Детей дошкольного возраста

Анализ современных программ по физическому воспитанию

В настоящее время процесс физического воспитания в дошкольных учреждениях регламентируется программами. Современные программы по физическому воспитанию можно условно разделить на три группы, в которых реализуется как правило, в большей степени, одно из направлений – оздоровительное, образовательное и воспитательное. Так, к программам оздоровительной направленности можно отнести – «Здоровье», «Здоровый дошкольник» и др., к программам воспитательной направленности – «Детство», «Ф.К. – дошкольникам» и др., к программам образовательной направленности – «Истоки», «Радуга», «Программа обучения и развития в детском саду» и др. Вместе с тем, в настоящее время получает развитие еще одно направление - спортизации физического воспитания дошкольников. К программам данной направленности можно отнести – «СА-ФИ-ДАНСЕ», «Преемственность», «Воспитываем гибкость, силу, выносливость», «Старт» и др.

Анализ программ по физическому воспитанию дошкольников, проведенный Р.Б.Стеркиной (1995), В.А.Шишкиной, М.В.Мащенко (2000); С.С.Бычковой (2001), показал, что большая их часть не лишена недостатков. При этом авторы отмечают, что:

  1. Часть программ являются лишь вариациями базовой (еще советской) Программы воспитания и обучения в детском саду 1985 года.
  2. Часть программ является узкоспециализированными, авторскими и требуют от педагога дополнительных знаний и умений тренерской работы.
  3. Практически во всех программах не представлена в целом виде организация двигательного режима дня.
  4. Во многих программах отсутствует раздел «подвижные игры», также их содержание, объем и интенсивность в режиме дня не указана.

Как отмечает Е.А.Черепов (2002) в базовых программах для дошкольных учреждений «Детство», «Радуга», «Развитие» и других организованная двигательная деятельность, по суммарному объему, в ДОУ является заниженной и не может удовлетворять потребности детей в двигательной активности. В то же время, как подчеркивает М.А.Рунова (2000), двигательный режим дня должен обеспечивать реализацию оздоровительного, образовательного и воспитательного направлений в развитии детей.

Результаты исследований С.О.Филипповой (2000), которая также проводила анализ содержания программ по физическому воспитанию, выявили, что во многих программах использована неверная терминология, что дает основание опасаться значительных ошибок в методических подходах или планировании физических нагрузок.

Ю.К. Чернышенко (1998) указывает, что существенным недостатком программ является отсутствие в ДОУ процессуальных блоков, характеризующих технологию реализации поставленных в них задач, что значительно снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Обращаясь к вопросу о формировании физической культуры личности дошкольников можно отметить, что реализация большинства программ, прежде всего, нацелена на развитие двигательной сферы детей, на выполнение нормативов физической подготовки, что существенно снижает их ценность. В некоторых программах оговаривается возможность сопряженного развития физических качеств и психических процессов. Однако, как показал анализ научно-методической литературы, невозможно комплексно и одновременно развивать все психические качества, необходимо отдавать предпочтение тем, которые являются во первых сенситивными и во вторых приоритетными в решении практических задач физической культуры. К ним, прежде всего, относятся процессы восприятия. Вместе с тем, в программно-методических рекомендациях нами не было обнаружено средств физической культуры для эффективного сенсорного воспитания, что обедняет их материал и не дает возможности целостного формирования физической культуры личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: