианты пока не найдётся тот, что нужен. К сожалению, способ проб и ошибок - это долгий по времени и ненадёжный способ устранения проблем. Бывает так, что многие варианты были испытаны, а проблема как была, так и осталась. Известно, что эта ситуация приводит к напряжённым взаимоотношениям партнёров, а иногда к разрыву. Что же делать?

Если при рассмотрении проблем оперировать знаниями теории биомеханики, то поиск будет целенаправленным. Времени на устранение проблем будет затрачено значительно меньше, а тренировочный процесс будет не таким нервным и напряжённым. Чаще всего партнёры испытывают неудобства из-за того, что каждый из них двигается по своей траектории. Если вектор движения у партнёров совпадает, тогда часть проблем автоматически устраняется. Если неудобства остались, тогда их причины следует искать в других параметрах движения. Классы движений, рассматриваемые в этом разделе, помогут выстроить логику построения двигательных действий партнёров при исполнении различных фигур.

Движение по дуге. Обычно в танцах рассматривается и используется движение вперёд. Практика показывает, что двигаться вперёд в закрытой позиции неудобно по ряду причин. Во-первых, потому, что, не смотря на то, что партнёры стоят в несколько смещённой позиции относительно друг друга и в этой позиции все оси и плоскости параллельны, тем не менее антропометрические особенности партнёров накладывают свой отпечаток на двигательные действия в паре. Во-вторых, как известно из раздела «Простая ходьба», ОЦМ тела человека при движении вперёд совершает колебания вверх и вниз, а также из стороны в сторону. А как себя ведёт ОЦМ тела при движении назад? При движении назад также происходит перемещение ОЦМ тела, но оно не совпадает с партнёром по времени, амплитуде и связано с особенностью работы стопы при движении назад (анатомически стопа, распределение ОЦМ тела и др. не приспособлены для движения назад). В-третьих, антропометрические особенности строения тела партнёров и, конечно, обувь отличаются. Эти несовпадения являются причиной многих проблем. Можем ли мы их устранить? Однозначный ответ - нет! Но, есть возможность свести их влияние к минимуму и, таким образом, приспособиться к ним и к успешному решению общих двигательных задач.

Попробуйте вместе с партнёром в закрытой позиции исполнить шаги вперёд и назад по прямой линии. Ощущается дискомфорт - партнёры как будто мешают друг другу, но воспринимают это как издержки совместного танца. Теперь попробуйте в той же позиции исполнить движение по дуге вправо. Вы почувствуете, что движение стало более комфортным. Если исполнить движение по дуге влево, то движение также будет выполнено легко, но всё же будет менее удобным из-за того, что правая сторона у партнёров закрыта и находится в контакте. Двигаясь по дуге вперёд, мы сводим к минимуму отрицательное воздействие друг на друга. Это проявляется, прежде всего, в том, что трудно синхронизировать процессы, связанные с боковым и вертикальным колебанием ОЦМ тела при движении, а также с противодействием партнёра,

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».


двигающегося назад. Рассмотрим классическое сочетание фигур медленного фокстрота Feather Step и Three Step. Если обратиться к этимологии названия фигуры Feather Step -Шаг Перо. Как это объясняли некоторые лекторы, это название произошло от наблюдаемого эффекта полёта пера выпавшего из крыла птицы, которое, двигась по спирали вниз, совершает вращение. Часть спирали - это дуга. Это объяснение было связано с тем, что чаще всего при исполнении этой фигуры танцевальные пары допускают ошибку и двигаются диагонально к центру прямо.

Если во время исполнения Feather Step и Three Step мы будем двигаться по прямой линии, то во время исполнения шага «2» будем вынуждены исполнить шаг вперёд и немного в сторону для исполнения шага с внешней стороны, что дополнительно усилит естественное боковое перемещение ОЦМ тела. Как правило, в этом случае шаг «3», исполняемый с внешней стороны дамы, создаёт проблемы для обоих партнёров. Прежде всего, ПН партнёра (маховая нога) двигаясь с внешней стороны дамы в СВМР, воздействует на опорную ПН дамы, но и сам партнёр не может уверенно выполнить этот шаг с внешней стороны - мешает опорная ПН дамы. Что приводит, как известно, к искажению линий тела у партнёров в области таза. После выполнения такого шага предстоит предпринять усилия, чтобы вернуться в линию с дамой и проложить исполнением фигуры Three Step.

Если выполнять движение по дуге, то события в двигательных действиях будут развиваться следующим образом. При исполнении шага «1» опорная ЛН сообщает импульс энергии ОЦМ тела. При этом правая сторона и маховая ПН находятся немного впереди. При переходе ОЦМ тела на ПН начинаются амортизационные процессы, накопление энергии и возникает небольшое торможение правой стороны, в результате чего свободная левая сторона, обладающая потенциальной энергией, продолжает инерциальное движение и начинает вращение вокруг опорной правой стороны (момент инерции). Возникает свинг вращения левой стороны (Rotation Swing). В результате свинга левая сторона становиться ведущей и её тянущее действие по дуге сообщает ЛН ноге направление шага вперёд по дуге (шаг «2»). На шаге «3» продолжаются тянущее действие и свинг левой стороны, что вынуждает исполнить шаг ПН с внешней стороны дамы в СВМР.

Во время исполнения этой фигуры двигательные действия дамы соответствуют действиям партнёра. У дамы на шаге «2» её правая сторона выполняет тянущее действие, свингует назад и становится ведущей. Тянущее действие правой стороны дамы по дуге сообщает ЛН направление шага назад в СВМР («3»). На шаге «3» движение по дуге продолжается.

Хочется особенно отметить, что во время совместного движения по дуге партнёры, ко всему прочему, совершают вращение вокруг совместной оси. При переходе к исполнению фигуры Three Step реализуется одно из правил биомеханики - каждому основному действию предшествует действие, направленное в сторону противоположную основному движению. (Примечание: это правило распространяется на все фигуры танцев Европейской программы). Так на шаге «1» фигуры Feather Step правая сторона находится немного впереди левой стороны. Данная позиция левой стороны является предшествующим основному действию — свингу левой стороны на шагах «2» и «3». На шагах «2» и «3» правая сторона выполняет предшествующее действие. Оно возникает в результате свинга левой стороны партнёра вперед по дуге в фигуре Feather Step и является предварительным действием для исполнения свинга правой стороны в фигуре Three Step. Происходит эффект замаха, проявляющегося вращением партнёров вокруг совместной оси. Rotation Swing - это система замахов, используемых практически во всех танцах и фигурах Европейской программы. В закрытой позиции

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного таниа».


сомкнутые руки партнеров, находящиеся на уровне плечевого пояса выполняют функцию махового колеса, известного в физике как аккумулятора кинетической энергии.


с. Движение по дуге влево в танце Tango

Для движения вперёд движение по дуге является предпочтительным, учитывая то, что в танцах Европейской программы чаще всего исполняется, как правило, не более трёх шагов вперёд. Радиус дуги выбирается исполнителями произвольно в зависимости от творческих задач в процессе исполнения программы, а также в зависимости от сложных ситуаций на паркете во время соревнований, когда необходимо круто изменить траекторию движения.

Повороты — это фигуры, выполняемые на шагах, совершаемых с некоторой степенью поворота на каждом шаге — суммарно не более 1/2 на трёх шагах (Natural Turn, Reverse Turn, Weave и другие), а также повороты на шагах вокруг оси одного из партнёров (Impetus, Telemark, Double Reverse Spin и другие фигуры, где применяется Каблучный поворот). В поворотах, исполняемых на шагах, первые два шага исполняются по дуге -вперёд, вперёд с последующим подтягиванием свободной ноги к опорной ноге или шагом в другом направлении.

Рассмотрим Natural Turn танца Waltz. Первые два шага поворота исполняются по дуге так же, как два шага фигуры Feather Step танца Foxtrot - вперёд, вперёд. Левая сторона начинает Rotation Swing по дуге вверх. Далее выполняемые двигательные действия отличаются от фигуры Feather Step танца Foxtrot. Когда масса тела перенесена на ЛН (шаг «2») следует выполнить тянущее действие левой стороны точно вверх от точки опоры и продолжать подъём до момента, когда ПН подтянется к опорной ЛН. (Примечание: в приведённом примере и в других случаях нога подтягивается подъёмом на опорной ноге, а не приставляется к ней). Опорная нога реагирует на тянущее действие вверх и поднимает тело без особых усилий и специального контроля. Растягивание опорной стороны позволяет создать красивые линии и устойчивый свей. Растягивание стороны выполняется со скоростью исполняемого танца. Амплитуда тянущего действия зависит также от творческих задач. Следует отметить, что свей возникает всегда, когда растягивается сторона. Сторона растягивается не только в поворотах, но и в фигуре Change танца Waltz.

Вращения - фигуры, степень поворота которых, равна или превышает 1/2 поворота на каждом шаге, а вращение происходит на переменных осях (Natural Spin Turn, Pivots,

Off Beat Spin's), или вокруг совместной оси (Continued Natural Standing Spin, Fleckerl и др.). Во вращениях в большей степени реализуется кинетическая энергия махового колеса. При исполнении вращений именно взаимодействие партнеров определяет основные параметры вращения.

Во вращательном движении тела двигаются по окружности. Движение по окружности может быть:

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».


Равномерным, при условии, что скорость движения будет равномерной (вращение в фигурах Standing Spin, Fleckerl). При равномерном движении по окружности вектор ускорения направлен к центру. Такое ускорение называется центростремительным. [7]





ft Рис. Радианная мера угла (а). Центростремительное ускорение (б)

Для примера обратимся к фигуре «Continued Natural Standing Spin». Танцевальная пара во время исполнения этой популярной фигуры вращается на месте и совершает равномерное движение. Вращение происходит вокруг совместной оси, а партнёры, при этом, находятся в диаметрально противоположной позиции относительно друг друга. На них действует центробежная сила. Если скорость вращения будет увеличиваться, то эта сила будет возрастать.

> Неравномерным, если скорость тела, движущегося по окружности, изменяется по величине, то, наряду с центростремительным ускорением ац будет иметь место и тангенциальное ускорение Я/. [7]

й Рис. Компоненты ускорения при неравномерном вращательном движении

В отличие от центростремительного ускорения, которое обусловлено изменением направления скорости, тангенциальное ускорение возникает из-за изменения величины вектора скорости. Тангенциальное ускорение всегда направлено по касательной к окружности, и, если скорость увеличивается, его направление совпадает с направлением движения.

Тангенциальное ускорение применяется в спорте. Например, раскручивая молот, спортсмен сообщает ему тангенциальное ускорение для того, чтобы он приобрёл к моменту броска высокую скорость и был бы выброшен в определённом расчётном направлении. [7] В спортивном танце, во время исполнения вращений на переменных осях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: