При изучении этой темы. Библиографический список

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ЛЕКЦИЯ 6

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – 168 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика современного образования //Мир образования. – 1997. – № 2.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь к гуманистической цивилизации XXI века //Новые ценности образования. – М., 1996. –- Вып.6.– 196 с.

4. Генисаретский О. Образовательные политики, инновационно ориентированное управление и характер очередного этапа реформы //Управление школой. – 1997. – № 37.

5. Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2000.

6. Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянства //Живая старина. – 1994. – № 3.

7. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме //Пед. наследие русского зарубежья. – М., 1993. – 267 с.

8. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. – 224 с.

9. Ильин Г.Д. Культуросообразность как смыслообразующий принцип системы непрерывного образования и основы проектированного образования //Проблемы психологии образования. – М., 1992. – 117 с.

10. Истоковедение: В 2 т. /Под ред. И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2001.

11. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М.: Нов. шк., 1996. – С. 109 – 115.

12. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи. – М., 1956. – 310 с.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Изд. 2. – М., 1955. Т.З.– 629 с.

14. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельской школы на традициях русской народной культуры: Автореф… канд. пед. наук. – М., 1996.

15. Митрополит Владимир (Богоявленский) О причине дурного воспитания в наше время //Православное воспитание детей. – М., 1997. – 80 с.

16. Нравственное воспитание школьников /Под ред. И.С. Марьенко. – М., 1969. – 310 с.

17. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Дис. …д-ра. пед. наук. – М., 1999.

18. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. – Кн. 1-2. – М., 1952. – 484 с.

19. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

20. Лазарев А.И. Народоведение: Программа (Пояснительная записка) // XXI век – эпоха духовно-нравственного просвещения: Сб. – Челябинск, 2002. – 211 с.

21. Опыты православной педагогики. – М.: Лит. учеба, 1993. – №5 – 6. – 240 с.

· вы узнаете о существующих программах духовно-нравственного воспитания школьников;

· определите их взаимосвязь с одним из направлений деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию;

· сравните содержание изученных программ и сделайте свой профессиональный выбор.

В настоящее время существует несколько программ духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста: «Народоведение» А.И. Лазарева, «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой, «Нравственное воспитание на основе православия» Г.А. Алексеевой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Сначала – слово» Н.В. Веселовской, «Духовно-нравственные и культурные традиции русского народа» Л.И. Романовой, «Почему мы так говорим? (Библейская история и родной язык)» Е.Ф. Крутых; «Истоки», – программа, основанная на социокультурном системном подходе к истокам в образовании. Кроме того, разработаны программы на основе принципа преемственности (1 – 11 классы): «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной, «Основы православной культуры», рекомендованная Министерством образования, «Введение в предание» Л.В. Суровой и др.

Главными целями курса «Истоки» (И.А. Кузьмин, А.В Камкин, Н.В. Котельникова) являются развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит, как считают авторы, формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения. Задачи:

· дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;

· посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемой учителем, подвести к первым размышления об истоках духовности и нравственности в человеке;

· продолжить формирование в детях ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом, уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации [3, с. 61].

Он содержит темы, в которые заложены такие нравственные понятия, как верность, правда, честь, согласие, терпение, послушание, милосердие, доброта, покаяние, ум и разум, истина, знания и мудрость. Например, программа второго класса имеет 4 раздела: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Каждый из них содержит соответствующие темы: «Имя и доброе качество», «Родовое дерево», «За что я благодарен своим родителям», «Поле и школа», «Почему родные просторы значимы для человека?», «Полевые работы», «Мастера-плотники», «Какое бывает слово», «Смысл праздников», «Храм души» и др. Программа третьего класса включает разделы «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

Тексты соответствующего пособия [2] помогают школьникам найти ответы на такие вопросы, как: почему нам всем нужна надежда, какая надежда не умирает, как согласие надежде помогает, почему терпение и надежда вместе идут, с чего начинается любовь к ближнему, как любовь соединяет, жалеет и терпит, что значит иметь милость в сердце, зачем нужны добрые слова, как покаяние любви учит? и т.п. Их достоинством являются следование православным традициям русского народа, доступность для младших школьников, наличие интересных сюжетов, вызывающих эмоциональный отклик и др. Упущением, на наш взгляд, являются готовые ответы на поставленные выше вопросы, что вступает в противоречие с особенностями выбранного авторами подхода к духовно-нравственному воспитанию.

В основе социокультурного системного подхода профессора И.А. Кузьмина лежит идея активного воспитания, ключом к реализации которой являются активные формы обучения. Ценности вырабатываются только самостоятельно, они не могут быть привнесены кем-то извне. Это результат активной деятельности самого ребенка. «Задача педагога – создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективное общение друг с другом. Необходима активная работа разума и души ребенка, необходимы специальные усилия, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким» [5, с. 3].

Специализированный этический курс занятий с детьми с 1 по 11 класс «Основы этической культуры» разработан под руководством А.И. Шемшуриной. С 1 по 8 класс предмет этики называется «Этическая грамматика» и выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Курс 9 класса – «Этика». Он рассчитан на уже подготовленных к изучению предмета этики школьников. В 10 классе в эту логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11 – «История развития русской этической мысли», методически выстроенный как диалоги с философами.

«Этическая грамматика» имеет четыре раздела, каждый из которых в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет их этические знания. Первый раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимозависимость внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим. В его рамках изучаются такие темы, как «Доброе слово, что ясный день», «Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Каждый интересен», «Оглянись внимательно вокруг», «Роскошь и нищета общения» и др. Главная идея этого раздела – в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу.

Содержание второго раздела связано с этикетом, правилами хорошего тона, с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим. Дети получают навыки поведения в гостях, за столом, в театре, изучают специфические знаки внимания младших к старшим, мужчин к женщинам и т.д. В качестве примера можно назвать такие темы, как «Повседневный этикет», «Лес, речка, луг, где можно отдохнуть», «Как решать семейные проблемы», «Дома и в гостях», «Когда какое слово молвить», «Азы народного этикета» и др.

Третий раздел рассматривает нормы этики, регулирующие отношения с окружающими. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания и предполагает возрастание интереса ребенка к своей внутренней жизни, своим качествам, сопоставлению себя с другими людьми. Эти задачи призваны решать такие темы, как «Подари другому радость», «Душа – это наше творение», «Чью старость утешил?», «Умей быть щедрым», «Праздник благодарности», «Если слышать голос совести» и др.

В четвертом разделе предметом специального внимания становятся жизненные ситуации и проблемы жизни коллектива. Назначение проводимых занятий в рамках этого раздела – анализ и самоанализ поступков, чувств, реакций детей, обогащение эмоционального мира ребенка. Этому содействуют такие темы, как «Если радость на всех одна», «Советуем друг другу», «Дружба начинается с улыбки», «Я, ТЫ, МЫ», «Сберечь обязаны различье, данное природой» и др.

Полностью с содержанием программы можно познакомиться, прочитав книгу А.И. Шемшуриной «Основы этической культуры» [9]. В качестве примера приведем фрагмент занятия в 9 классе по теме «Добро есть жизнь»:

- Как вы думаете, что есть человеческая жизнь?

- Каково ваше отношение к жизни как таковой – как благу или как испытанию?

- Аристотель относился к понятию бытия как творящей активности. А вы как? Раз вам суждено быть, должны ли вы осознанно творить свою жизнь?

- Если не творить самому, то жизнь, как течение реки, понесет человека по своей воле. Так что выбор невелик. Задумайтесь и сделайте его: творить свою жизнь или плыть по течению.

- Спрогнозируйте перспективу своей жизни согласно выбору (работа выполняется на листочках).

- Что в этой перспективе вы рассматриваете как блага?

- Аристотель разделил блага человеческой жизни на три группы: блага внешние, духовные и телесные. Углубитесь в ваш прогноз: какая группа преобладает?

- Попытайтесь теперь осознать, почему?

- Философ Митродор (ученик Эпикура) утверждал, что «то, что находится внутри нас, более влияет на наше счастье, чем то, что вытекает из вещей внешнего мира». Можно ли сегодня утверждать это?

- А известный философ Шопенгауэр, как бы продолжая эту мысль, уже в другом столетии говорил: «Мир, в котором живет человек, зависит, прежде всего, от того, как его данный человек понимает».

Задумаемся над его словами и постараемся соотнести их со своими мыслями: «Различие в богатстве, в чине отводят каждому особую роль, но отнюдь не ею обусловливается распределение внутреннего счастья и довольствия».

- Чем же? Как вы думаете? [9, с. 84 – 86].

Программа «Нравственное воспитание на основе православия» разработана Галиной Григорьевной Алексеевой и предназначена для воскресных школ. Она рассчитана на три года обучения: первый год – урок нравственного воспитания на основе православия, второй и третий годы – христианская история русского народа. Цели программы сформулированы очень сжато:

§ обрести понятие «человек» и осознать высоту его предназначения;

§ обрести навык советоваться со своей совестью перед любым делом;

§ обрести жажду жить по совести.

Образовательной задачей программы является усвоение детьми младшего школьного возраста понятий «совесть», «душа», «порядочность», «нравы», «нравственность», «вера», «надежда», «любовь», «род», «семья», «Родина», «имя», «праздники», «радость», «внимание», «талант», «прощение».

В качестве развивающей задачи выступает пробуждение интереса к полученным знаниям и желание практически реализовать их.

Воспитательная задача заключается в воспитании ответственности за свою жизнь, жизнь своих близких, за судьбу Родины.

Содержание программы реализуется в таких формах, как: лекционный курс, практические работы, экскурсии, встречи с родителями, служителями церкви, проведение православных праздников, участие в таинствах православной церкви, участие в молебнах.

Содержание всех занятий носит, конечно же, религиозный характер. В качестве примера приведем занятие по теме «Грех». Оно раскрывает детям это понятие с точки зрения отношения человека с Богом. «Грех есть беззаконие против закона любви к Богу и людям. Грех есть промах мимо цели. Мимо какой цели промахнулся человек? Быть добрым человеком, которого любит Бог и хорошие люди. Последовательные стадии греха: стремление – желание – привычка – порок – страсть. Три источника греха: от собственной плоти человека, от мира и от дьявола. Два колодца, из которых человек черпает силы для своих дел, слов, мыслей. Первый: «я хочу» – «по собственной воле». Второй: по совести – «по – Божьи».

Думается, несмотря на явно религиозную направленность содержания приведенной темы, его высокий духовный смысл должен привлечь внимание и педагога светского общеобразовательного учреждения. Чтобы раскрыть сущность любого понятия, очень важно обратиться к его исконному значению, пониманию. Приведенное выше суждение: «Грех – это промах против цели» дает нам возможность поразмышлять, порассуждать, найти ответ на вопрос: «Мимо какой цели промахнулся человек?» Не менее полезно, на наш, взгляд обсудить со школьниками ответ на этот вопрос, который дают верующие люди: «Человек промахнулся мимо цели – быть добрым человеком, которого любит Бог и хорошие люди». Важно выяснить, как понимают эти слова дети, как к ним относятся, видят ли в них полезные для себя мысли, могут ли привести примеры, их конкретизирующие. Конечно, при обсуждении такого рода необходима деликатность и осторожность, чтобы не обидеть верующих детей и не оказать давление на учащихся, не приобщенных к религии. Цель таких бесед, думается, должна заключаться в побуждении детей к духовному осмыслению своих действий, поступков.

Согласны ли Вы с высказанным мнением? Обоснуйте свою позицию.

На втором году изучается курс «Христианская история народа русского». Он состоит из двух частей: «Княжеская Русь» и «Самодержавие». Его главную цель Г.Г. Алексеева определяет как воспитание совестливого гражданина своего Отечества. Эта цель конкретизируется в задачах:

§ пробудить совестливые движения в сердце;

§ дать направленность воле желать делать добро;

§ обрести навык перед любым делом советоваться со своей совестью.

Основную часть занятия составляют рассуждения учащихся о судьбах Отечества. В данном случае исторический сюжет является только средством, а не целью. Возникновению у школьников мыслей способствуют вопросы, предлагаемые Г.Г. Алексеевой, которые носят ярко выраженную нравственную направленность. Обсуждая изучаемые события, они размышляют над вопросами:

§ почему так произошло;

§ что случилось с сердцем главного исторического лица, когда он был такого возраста, как сейчас ребята;

§ почему так важно с детства наблюдать за своим сердцем, за всеми сердечными движениями;

§ какими христианскими добродетелями обладал данный исторический персонаж, каковы его поступки;

§ каковы последствия нарушения христианских заповедей.

Программа А.И. Лазарева «Народоведение» призвана помочь школьникам познакомиться с традициями и обычаями русского народа. Курс «Народоведение» задуман как своеобразный предмет не только по содержанию, но и по форме. По мнению автора, традиции должны войти в человека как естество, стать его душой, плотью, проявиться в привычках, во всей системе общественного и семейного поведения. «Чем незаметнее для самого обучающегося войдут в него нужные навыки и привычки, нравственные и эстетические представления, тем полезнее будет курс «Народоведение». Как в старом крестьянском быту сын перенимал у хорошего отца его умения, привычки, даже манеру разговора, не испытывая при этом никакого насилия, натаскивания, тем более – нудных поучений, давящей морализации, так и уроки народоведения должны быть уроками жизни, где теория и практика неразличимо слиты и образуют единый и своеобразный фон. Этот фон – игра и творчество» [7, с. 95 – 96]. Автор программы полагает, что создать такой фон помогает фольклор. Его главное достоинство состоит в том, что человек с самого раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного художественного творчества (и не только художественного). Выбранный А.И. Лазаревым подход помогает сразу решить несколько педагогических задач: вводит школьников в мир народной жизни (имитирует старый народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему материал по народоведению усваивается легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их музыкальный слух, пластику, культуру и живость устной речи.

Программа «Народоведение» призвана решить ряд образовательно-воспитательных задач. Среди них:

· приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства, а также других гражданских качеств, всегда ценившихся народом, – трудолюбия, честности, доброты;

· развитие умственных и физических способностей у детей средствами народной педагогики;

· подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к роли отца-матери, мужа-жены, хозяина-хозяйки своего дома, своей родной земли;

· воспитание у детей любви к своему родному краю, ощущения исторической преемственности поколений;

· направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа, выработку у них иммунитета к разным проявлениям псевдокультуры и др.

В содержание программы «Народоведение» входят знания по традиционному «домострою», о родовых (базовых) видах трудовой деятельности человека, прикладном искусстве русского народа, принципах создания народной одежды, сильных и слабых сторонах народной медицины, соотношении фольклора и религии, об историческом и патриотическом содержании фольклора, традиционной праздничной культуре народа и др. В качестве примера приведем такие темы, как: «Братская любовь пуще каменных стен», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», «Родословное дерево», «Именины», «Обиды калечат, а песни лечат», «На свет родился – с людьми породнился», «Мама – работница, мама – заботница», «Отец со мной – в доме покой» и т.п.

В основе программы Л.В. Суровой «Мироведение» лежит системный подход. Главную цель христианского образования школьников автор видит в том, чтобы способствовать формированию целостного мировоззрения у ребенка, которое дало бы ему возможность реально осуществлять единство мира, взаимосвязанность всех внешних и внутренних процессов жизни. Такой подход заслуживает одобрения. Дело в том, что традиционное обучение, разнопредметность в начальной школе приводят к дроблению, расчленению единой картины мира на части, отдельные элементы, которые младшему школьнику очень сложно самостоятельно интегрировать в своем сознании. Общеизвестно, что ничто так не подавляет творческих мыслительных способностей человека, как знание большого количества верных, но разрозненных фактов. Фрагментарные знания никогда не смогут в сознании ребенка срастись в целостную картину мира, и он невольно окажется в положении человека, который за «деревьями не видит леса». Своей программой Л.В Сурова делает попытку помочь ребенку создать в своем сознании единую структурную модель мира, «вживить» в ум «пространственную решетку» ключевых понятий. Судя по обоснованию программы, сделанному ею, она придерживается идей развивающего образования. Понятия, по ее мнению, не могут быть просто сообщены, они должны быть выведены из всего имеющегося опыта ребенка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с живым наблюдением, личными впечатлениями ребенка. Именно через понятие строится его внутренний мир, происходит освоение духовного пространства жизни, постижение нравственного закона. Но любой закон при этом должен быть не внешним императивом, а внутренним открытием. Только тогда, как справедливо утверждает она, можно надеяться на пробуждение личного нравственного чувства, совести.

В курсе «Мироведение» представлена выбранная автором «лестница» понятий: мир, смысл жизни, свобода человека, два пути жизни, церковь, любовь, добро, благодарение, братство, семья, человечество и искусство, религия и искусство. Достоинством избранного Л.В. Суровой подхода является возможность реализации межпредметных связей. Автор в объяснительной записке описывает их осуществление. «Темы «Мироведения» были началом общего разговора, который в той или иной мере продолжался на других уроках. От общего переходили к частному, обращались к отдельным областям человеческих знаний, к отдельным фактам жизни, все время связывая их между собой, пытаясь определить их место в общей картине мира. История и природоведение расширяли курс «Мироведение» конкретными примерами. Изучение русского языка и математики строилось на наблюдении. Ребятам предлагалось сначала самим обнаружить те или иные закономерности и попытаться сделать первичные обобщения, затем уже учитель уточнял их открытия. По литературе в программных произведениях акцентировались моменты, иллюстрирующие и развивающие положения «Мироведения», подбирались необходимые дополнительные материалы» [8, с. 105]. Таким образом, сделана заслуживающая внимания попытка создания единой образовательной программы на основе курса «Мироведение».

Еще одно достоинство программы – ее спиралевидное построение. Внутри блоков и во всей последовательности курса запланированы повторы и возвраты к уже освоенным понятиям, что позволяет их актуализировать, и ученики оказываются погруженными в ту среду, которую познавали в последнее время. Однако одного осмысления окружающего мира недостаточно. Ребенку нужно ощутить себя в этом мире, найти свой путь и учиться им идти. Эта мысль заявлена в программе, но, на наш взгляд, недостаточно детализирована.

Цель курса «Мироведение» – познакомить ребенка с жизнью в свете христианского предания. Рассказать о мире, Боге, человеке, раскрыть многообразие жизни, дать ощутить свободу выбора человека и ответственность его за свои дела. Ввести ребенка в духовную проблематику, объяснить основные догматические положения православной церкви, связать их с каждодневной жизнью ребенка, подготовить его к таинственной жизни в Церкви. Таким образом, полная реализация этой программы в светской школе невозможна. Тем не менее она будет полезна и педагогу светской школы. Содержание многих занятий способствует именно духовному, внутреннему росту человека, позволяет найти доводы для собственного самосовершенствования. В качестве примера приведем фрагменты занятия на тему «Послушание».

«Что же такое послушание?

Наш мир устроен так, что мы многое узнаем для себя через слушание, через внимание. Это начало любого хорошего дела. Сначала надо послушать, вникнуть, понять, что происходит вокруг, что тебе говорят, потом уже начинать что-то делать.

А замечали ли вы в себе когда-нибудь дух протеста, нежелание слушать кого бы то ни было?

Понаблюдайте за собой, что бывает, когда в нас действует этот дух противления и противоречия? Какие бывают потом последствия?

Самые разрушительные. Когда мы хотим все делать непременно по-своему, ничего хорошего не получается, возникают большие и малые раздоры. Иногда человек из-за своего упрямства даже сворачивает с правильного пути.

Важно, как мы сами относимся ко всему этому. Считаем ли мы это добром, или понимаем, что это дух споров и раздоров, дух-смутьян. Он все путает в жизни, всему мешает. Боремся ли мы с ним?

Послушание противоположно этому духу раздоров. Оно несет с собой дух мира. Послушание – это не пассивное выполнение чьих-то указаний» [8, с. 163 – 164].

Познакомьтесь с фрагментом беседы митрополита Антония Сурожского на тему свободы и послушания, текст которого вы найдете в приложении, и подумайте, можно ли его использовать в духовно-нравственном воспитании школьников.

В октябре 2002 года опубликовано письмо Министерства образования РФ № 14-52-876 ИН/16 от 22.10. 2002 г., рекомендующее введение в образовательные программы школ факультативного курса «Православная культура», преподавание которого должно осуществляться на добровольной основе и в соответствии со светским принципом образования. В связи с этим изучение православной культуры в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях не может сопровождаться совершением религиозных об­рядов, отправлением религиозного культа, требовать от учащихся и их родите­лей православной религиозной самоидентификации в любой форме и пре­пятствовать их свободному мировоззренческому или конфессиональному само­определению, предусматривать обязательное участие обучаемых в религи­озных службах, преследовать в качестве образовательной цели вовлечение учащихся и их родителей в религиозную организацию.

По отношению к содержанию общего социально-исторического образова­ния, а также религиоведения как области фактических исторических и социо­логических знаний о религии и религиозной культуре, изучение «Основ право­славной культуры» в средней школе, по замыслу авторов, является тематическим этноконфессиональным расширением, ориентированным на углубленное оз­накомление учащихся с православной христианской культурой в России как частью национальной культурной традиции. Спецификой курса является ориентация его содер­жания на образовательно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к конкретному типу культуры, формирование и развитие социального опыта и навыков социального взаимодействия представителей разных национально­стей и конфессий в условиях единого российского государства. В соответствии с этим, изучение православной культуры в процессе общего среднего образования направлено на достижение следующих конкретных целей. В сфере личностной самореализации учащихся:

- приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения; содействие формированию целостной картины мира;

- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационально­го общения, любви к Родине, семье и согражданам;

- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, эколо­гической культуры школьников;

- формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности национальной российской культуры;

- реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределе­ние при получении общего образования, свободный выбор взглядов и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении и др.

В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:

- приобретение знаний, необходимых для ориентации в совре­менном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;

- формирование навыков социального партнерства в современном россий­ском обществе, навыков сотрудничества, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества и др.

В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

- формирование культурологической компетентности учащихся общеобра­зовательной школы в области знаний об истории традиционной православ­ной культуры России в историческом прошлом и в современности;

- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского пат­риотизма и гражданственности.

Объ­ем знаний, изучаемых в процессе преподавания предмета «Православная культура», формируется из трех блоков в соответствии со ступенями полного среднего образования. Содер­жание блоков выстраивается на материале семи образовательных линий:

1. Историко-культурное содержание Библии.

2. Основы православной этической культуры.

3. Православие в истории искусств, литературы и письменности.

4. История православной культурной традиции России.

5. Основы православной философской мысли.

6. Региональный и школьный компонент образования.

В качестве примера приведем содержание некоторых образовательных линий. 1) «Основы православной этической культуры» (2-й уровень) включают следующие темы: «Человек как образ и подобие Божие. Отличие человека от других живых существ. Душа и тело человека. Понятие совести человека. Брак в православном понимании. Благоразумная любовь к каждому из членов семьи. Ответственность человека в кругу семьи. Свобода воли (выбора) человека. Основные вредные привычки. До­брые привычки. Отношение человека к неодушевленному тарному миру». 2) «Основы православной философии» содержат следующие элементы знаний: «Общее понятие культуры как способа и результатов взаимодействия челове­ка с окружающей средой. Мировоззрение (картина мира) как духовная основа культуры. Религия и философия. Религиозно-философские идеалы Библии. Религиозно-философское наследие отцов Церкви. Русская религиозно-фило­софская мысль XI — XX вв. Православное понимание происхождения мира. Понятие «Бог». Понятие «духовная жизнь». Идеи творения и Божественного Откровения. Жизнь человека — дар Божий. Смысл и ценность человеческой жизни. Христианское понимание смерти. Православное понимание счастья. Понятия веры и надежды».

Рамки лекции не позволяют дать развернутую характеристику существующих программ духовно-нравственного воспитания школьников. Но и приведенные примеры, думается, дают возможность будущим педагогам осуществить свой профессиональный выбор. Более подробную информацию можно получить, изучив литературу, указанную в библиографическом списке.

Библиографический список

1. Алексеева Г.Г. Нравственное воспитание на основах православия. – Саратов, 2000.

2. Бандяк О.А. Истоки. 2 класс: Метод. пособие. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2000. – 80 с.

3. Истоковедение: В 2 т. /Под ред. И.А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова. – М.: Технол. шк. бизнеса, 2001. – 2 т.

4. Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобр. школ, гимназий, лицеев: В 3 т. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.

5. Камкин А.В. Истоки. – М.: Технол. шк. бизнеса, 1999. – 112 с.

6. Новицкая М.Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение» для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Нач. шк. – 1994. – № 7. – С. 62 – 66.

7. «Сначала полюби, потом научи» // XXI век – эпоха духовно-нравственного просвещения: Сб. – Челябинск, 2002. – С. 95 – 190.

8. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. – М., 1996. – 495 с.

9. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. для учителя. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 112 с.

ЛЕКЦИЯ 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: